«Чёрная пятница» и распродажа 11.11 действительно имеют различия, и первое из них очевидное — в стране происхождения и времени зарождения.
«Чёрную пятницу» можно по праву назвать самой старой мировой распродажей, ведь появилась она ещё в XIX веке. Она крепко привязана к Дню благодарения — важному празднику для США, именно там возникла традиция проводить распродажи в пятницу, следующую за этим праздником. Официально название «Чёрная пятница» закрепилось за акцией в 1966 году, когда так стали называть распродажи на Восточном побережье США.
Распродажа 11.11 — гораздо более молодая традиция. Акция родилась в китайском городе Нанкине, в местном университете, где студенты в 1993 году строили День холостяка — аналог Дня святого Валентина для одиноких людей. Со временем продавцы, увидев рост спроса в этот день, стали приурочивать к нему различные скидочные мероприятия, а в 2009 году руководитель Alibaba Group Джек Ма провёл первую масштабную распродажу в честь 11.11. Тогда эта акция получила название Всемирный день шопинга.
Несмотря на похожий смысл, распродажи в «Чёрную пятницу» и 11.11 следует отличать, указала в беседе с 78.ru заместитель генерального директора по коммерции службы доставки Dalli Екатерина Анциферова.
— «Чёрная пятница» берёт начало в американской культуре и традиционно проходит на следующий день после Дня благодарения, в 2024 году этим днём стало 29 ноября. В этот день акцент делается на предновогодние распродажи, и здесь можно встретить наиболее широкий ассортимент товаров, включая подарки для праздников, — констатировала эксперт.
В свою очередь, 11.11 со времени своего появления стала давать старт осенне-зимним распродажам по всему миру, отметила Екатерина Анциферова. Таким образом, период скидок и акций сильно расширился и сдвинулся во времени.
— Одно из основных различий (между распродажами. — Прим. ред.) заключается во времени проведения. «Чёрная пятница» проходит в конце ноября, в то время как 11.11 — в начале ноября. Это создает разницу в том, как и когда разрабатываются маркетинговые стратегии для каждой распродажи, — дополнила в разговоре с 78.ru доцент кафедры менеджмента Президентской академии в Санкт-Петербурге Анна Костанда.
Как отметила эксперт, есть различия и в сроках проведения: «Чёрная пятница» — распродажа масштабная, она часто перерастает в «чёрную неделю» или даже месяц со скидками, в то время как 11.11 всё же ограничивается несколькими акционными днями. Кроме того, эксперт указала на различия в ассортименте: во время «Чёрной пятницы» он более широкий, захватывает спектр от электроники до одежды, а 11.11 более сосредоточена на товарах для молодёжной аудитории — электронике, моде, косметике.
В России наибольшей популярностью пользуется всё же «Чёрная пятница»: как указала Екатерина Анциферова, на эту распродажу приходится 68% всех тематических поисковых запросов. А 11.11 стоит на втором месте с большим отрывом — ей посвящены 29% всех запросов. Правда, в последнее время популярность Всемирного дня шопинга растёт, в том числе потому, что страна постепенно разворачивается с Запада на Восток, а главным амбассадором 11.11 является AliExpress, для которого эта распродажа — главная в году.
Кроме того, в отличие от 11.11, у «Чёрной пятницы», которая пришла в Россию раньше, сложилась не лучшая репутация из-за «обманных» распродаж в первые годы. Как рассказывала 78.ru доцент кафедры менеджмента РАНХиГС Санкт-Петербург Линда Рыжих, тогда недобросовестные продавцы вместо скидок резко завышали цены и в дни распродажи просто понижали их до прежних значений. С тех пор покупатели в России относятся к распродажам настороженно и проявляют большую бдительность.
Впрочем, сегодня и 11.11, и «Чёрная пятница» в России проходят более цивилизованно. Более того, в некоторых магазинах эти акции уже сливаются, а их границы, напротив, размываются, и ноябрь превращается в настоящий «чёрный месяц» распродаж. Это говорит о популярности именно ноября у покупателей, и тому есть причины.
— Ноябрь — это месяц, который стал символом больших распродаж и шопинга по всему миру. Основная причина данного явления заключаются в подготовке к праздничному сезону. В ноябре самое подходящее время для покупки подарков и украшений перед Новым годом. Магазины и интернет-площадки, в свою очередь, стимулируют спрос, чтобы распродать остатки перед новогодними праздниками, — пояснила Екатерина Анциферова.
«Чёрная пятница» и Всемирный день шопинга, приходящиеся именно на ноябрь, создают атмосферу покупательского ажиотажа, который плавно переходит в предновогодний и новогодний сезон, добавила эксперт.
