«Яндекс Драйв» заявляет свою программу выкупа автомобилей как альтернативу автокредиту. Чтобы в ней поучаствовать, достаточно при аренде автомобиля указать желание его выкупить — сервис сам рассчитает, в какую сумму это обойдётся и когда нужно будет её внести. Как сообщает пресс-служба сервиса, ежемесячный платёж за такой автомобиль, включая аренду, будет меньше, чем за аналогичную машину при автокредите.
Время выкупа фиксированное: оно составляет от года до четырёх лет. Пока в программе доступны 650 автомобилей в Москве и Петербурге.
Выглядит инициатива несколько подозрительно. Зачем каршерингу продавать свои автомобили, приносящие ему доход, да ещё и дешевле, чем при автокредите? Наверняка ведь есть подводные камни?
Опрошенные 78.ru эксперты призвали подводных камней не искать. Конечно, инициатива выгодна в первую очередь самому «Яндексу», это грамотный и экономически оправданный сценарий, отметила в беседе с изданием доцент кафедры экономики Президентской академии в Санкт-Петербурге, кандидат экономических наук Олеся Десятниченко.
— Выгода для «Яндекса» в том, что автомобили, находящиеся в краткосрочной аренде, получают больший износ при тех же пробегах, чем в долгосрочной. Кроме того, человек, понимая, что в перспективе этот автомобиль, весьма вероятно, станет его собственностью, будет более бережно и рачительно к нему относиться. А это значит, что он будет требовать меньших затрат на техническое обслуживание, что теоретически способствует росту прибыльности для «Яндекса», — указала эксперт.
Действительно: «Яндекс Драйв» предоставляет возможность отказаться от выкупа в любой момент и оплатить только срок аренды, техническое обслуживание автомобиля при этом он берёт на себя. Значит, ему выгодно, чтобы водитель использовал автомобиль максимально аккуратно — а к чему можно относиться аккуратнее, чем к своей будущей собственности?
— Каршеринги хотят снизить свои издержки. Поддержка автопарка требует значительных затрат на обслуживание и амортизацию, а продажа автомобилей позволяет освободить средства для обновления автопарка, — отметила в беседе с 78.ru ещё одну причину продажи каршеринговых автомобилей управляющий директор компании Frank Auto Ирина Франк.
Олеся Десятниченко обратила внимание, что после трёх-четырёх лет эксплуатации любой автомобиль накапливает физический износ и начинает чаще нуждаться в более дорогом и сложном обслуживании и ремонте. Владеть таким автомобилем компании невыгодно — как с точки зрения затрат на сам ремонт, так и с точки зрения недополученной прибыли, пока автомобиль находился в ремонтной зоне, а не передвигался по дорогам.
— Также за три-четыре года автомобиль накапливает моральный износ. Появляются новые модели и модификации. А тот оператор шеринга, который всегда предлагает новые и относительно «свежие» автомобили своим клиентам, получает большую лояльность с их стороны, — отметила эксперт.
Есть и другие положительные для «Яндекс Драйва» моменты, на которые указал в разговоре с 78.ru доцент Финансового университета при правительстве РФ Пётр Щербаченко. Во-первых, это расширение клиентской базы, так как подобные предложения могут привлечь новых клиентов. Во-вторых, увеличение дохода — продажа автомобилей после аренды может стать его дополнительным источником. И наконец, в-третьих — улучшение имиджа на рынке.
— «Яндекс», по сути, стремясь отказаться от сложного и дорогостоящего обслуживания автомобилей, предоставляет эту возможность будущему собственнику. Сам же он будет иметь при этом репутацию компании, у которой в парке преимущественно новые автомобили, — резюмировала Олеся Десятниченко.
Получается, «Яндекс Драйву» его инициатива со всех сторон выгодна — что, впрочем, неудивительно, поскольку любая компания прежде всего стремится получать прибыль. Но есть ли выгода для покупателя?
Эксперты в беседе с 78.ru объяснили, что предложение «Яндекс Драйва» с экономической точки зрения похоже на рассрочку с итоговым платежом или — ещё больше — на автолизинг.
Особенность автолизинга, которая отличает его от кредита, — это момент, в который право собственности переходит к покупателю. Договор лизинга может предусматривать переход имущества в собственность лизингополучателя по истечении срока договора, обычно после выкупного платежа, но возможно, что имущество перейдёт в собственность до истечения договора по соглашению сторон, указал Пётр Щербаченко.
— В принципе, да, данную инициативу можно рассматривать как форму автолизинга. В автолизинге клиент арендует автомобиль на определённый срок с возможностью его выкупа по истечении срока аренды. В случае «Яндекс Драйва» аренда с последующим выкупом также подразумевает использование автомобиля в течение времени с последующей возможностью его приобретения, — констатировал эксперт.
При этом у автолизинга перед автокредитом есть существенные преимущества. Например, здесь не требуется первоначальный взнос — получается, что большую сумму надо скопить к концу срока выкупа, а не к его началу. Кроме того, предварительная аренда позволяет протестировать автомобиль перед покупкой. И конечно, существенным преимуществом является отсутствие долговых обязательств.
