Прямой эфир

«Перед Новым годом был рекорд — 230 тыс. рублей»: вся правда о работе курьера

Светлана Улитина
Сегодня, 12:56
Лицо курьера в России в последние годы сильно изменилось. Это давно уже не смуглый гость из Средней Азии, работающий от зари до зари за копейки, а высокооплачиваемый и очень востребованный специалист. Правда ли, что доставщики получают больше чем программисты, и почему даже при зарплате в 200 тыс. в месяц курьеров всё равно катастрофически не хватает? Разбираемся с 78.ru.
Коллаж 78.ru: freepik.com/master1305, ИЗВЕСТИЯ/Сергей Лантюхов, flaticon.com/Pixel perfect

«Станьте курьером с доходом до 189 000 ₽ в месяц!», «Вакансии курьера с заработком до 8000 рублей в день!», «Курьер-партнёр — доход до 230 000 ₽ в месяц!» — сотнями подобных объявлений пестрят сайты по поиску работу, соцсети, доски объявлений и даже просто рекламные баннеры на улицах городов. Ozon, Wildberries, СДЭК, «Самокат», Delivery Club, «СберМаркет», «Яндекс-Еда», «Яндекс-Лавка» и «Яндекс-Доставка» — вот только несколько крупных игроков на рынке услуг доставки, и все они постоянно набирают новых сотрудников.

Так и хочется спросить, а куда девались старые? И почему при таких заманчивых зарплатах проблема с нехваткой курьеров в России не только не решается, но и встаёт всё острее?

Россия осталась без курьеров?

Онлайн-торговля в России набирает обороты. Всего за три года её объёмы выросли в два раза, до 6 трлн рублей. А вместе с ней подскочил спрос на курьеров — в некоторых городах аж в четыре раза! Но желающих работать в доставке всё равно не хватает, даже несмотря на зарплаты, которые растут буквально на глазах.

По данным HeadHunter, средняя зарплата курьера в Москве сейчас составляет 124 тыс. рублей в месяц. Это при полной занятости. Но если брать больше заказов — по 50—60 в день — доход может достигать 200 тыс. рублей.

— Когда работал на стройке, мог находиться на объекте по 60 часов в неделю. В месяц выходило 130 тыс. рублей. Сейчас до 180 тыс. рублей зарабатываю, а перед Новым годом был рекорд — 230 тыс. рублей, — рассказал изданию КП курьер из Казани Артём.

Экономист Евгений Коган считает, что это неудивительно:

— Думаю, свою роль сыграла борьба с незаконной миграцией, из-за чего мы наблюдаем в России дефицит курьеров и прочих неквалифицированных кадров, — подчеркнул эксперт в беседе с «Ридусом».
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Дмитрий Коротаев
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Дмитрий Коротаев

Доставки много, курьеров мало

Казалось бы, при таких зарплатах желающих должно быть полно, но это не так. В России сейчас работает чуть больше 1 млн курьеров, а нужно минимум на 200 тыс. больше. И это только начало: эксперты уверены, что к концу года дефицит вырастет до 300 тыс. человек.

— Наблюдается просто сумасшедший кадровый голод, — отмечает HR-эксперт Гарри Мурадян.

Почему же так происходит?

  • Меньше мигрантов. Ужесточение правил въезда и падение курса рубля сделали работу в России менее выгодной.
  • Новые приоритеты россиян. Людям выгоднее пойти на службу по контракту, чем крутить педали и наматывать километры в доставке.

Онлайн-шопинг диктует свои правила

Люди всё активнее заказывают товары через интернет, а компании не справляются с растущим объёмом заказов. Чтобы привлечь сотрудников, приходится поднимать зарплаты, но даже это не спасает.

Интересно, что в США, где населения в два раза больше, курьеров примерно столько же — чуть больше 1 млн человек. Но там доставка активно автоматизируется: посылки всё чаще доставляют дроны и роботы.

Сколько в реальности зарабатывают курьеры?

Сегодня в нашей стране сложилась действительно уникальная — если не сказать абсурдная — ситуация: курьер без образования и навыков, разъезжающий на велосипеде по городу, зарабатывает больше, чем врач или учитель. Более того, на фоне нехватки рабочих рук и растущей популярности доставки их зарплаты в последнее время даже превысили доходы айтишников.

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Кристина Кормилицына
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Кристина Кормилицына

Тут всё же стоит отметить, что речь идёт именно о новичках в сфере программирования. Но даже это поражает экспертов. Основатель портала SuperJob Алексей Захаров в беседе с изданием «БизнесOnline» отмечает:

— Зарплата курьера в Москве сейчас стала сопоставима с оплатой труда начинающих программистов, чего вообще никто не мог предположить и представить себе даже в страшном сне. Средний программист, конечно, получает сильно больше курьера, но то, что начинающий специалист этой профессии будет получать столько же, а то порой и меньше, конечно, было за пределами всяких прогнозов.