При этом в России есть свои отличия от общемировых трендов распродаж. К примеру, ведущие ретейлеры и онлайн-платформы в последние годы начали внедрять формат pre-sale, то есть предпродажи, когда скидки начинают действовать за несколько дней до самой распродажи.
— Это позволяет расширить сезон, начиная с начала ноября и продолжая его на несколько дней или даже недель. В результате распродажа может состоять из нескольких этапов, каждый из которых предлагает уникальные условия на разнообразные товары, — объяснила Екатерина Анциферова.
Кроме того, как рассказала Анна Костанда, у российских потребителей есть свои привычки и предпочтения. К примеру, в нашей стране ретейлеры предоставляют не только большие скидки, но и специальные предложения — кешбэк или подарки за покупки. Так они стараются сделать распродажи более привлекательными для покупателей, ведь в последние годы потребители становятся всё более требовательными и искушёнными в покупках.
— Это приводит к увеличению спроса на распродажи, но также к более высокому уровню конкуренции среди ретейлеров. Они вынуждены предлагать лучшие условия для привлечения покупателей, — констатировала Анна Костанда.
Особенно это касается маркетплейсов, у которых во многом совпадает ассортимент, хотя и различается позиционирование: в дни распродаж они наперебой предлагают лучшие условия, где-то копируя западные (или восточные) образцы, а где-то предлагая оригинальные решения.
Спрос на распродажи в последние годы неуклонно растёт, несмотря на экономическую турбулентность в России после начала СВО, отмечают эксперты. Стартовал этот тренд ещё во время пандемии COVID-19, когда многие люди распробовали покупки онлайн.
— Ретейлеры также адаптировались к новым требованиям рынка и начали предлагать более широкие скидки, что привело к росту интереса со стороны потребителей, — отметила Анна Костанда.
При этом если «Чёрная пятница» захватывает и онлайн-магазины, и офлайн-розницу, то 11.11 сосредоточена в основном в онлайне и именно поэтому привлекает более молодую аудиторию. Однако обе распродажи всё больше набирают популярность в России, чему способствует их активное продвижение со стороны крупных маркетплейсов. Можно сказать, что в современных реалиях распродажа 11.11 «разогревает» спрос, привлекая внимание к более известной в стране «Чёрной пятнице».
— Распродажи, такие как 11.11 и «Чёрная пятница», играют важную роль в современных потребительских трендах. Несмотря на различия между ними, спрос на распродажи неуклонно растёт как на западных, так и на российских рынках. Онлайн-коммерция становится всё более актуальной, и ретейлеры вынуждены адаптироваться под требования потребителей, — резюмировала Анна Костанда.
Так как новизна акций давно сошла на нет, а у «Чёрной пятницы» сложилась негативная репутация, исправить которую будет не так легко, покупатели становятся всё более недоверчивыми, они склонны к сбережению средств и внимательно проверяют акционные товары, прежде чем их покупать. Тем не менее в период распродажного ажиотажа риск импульсивных покупок всё же растёт, отметила Екатерина Анциферова.
Поэтому важно соблюдать правила подготовки к распродажам:
1. Составьте список покупок.
— Перед тем как отправиться на шопинг, заранее определите, какие именно товары или вещи вам нужны. Это поможет избежать ненужных трат и сосредоточиться на действительно важных покупках, — указала эксперт.
2. Запланируйте бюджет.
— Одним из лучших решений станет своевременное планирование бюджета на покупки в период распродаж. Таким образом вы не потратите больше, чем рассчитывали, — дополнила Екатерина Анциферова.
3. Выбирайте базовые и сезонные вещи.
— Во время распродаж стоит обратить внимание на базовые вещи: качественные футболки, классические джинсы, универсальные куртки и обувь. Эти предметы никогда не выйдут из моды и являются основой любого гардероба, — отметила эксперт.
4. Обратите внимание на качество.
— Не забывайте, что низкая цена не всегда отражает высокую ценность. Изучите отзывы и характеристики товаров, чтобы не нарваться на подделку, — рекомендовала эксперт.
5. Сравните цены на разных маркетплейсах и площадках.
Используйте сервисы для сравнения цен или пройдитесь сами по наиболее популярным площадкам — это поможет составить полную ценовую картину и не попасться на уловки недобросовестных продавцов.
6. Проверяйте товары офлайн.
Несмотря на распространение онлайн-покупок, всё же некоторые товары в период распродаж лучше проверить офлайн — например, технику.
И помните, что ноябрь — время, когда можно существенно сэкономить на распродажах, но только если подходить к скидкам с трезвой головой. Ведь суть 11.11 и «Чёрной пятницы» одинакова: это маркетинговый ход для увеличения продаж.
— В этот период между собой конкурируют не события, а продавцы за внимание клиента, — подытожила Екатерина Анциферова.