Добираться быстро в другие города помогают не только самолёты, но и скоростные поезда. Задолго до того, как главным связующим звеном между Петербургом и Москвой стал «Сапсан», советским конструкторам удалось осуществить мечту. Именно в этот день ровно 45 лет назад пассажиры впервые добрались из Ленинграда в столицу всего за 4,5 часа. О том, как создавались советские скоростные поезда — в нашем материале.
Первый и… последний скоростной поезд Советского союза ЭР200 — Электропоезд Рижский. Главное его достоинство уже в названии — 200 — о таких показателях скорости до этого конструкторы и мечтать не могли.
— Впервые [такая скорость] до 200 км/ч. Я могу назвать точную дату — 2 декабря 1974 года, вот скоро будет 50 лет. Скоростной полигон, но там нам было не столько трудно разогнаться, главное — затормозить. Участок был всего 15 км — короткий. А впереди станция! — вспоминает ведущий конструктор скоростного электропоезда ЭР200 Всеволод Коровкин.
А уже 16 ноября 1979 года, ровно 45 лет назад, пассажиры впервые добрались из Ленинграда в Москву всего за 4,5 часа.
— До этого всё, что выпускалось в Советском союзе, не имело таких скоростей. Максимальная скорость поездов была 130 км/ч, а в эксплуатации и того меньше — 100-120 км/ч. Появление такого нового поезда ознаменовало новую эпоху — эпоху высоких скоростей, — подчёркивает заместитель генерального директора ОАО «РЖД» Дмитрий Пегов.
Управлять таким поездом и честь, и ответственность. Евгений Новожилов за несколько лет дослужился от слесаря до машиниста ЭР200.
— Могу чётко сказать, что нас было меньше, чем космонавтов. Комиссия у нас была жестокая. Трое суток крутили в дорожной больнице. Досконально всё проверяли: зрение, слух, всё ли на месте, голову проверяли — чем занята, — рассказывает машинист ЭР200 Евгений Новожилов.
А в 90-е началась разработка «Сокола-250». С него и пошли те самые птичьи названия. Но «Соколу» так и не суждено было взлететь. Поезд построили, долго проводили испытания, но в начале нулевых проект закрыли — он так и не перевёз ни одного пассажира.
— Это довольно сложная ситуация. Конечно, там были выявлены при многочисленных испытаниях недостатки, но они все устранимы и устранялись, но тут началась проблема с финансированием, — отмечает Всеволод Коровкин.
Поэтому ЭР-200 передал свои скоростные полномочия уже «Сапсану». Немецкая птичка успешно приняла эстафету и начала курсировать между двумя столицами в 2009 году.
И вот уже время в пути 4 часа. И скорость до 250 км/ч, но и это не предел — уже началось строительство первой в стране высокоскоростной магистрали.
Первым проектом, который будет запущен в 2028 году — это будет проект между Петербургом и Москвой. Максимальная эксплуатационная скорость будет до 400 км/ч, постоянная — 360. Это следующий шаг, это вызов, — считает начальник дирекции скоростного сообщения ОАО «РЖД» Антон Петров.
Именно опыт поезда ЭР200 — эксплуатация его именно на скорости 200 км/ч — позволил спроектировать новую железнодорожную линию, которая сейчас находится в эксплуатации вместе с поездами «Сапсан», заявил заместитель генерального директора ОАО «РЖД» Дмитрий Пегов.
— Это, прежде всего, готовность инфраструктуры, пешеходных переходов, пассажирских платформ, определённых ограждений, световой сигнализации. Это тоже тот опыт, который позволил поезд ЭР200 наработать. Поэтому проект скоростной линии Санкт-Петербург — Москва, где сейчас эксплуатируется «Сапсан», возможен был только с тем опытом, который приобрели при эксплуатации скоростного поезда ЭР200. И, конечно же, сейчас эксплуатация «Сапсана» позволяет с учётом 15-летнего опыта реализовать в проектировании новой ВСМ и нового высокоскоростного поезда — по-другому быть просто не может, — заявил Пегов.
Видео: 78.ru
По новой железной дороге будет курсировать новая «птица». Над ней ещё работают проектировщики. Возьмёт на борт 454 пассажира и доставит их из столицы в столицу за 2 часа.