Всё не так сладко

Рекламные слоганы с обещанием зарплат курьерам в 150 тыс. рублей и выше звучат заманчиво, но стоит понимать, что это — скорее верхняя планка. На деле всё зависит от множества факторов, включая регион проживания. Согласно данным Lenta.ru, в среднем курьеры зарабатывают от 70 до 160 тыс. рублей. Но на практике эта сумма часто оказывается ниже.

— Это моя основная сфера деятельности. Работаю я по четыре-пять дней в неделю. Зимой работал и по 14 часов. Чистыми зарплата выходит от 30 до 60 тыс. рублей, — рассказал журналистам Ura.ru курьер из Тюмени.

Да и в Москве ожидания не всегда совпадают с реальностью: заработать 200 тыс. в месяц можно разве что при круглосуточной работе, а такой график выдержит далеко не каждый. Иллюзии о лёгком заработке в крупных городах часто разбиваются о реальные условия работы. Один из сотрудников столичной курьерской службы поделился своим опытом:

— Работаю в доставке в Москве. За день стабильно получается 3000 грязными. Но заказы копеечные. По 100 рублей, во время определённого времени любой заказ стоит 160 рублей. Выполняю 10 заказов и мне кидают бонус 1000 рублей. Так и выходит плюс-минус 3000 рублей. Работаю примерно по восемь часов с перерывом час дома. И да, работаю на велосипеде на аренде, за неделю отдаю 4000. Вот и считайте, сколько можно заработать. Конечно, можно было и 4000—5000 за смену делать, но мне моё здоровье важнее.
Фото: Komsomolskaya Pravda/globallookpress.com
Фото: Komsomolskaya Pravda/globallookpress.com

Штрафы, выговоры и полный бардак

При этом минусов в работе курьеров хоть отбавляй — легко и беззаботно всё выглядит только в рекламных роликах. Например, даже за минутное опоздание можно получить штраф, а любой «косяк» при выполнении заказа грозит увольнением.

Вот что рассказал о внутренней «кухне» бывший курьер популярного сервиса доставки «Самокат»:

— «Самокат» ориентируется на слоган, что доставить заказ нужно за 15 минут. А как насчёт того, что два заказа за 15 минут, а иногда и три. Вот тут и начинается. Ну ладно, было бы без разницы на это, опоздал и опоздал. Я ещё забыл сказать, что из этих 15 минут ещё сборка заказа идёт. А ещё больше хотите удивиться? То есть, если большой заказ попадется, то заказ долго собирается, а за остаток времени должен отвезти заказ.

По словам мужчины, максимально допустимое опоздание — восемь минут. Если больше восьми минут, сотрудник получает выговор. Причём не только за опоздание к клиенту, но и за опоздание в ЦФЗ.

— Если опоздаешь на слот, то координатор звонит и спрашивает причину и может просто заблокать аккаунт. Если не придёшь на слот, то идёт выговор-увольнение.

Плюс «Самоката» в том, что там хотя бы не штрафуют, говорит автор. Но зато есть один немаловажный нюанс, который для многих новичков становится неприятным сюрпризом — болеть на работе нельзя от слова «совсем».

— Если вам станет плохо или вы заболеете, то учтите, что вы обязаны отработать временной интервал, потому что вы партнёр «Самоката», но не работник, а отменить или изменить слот нельзя. И да, директор скажет писать в поддержку, чтобы отменили, если предоставите справку, поддержка пошлёт к координатору, а координатор в поддержку и к директору
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Анна Селина
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Анна Селина

Отдельно экс-сотрудник доставки отмечает, что в «Самокате» очень плохо отлажены коммуникации и никак не отрегулированы полномочия сотрудников разных уровней. Из-за этого постоянно случаются недопонимания и спорные ситуации.

— Поддержка, оказывается, справочная информация, которая не отвечает за трудовой договор и прочее, координатор лишь контролирует исполнение обязанностей сотрудников и может менять слоты, но не отменять, а директор лишь командир курьеров и подчинённых, который отвечает за соблюдение порядка в ЦФЗ. Итого, полный бардак, — резюмирует курьер. — Чтобы понимали ситуацию: директор банально не знает, когда выплачивать зарплату, но об этом знает справочная информация, а справочная информация говорит, что стажёрам 26 и 12, а кто-то говорит, что 26 и на следующей неделе.

В итоге молодой человек уволился, отработав всего несколько дней. Но и тут не обошлось без «подстав»: вместо положенных 16 тыс. рублей он получил всего 5000. Попытки разобраться в ситуации никаких результатов не принесли.

— Заранее предупреждаю тех, кто захочет пойти в «Самокат». Какой бы ситуация не была, или положение и прочее — туда ни ногой, — предупреждает разочаровавшийся в работе курьера мужчина. — Всем плевать на твоё самочувствие и условия труда. Нет чёткой системы и ничего. Обязанности меняются, и курьеры часто меняют товароведов и других, товароведы убирают помещения, курьеры тоже, компания строит планы бешеные по заказам. В общем, бардак и хаос.
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Анна Селина
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Анна Селина

Чаевые и карьерный рост

Что касается щедрых чаевых, которыми зачастую заманивают на работу новых курьеров, то на них рассчитывать особенно не приходится.

