«Чёрная пятница» — одна из самых старых распродаж в истории. Своё начало она берёт ещё в XIX веке: именно тогда в США появилась традиция проводить распродажи в пятницу, которая следует за Днём благодарения. Поначалу она была нерегулярной, но с середины XX века получила не только признание, но и имя — «Чёрной пятницей» тотальную распродажу назвали продавцы Восточного побережья США в 1966 году. С тех пор «Чёрная пятница» проводится каждый год, давая старт рождественским распродажам.
На Западе это время огромных скидок, которые вызывают небывалый ажиотаж. В Россию же «Чёрная пятница» пришла только в 2013 году, причём состоялась она на неделю позже, чем в остальном мире. Поначалу акция тоже вызвала ажиотаж, однако он быстро сошёл на нет, а распродажа получила не лучшую репутацию, поскольку продавцы вместо скидок пошли на хитрость: накануне подняли цены, а в день распродажи опустили их до прежних значений.
Тем не менее и в России акция прижилась: с 2013 года она проводится ежегодно, и в ней участвует всё больше магазинов, как офлайн, так и онлайн. Интерес продавцов к акции очевиден, ведь для них это дополнительный стимулятор потребительской активности, пояснила в беседе с 78.ru доцент кафедры экономики Президентской академии в Санкт-Петербурге, кандидат экономических наук Олеся Десятниченко.
— Меняться может масштаб скидок, механизм их предоставления, ассортимент товара, число участников и пр. Распродажа широко анонсируется, и спрос, безусловно, демонстрирует рост. Продавцам легче быстро сбыть менее ликвидный товар именно в этот период. Основная идея любой распродажи — это, снизив маржинальность единичных продаж, повысить валовую прибыль, — констатировала эксперт.
Не падает интерес к «Чёрной пятнице» и со стороны покупателей, даже несмотря на непростую ситуацию в экономике. Правда, в 2024 году возможный спрос оценивают по-разному: так, ранее аналитики сообщали, что продажи вырастут только на 6% (в 2023 году они выросли на 16%). А вот специалист по рекламациям службы доставки Dalli Екатерина Денисова в беседе с 78.ru отметила, что в 2022–2023 годах интерес к распродажам, напротив, был снижен, а в текущем году ожидается его восстановление.
— По данным SuperJob, каждый десятый россиянин планирует совершить покупки в «Чёрную пятницу». Средний бюджет на покупки за год вырос на 17% и составит более 20,5 тыс. рублей. Внешние экономические изменения сделали людей более внимательными к своим расходам, однако стремление найти выгодные предложения остаётся высоким. В этом году на спрос влияют восстановление потребительских настроений и рост заработных плат. Согласно данным сервиса «ЮKassa», обороты онлайн-площадок во время «Чёрной пятницы» могут вырасти на 20% по сравнению с предыдущим годом, — привела цифры эксперт.
Больше всего в «Чёрную пятницу» россияне покупают одежду и обувь, электронику, бытовую технику, косметику, детские и спортивные товары, отметила Екатерина Денисова. А в этом году ожидается наибольший рост онлайн-покупок электроники, одежды и косметики.
Интересно, что на данные спроса на «Чёрную пятницу» влияет российская специфика акций. На ноябрь в нашей стране приходятся сразу две распродажи — кроме «Чёрной пятницы» это ещё и пришедшая из Китая 11.11. В результате период распродаж растягивается на весь месяц, а интерес конкретно к «Чёрной пятнице» размывается.
— «Растянутый» период распродаж стимулирует многих покупать заранее, не дожидаясь «Чёрной пятницы», что также влияет на конечные данные и замедляет общую динамику роста количества онлайн-покупок, — констатировала Екатерина Денисова.
Тем не менее «Чёрная пятница» всё же и в России остаётся главной распродажей ноября — об этом можно судить даже по тому, что эпитет «чёрный» российские маркетологи употребляют по отношению ко всем ноябрьским акциям. И хотя «Чёрная пятница» во всём мире — это конкретная пятница ноября, в России к датам распродажи свой подход.