— В случае аренды нет необходимости оформлять долгосрочные кредитные обязательства, что может быть менее рискованно в финансовом плане, — отметил Пётр Щербаченко.
Учитывая, какие проблемы сегодня возникают при попытке взять любой кредит из-за действий Центробанка для снижения инфляции, альтернатива действительно может быть интересна большому количеству потенциальных покупателей. Именно это, а также рост стоимости автомобилей сделало инициативу «Яндекс Драйва» интересной и своевременной, отметили эксперты.
— С одной стороны, «Яндекс» стремится использовать удачный с точки зрения текущих процентных ставок момент для запуска такого продукта, как аренда с выкупом. При ставке на уровне 8–12% это предложение имело бы гораздо меньший потенциал среди клиентов, чем при текущих ставках 20+%. С другой стороны, есть те, кто хотел бы прибрести, по сути, в рассрочку не старый ещё автомобиль с безупречной историей эксплуатации и обслуживания. При этом сохраняется возможность отказаться от выкупа, если планы изменились, — пояснила Олеся Десятниченко.
Как отметила Ирина Франк, в каршеринговых компаниях понимают, что для многих пользователей аренда автомобиля является временным решением, а возможность выкупа может стать стимулом для тех, кто задумывается о покупке машины. При этом для клиентов условия выкупа могут оказаться более привлекательными по сравнению с традиционным автокредитом, не говоря уже о покупке с рук у частного лица.
— Приобретение автомобиля из каршеринга может стать отличной инвестицией, если машина продаётся в хорошем состоянии и по доступной цене. У таких авто, как правило, есть чёткая история эксплуатации, что заметно снижает риски, — резюмировала Ирина Франк.
Если учесть, что в период аренды эксплуатационные расходы берёт на себя «Яндекс Драйв», то его инициатива и для потенциального покупателя тоже выглядит со всех сторон выгодной.
Что же получается — классический win-win, все в выигрыше? И никаких подводных камней?
Не совсем. Без подводных камней такие проекты не обходятся, и здесь они также есть. Их эксперты назвали два: во-первых, это особенности автолизинга в целом, а во-вторых — состояние машин, которые можно приобрести с его помощью.
При всех преимуществах у автолизинга, к которым относится и инициатива «Яндекс Драйва», есть свои недостатки. И это — условия выкупа.
— Необходимо внимательно изучить условия выкупа, так как они могут включать дополнительные комиссии, — предупредил Пётр Щербаченко.
Есть и другие проблемы автолизинга, о которых рассказывали эксперты 78.ru ранее. Это, к примеру, более дорогая страховка каско, риск, что лизинговый автомобиль могут забрать за долги лизингодателя — ведь до полного выкупа машина остаётся в собственности фирмы, а не покупателя, это главное отличие автолизинга от автокредита. Всё это делало автолизинг менее интересным для физических лиц инструментом, чем покупки в кредит.
Однако с «Яндекс Драйвом» часть проблем отпадает сама собой: вряд ли компания с таким именем может внезапно обанкротиться, эксплуатационные расходы она несёт сама, а досрочное погашение — ещё одна проблема автолизинга, — как заявляла пресс-служба, доступна уже через несколько месяцев аренды. Остаются только условия самого договора, к которым нужно быть предельно внимательным.
— Рекомендуется внимательно изучать условия, проводить сравнительный анализ с традиционными формами покупки автомобиля и сравнивать его стоимость, — указал Пётр Щербаченко.
Вторая крупная проблема покупки автомобилей из каршеринга — это их техническое состояние. Конечно, каршеринг — не такси, после использования в которых покупать машины не советуют из-за высокого износа, однако и здесь они эксплуатируются активнее, чем в обычно жизни.
— Среди подводных камней — скрытые повреждения, которые видны не сразу. Автомобили из каршеринга эксплуатируются достаточно интенсивно, что приводит к большому количеству поломок и необходимости в ремонте, — отметила Ирина Франк.
Эксперт составила для 78.ru памятку, на что следует обратить внимание при покупке автомобиля из каршеринга:
1. Техническое состояние.
— Проведите независимую диагностику машины, выясните точный пробег, определите возможные повреждения и состояние основных систем (двигатель, трансмиссия, тормоза), — рекомендовала Ирина Франк.
2. Документация.
У автомобиля должна быть вся необходимая документация, включая сервисную книжку и историю обслуживания.
3. Договор купли-продажи.
Это то, о чём говорил Пётр Щербаченко: нужно проверить, нет ли при выкупе дополнительных комиссий. Также Ирина Франк добавила, что следует проверить условия гарантий и возможность возврата.
— Заранее определите, как вы будете использовать автомобиль — это позволит создать реалистичные ожидания относительно его производительности и стоимости обслуживания, — подытожила эксперт.
В целом, как указывают специалисты, инициатива «Яндекс Драйва» может стать хорошей альтернативой автокредиту для тех, кто хочет получить автомобиль с небольшим пробегом и в неплохом техническом состоянии. Главное — быть внимательным ко всем аспектам покупки.
И если инициатива покажет свою востребованность, её наверняка подхватят и другие каршеринги — а значит, появится конкуренция и условия для покупателя могут стать ещё интереснее.