— Чаевые дают редко, бывает что за две недели работы ни одних чаевых, даже за ужасную погоду редко будут давать чаевые, — рассказал один из бывших курьеров.
— Будьте, пожалуйста, людьми, оставляйте чаевые курьерам сообразные тому, за сколько бы вы сами тащили 20-30-40 кг еды особенно в дождь или в метель (если заказываете тонну еды) или разбиваете на две доставки, — обращается ко всем заказчикам другой курьер. Курьеры тоже люди, никому не нравится тащить тяжести в пакетах, которые режут пальцы несколько десятков метров. А ты как не возьми этот пакет драный, он всё равно будет резать пальцы.

Со стремительным карьерным ростом «из курьера в директора» тоже не всё так просто. Да, шансы есть, но пропорционально «карьере» растёт и ответственность, однако на зарплате это, увы, никак не сказывается.

— Карьерный рост имеется, вы можете стать сборщиком заказов (но не на всех ЦФЗ, а только там, где большая нагрузка, т. е. заказов в день более 300), можете стать товароведом и даже директором, — признаёт бывший сотрудник доставки. — Но вот вам пример с моего ЦФЗ, паренек отучился на товароведа, поработал пару дней и уволился, он просто не выдержал той нагрузки, которая там имеется, а платят не такие большие деньги, примерно 40 тыс. на руки.
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Павел Волков
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Павел Волков

Накосячишь — вылетишь пулей

При этом уволить курьера — дело пары минут. Всё потому, что курьеров чаще всего не оформляют в штат, а подписывают договор как с самозанятым — это, как говорится, две огромные разницы, и отнюдь не в пользу сотрудника.

— Так как вы будете самозанятым, то работать вы будете на птичьих правах, вас в любой момент могут выставить за дверь, стоит отметить, что увольнение зависит от товароведов и директора и конечно же от вас, — делится экс-курьер. — Обычно увольняют ребят за невыход на смену (т.е. смена подверждена и вы обязаны выйти, но никого не предупредили и не вышли), за грубую ошибку при доставке. К примеру, доставили не тому клиенту или же доставили не тот заказ или жалоба от клиента, ситуации разные, но здесь зависит как вы себя зарекомендуете, даже грубую ошибку могут простить, но накосячите вновь — вылетите пулей.

Испытание холодом

Отдельно стоит упомянуть о погодных условиях. Самое тяжкое для курьеров время — осень-зима. Оно же, впрочем, и самое хлебное: в холода горожане чаще ленятся ехать в магазин и прибегают к услугам доставщиков. Особенно нелегко приходится велокурьерам: мало того, что самому холодно, так ещё и двухколесный транспорт не выдерживает и замерзает.

— Ехать становится тяжелее в разы, поскольку смазка внутри загустела. От ветра спасает горнолыжная маска — без неё никак, — рассказал изданию Е1 курьер из Екатеринбурга по имени Дмитрий.

Идеальный график и… знакомства с девушками

Тем не менее, в работе курьера действительно есть такие плюсы, которые для многих разом перевешивают все негативные моменты.

Фото: Bulkin Sergey/globallookpress.com
Фото: Bulkin Sergey/globallookpress.com

Главный плюс — гибкий график, который позволяет без проблем совмещать доставку с личными делами, занятиями спортом или даже второй работой.

— График для меня — едва ли не главный фактор, чтобы вновь и вновь возвращаться в доставку, — говорит курьер по имени Николай. — Просто и основную специальность забывать не хочется, поэтому иногда устраиваюсь на обычную пятидневку. А курьерствуешь, как тебе удобно. Хочешь по классике: с девяти до шести. Хочешь два часа в день доставляй.

Ещё один важный плюс — работа в доставке мощно прокачивает умение общаться с людьми.

— Курьер — это постоянный контакт с социумом: клиенты, сотрудники компаний, у которых забираешь заказы, случайные прохожие, которые что-то спрашивают у тебя, — говорит курьер по имени Георгий. — Туристы часто подходят — и правильно делают. Я не знаю людей, которые бы лучше курьеров знали город. Доставка развивает коммуникабельность. Кому-то даже помогает с девушками знакомиться.

А ещё у курьеров одно из самых крепких и дружных комьюнити — своего рода профессиональное братство, которым можно гордиться. 22-летний житель Самары по имени Сергей признаётся — работать с такими коллегами одно удовольствие, никаких «террариумов», как у офисных сотрудников.

— Например, машина утром не завелась: ребята подъедут и помогут. Да даже если просто к другому курьеру на улице обратишься — всегда откликаются на просьбу о помощи.

Что ждёт курьеров дальше?

В том, что потребность в курьерах в ближайшее время будет лишь расти, эксперты не сомневаются. Так, экономист Евгений Коган уверен:

— Если власти продолжат последовательную борьбу с нелегальной миграцией, то зарплаты курьеров, в условиях дефицита кадров, станут ещё выше.
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Сергей Лантюхов
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Сергей Лантюхов

Пока же рынок доставки переживает настоящий кризис: спрос на курьеров растёт, а найти их всё сложнее. Кажется, вскоре курьеры станут едва ли не самой востребованной профессией в стране.