«Чёрная пятница» привязана к конкретной дате — это пятница, следующая за Днём благодарения. В США День благодарения отмечают в четвёртый четверг ноября, в 2024 году это 28 ноября. Следовательно, «Чёрная пятница» во всём мире стартует 29 ноября и продлится три дня — до 00:00 2 декабря.
Однако в России каждый магазин указывает свои даты «чёрных акций», которые в том числе могут захватывать и период 11.11. Приводим даты распродажи «Чёрной пятницы» в самых популярных онлайн-магазинах:
Ozon: «Чёрная пятница» стартовала 16 ноября, а продлится до 3 декабря, при этом маркетплейс обещает скидки до 95%, самые большие из которых начнутся 22 ноября;
«Яндекс.Маркет»: распродажа начнётся 24 ноября и закончится 1 декабря, однако скидки на различные товары предоставляются уже сейчас;
Wildberries: акция началась 14 ноября, а закончится 2 декабря, скидки достигают 70–80%;
AliExpress: на маркетплейсе 19–21 ноября идёт разогрев, во время которого можно наполнять корзину, но покупать товары нельзя, сама же акция начнётся 22 ноября и закончится 3 декабря, скидки обещают до 90%;
«М.Видео»: здесь акция стартовала раньше всех — 22 октября, а продлится она до 2 декабря, при этом скидки доходят до 50%, а при покупке больше 5 тыс. рублей можно выиграть квартиру в Москве;
«Ситилинк»: «Чёрная пятница» началась 12 ноября, а закончится 2 декабря, купить можно только товары, участвующие в акции и отмеченные специальным стикером, а получить скидку — введя промокод BLACK;
«Подружка»: магазин косметики акцию называет Pink Friday, она идёт с 29 октября и продлится до 2 декабря, при этом скидки действуют только на товары азиатских брендов и при применении дисконтной карты;
«Л’Этуаль»: здесь акция стартовала 1 ноября, а закончится 1 декабря, при этом скидки доходят до 80%, кроме того, можно получить кешбэк до 100% и ещё скидку 20%, если оплачивать покупку через Сплит;
«Домовой»: в магазине товаров для дома распродажа стартовала 6 ноября, а закончится 30 ноября, при этом скидки могут составлять до 80%;
Hoff!: гипермаркет мебели начал распродажу 12 ноября, а закончит её 1 декабря, скидки при этом обещает до 60%;
«Впрок»: продуктовый маркетплейс «Перекрёстка» называет распродажу «Белая пятница», она стартовала 5 ноября, а завершится 1 декабря, скидки при этом доходят до 60%;
«Литрес»: в онлайн-магазине книг «Чёрная пятница» самая короткая — она пройдёт с 18 по 24 ноября, скидки дойдут до 70%.
Полный список магазинов, участвующих в акции, можно найти на сайте, посвящённом «Чёрной пятнице» в России. А ещё к ним присоединились в этом году авиакомпании — о скидках на авиабилеты в «Чёрную пятницу» 78.ru рассказывал здесь.
К распродажам в России до сих пор относятся настороженно — виновата та самая «Чёрная пятница» 2013 года с «липовыми» скидками. А со временем к ним прибавилось также и мнение, что «Чёрная пятница» — распродажа некачественных товаров, неликвида и подделок. Беспокойство по этому поводу особенно растёт в последние годы, когда из-за санкций Запада расцвёл параллельный импорт, и товары, поступающие при его помощи, не всегда имеют полную документацию о соответствии.
Однако, как отметила Олеся Десятниченко, между распродажей и продажей подделок на самом деле прямой связи нет — ведь подделки продаются и в обычные периоды. Кроме того, из-за появления реплик (копий оригинальных вещей с более низким качеством и по низкой цене без попытки выдать их за оригинал) само понятие подделок приобрело размытый характер. Также она указала, что параллельный импорт, напротив, поспособствовал тому, что рынки оригинальных товаров и реплик достаточно выраженно разделились.
— Потребители часто понимают это и совершают покупки таких копий осознанно. В конечном итоге потребителя интересуют не абстрактные свойства товара, а их соотнесение с субъективной оценкой полезности и ценой, которую предлагает уплатить продавец. Нередко потребление носит демонстративный характер, и сам факт демонстративного потребления может оцениваться покупателем выше, чем ухудшение основных потребительских свойств предлагаемой реплики. Это очень наглядно проявляется на рынках одежды, обуви, аксессуаров, электроники и пр. И здесь уместно вспомнить классика: «…Ах, обмануть меня не трудно, я сам обманываться рад», — отметила эксперт.
Однако, чтобы всё же избежать покупки некачественного или поддельного товара на распродаже в «Чёрную пятницу», Екатерина Денисова составила для 78.ru список правил, которых следует придерживаться:
1. Покупайте только на официальных сайтах или в приложениях торговых площадок. Мошенники сегодня часто подделывают такие площадки, поэтому в период распродаж нужно быть особенно внимательными.
2. Изучите отзывы. Так вы сможете сразу определить, мошенники перед вами или нет.
3. Внимательно читайте описание и характеристики товара. Подделки часто имеют неточные или неполные спецификации.
4. Проверяйте документы «санкционки».
— Если вы покупаете товары, участвующие в параллельном импорте, убедитесь, что продавец предоставляет подтверждение подлинности товара и его происхождения, — рекомендовала эксперт.
5. Обращайте внимание на упаковку.
— Оригинальные товары обычно имеют качественную упаковку с логотипами и защитными знаками. Если упаковка выглядит подозрительно, лучше отказаться от покупки, — указала Екатерина Денисова.
Что же до скидок, то единственный вариант, как бороться с недобросовестными продавцами — мониторить цены перед распродажей и перед покупкой. Олеся Десятниченко отметила, что до сих пор продавцы пользуются этим маркетинговым приёмом — повышают цены перед распродажей, чтобы формально указывать более высокий процент скидки и таким образом усилить активность клиентов. Поэтому проверять цены необходимо заранее.
— Если говорить о маркетплейсах, то там нередко есть возможность мониторинга цен за предшествующий период. Это самый удобный и надёжный инструмент, который предоставляет платформа, а не продавец. Стоит заранее поискать эту функцию, воспользоваться ей, прежде чем оплачивать товары в порыве всеобщего ажиотажа, — рекомендовала Олеся Десятниченко.
Многие покупатели сегодня пользуются этими инструментами, отметила Екатерина Денисова. В целом покупатели сегодня стали более избирательными, указала она: если раньше они приобретали товары без особой проверки, то теперь активно сравнивают цены как в розничных магазинах, так и на онлайн-площадках.
И это правильно: в месяц тотальных распродаж остаться без денег из-за спонтанных покупок — дело нехитрое.
— Потребителю лишь остаётся понимать, что в текущей российской реальности скидки не могут превышать 20–30%, а чаще это лишь 10–20%, — указала Олеся Десятниченко.
Более того: бывает, что по завершении распродажи скидки становятся даже выше, чем были в её период. Связано это со спросом и конкуренцией: чем она больше, тем выше реальные скидки.
— По завершении распродажи обязательно будет период заметно сниженного спроса. А продажи не могут замереть в этот период, поэтому могут быть и более существенные скидки, но уже без активной рекламы и анонсирования, — резюмировала Олеся Десятниченко.
Поэтому готовьтесь к «Чёрной пятнице» заранее, мониторьте цены, выделяйте ограниченный бюджет на покупки и главное — помните, что распродажи прежде всего нужны продавцам и к любым заманчивым предложениям нужно относиться критически.