Анатолий Александрович Васильев появился на свет 6 ноября 1946 года в Нижнем Тагиле. Родители познакомились ещё когда были подростками, позже вместе пошли на «Уралвагонзавод», а затем отца призвали на войну. В 1945-м, когда все закончилось, пара решила создать семью и через год у них родился Анатолий.
Отец быстро стал подниматься по карьерной лестнице и занимал посты в советских административных кругах, поэтому мать могла полностью посвятить себя заботе и семье, и воспитанию сына. Мальчик занимался в различных кружках, но больше всего ему нравились походы в театр и на музыкальные концерты.
Когда Анатолию было 9 лет, то отца перевели на новую службу в Брянск – где он и пошёл в драматический кружок, а когда парень подрос, то ему пришла мысль заниматься искусством.
После окончания школы Анатолий хотел поступить в театральное училище, но отец был против и настаивал на получении технического образования. Так юный Васильев попал в машиностроительный техникум. Но проучился Васильев там всего два года, после чего оставил учёбу и отправился в Москву, чтобы реализовать мечту и стать актёром.
С первой попытки он поступил в Школу-студию МХАТ, несмотря на то, что отец не поддержал это решение. Единственная, кто верила в его талант – это мать. В 1969 году Анатолий получил корочку и стал дипломированным специалистом.
После окончания театрального института Анатолий Васильев пошёл в труппу Театра сатиры, где прослужил четыре года. Но главная его деятельность связана с Театром Советской армии – тут он проработал 22 года, сыграв во множестве постановок главные роли.
С 1995 года Васильев выступает на сцене Театра имени Моссовета. Зрители могли наблюдать его во многих популярных спектаклях, где он сыграл роли Анатолия в «Школе неплательщиков», Андерсена в «Ученике дьявола» и Адамова в «Мужчине по выходным».
В 2011 году прошла премьера «Розыгрыша», где Анатолий Александрович появился на сцене вместе с бывшей женой и сыном от первого брака. По сюжету, они изображают на сцене семью, связанную общим ребёнком.
Васильев также активно сотрудничает с Академией Никиты Михалкова. В 2020 году он выступил художественным консультантом спектакля «Сцены из деревенской жизни» по мотивам пьесы «Дядя Ваня» А. П. Чехова, подготовленного выпускниками и студентами академии.
Что касается кино, то тут у Анатолия Васильева тоже всё было в порядке. Дебют прошёл ещё в 1977 году, он сыграл Дымова в «Степи» по Антону Чехову. Режиссёром проекта стал Сергей Бондарчук. После успешной первой картины его начали приглашать в другие работы – в 1978-м он сыграл в мелодраме «Близкая даль», где сыграл вместе с Жанной Прохоренко, и в драме «Иванцов, Петров, Сидоров», исполнив эпизодическую роль.
В 1979 году Васильев вошёл в основной состав культового советского фильма-катастрофы «Экипаж», снятого Александром Миттой. Изначально фильм хотели назвать «Запас прочности», но в итоге советские чиновники решили переименовать его в «Экипаж». Несмотря на ограниченный бюджет, фильм стал одним из самых кассовых в истории Советского Союза. Его посмотрело более 71 миллиона зрителей!
— Персонаж Васильева — очень искренний и человечный, раскрывающий личную драму, — вызвал огромный отклик у зрителей, а для самого актёра стал важной вехой в его творчестве, — говорит кинокритик Любовь Аркус.
В 1980 году Васильев сыграл генерал-майора в военной драме «Корпус генерала Шубникова», участвующего в сражении с танковыми силами противника. Вместе с актёром в фильме сыграли Марина Яковлева, Сергей Проханов и Петр Щербаков. Чуть позже на экраны вышла работа «Крик гагары», где Васильев сыграл военного. Он также принял участие в съёмках драмы «Чрезвычайные обстоятельства» - где была рассказана история о строительстве нефтеперерабатывающего завода.
В 1981 году он снялся в комедийной мелодраме «Любимая женщина механика Гаврилова», режиссёром которого выступил Петр Тодоровский. Кстати, интересный факт: сценарий писался для Людмилы Гурченко, вместе с которой должен был играть Владимир Высоцкий. Но Гурченко настояла на том, чтобы её партнёром стал Сергей Шакуров.
Значимой работой стала роль отца учёного и общественного деятеля в телефильме «Михайло Ломоносов». Для съёмок команда выезжала в Таллин и Германию, что добавило аутентичности сценам и помогло создать атмосферу эпохи.
Всего Васильев сыграл почти в 100 фильмах и продолжает работать на площадке. Чаще всего он перевоплощался в военных, лётчиков и полицейских. В 90-е ему довелось сняться в фильмах «Ваши пальцы пахнут ладаном», а затем он появлялся в сериалах «Времена не выбирают», «Татьянин день», «Короткое дыхание», «Майор Ветров» и других.
В начале 2010-х он сыграл главную роль в сериале «Семейный детектив». В 2013 году появился в драме «Крик совы», где блестяще воплотил образ вора в законе (по сюжету действие картины разворачивается в 1957 году в небольшом провинциальном городке, где есть и криминал).
В июле 2020 года на Первом канале стартовал сериал «Андреевский флаг», где Васильев снова был в главной роли – эта история связана с семьёй Чернобаевских, потомственных военных моряков, посвятивших свои жизни службе на подводных лодках.
После этого проекта Васильев вошёл в состав актёров медицинской драмы «Красная зона», выпущенной в 2021 году – история рассказывает актуальную тему пандемии COVID-19 и показывает, как медицинские работники противостоят этому глобальному кризису.
В 2008-м актёра пригласили на одну из главных ролей в комедийном сериале «Сваты». Он сыграл деда и профессора Юрия Ковалева, который является интеллигентным супругом Ольги (её роль досталась Людмиле Артемьевой).
Готовясь к этому проекту, Васильев серьёзно взялся за своего персонажа и даже перенял многие его повадки. Друзья заметили разительные перемены в жизни Васильева.
— В первой части было смешно, но в то же время и трогательно. А потом начали поворачивать все в сторону примитивного ситкома, где текст говорят практически без остановок, а за кадром звучат смех и аплодисменты, — рассуждает актёр.
Актёр снимался до 4 сезона, но затем произошли разногласия с продюсерами сериала. Васильеву не нравилось развитие своего героя и многие сцены, например, что герой Фёдора Добронравова в шутливой форме часто подшучивал над Ковалёвым. Актёр выразил мнение, что, даже будучи комедийным, проект не должен унижать достоинство героев, а напротив — стремиться показывать их с уважением. Его не послушали раз, потом ещё раз и в финале конфликт привёл к тому, что Васильев принял решение покинуть «Сваты».
— Я ушёл в первую очередь от Феди, а потом уже от режиссёра. Федя, он же вообще начинал как клоун. Но и клоуны разные бывают. Я был знаком с Леонидом Енгибаровым, Юрием Никулиным. Это был умный, тонкий юмор. А есть клоуны, которые работают на самом грубом и примитивном уровне. И я в таком участвовать не хочу, — говорил Васильев в интервью.
Также, по его мнению, юмор у персонажей должен был меняться – но никто его не слушал.
— Мы могли сделать сериал лучше, поднять его на новый уровень... Но меня не услышали, — вспоминал Васильев.
Продюсеры приняли это решение, прописав в сценарии так, что герой Анатолия Александровича умер. Поклонники ещё долго переживали, что персонажа вывели из истории таким образом.
Один из главных красавчиков советского кино пользовался успехом у женщин. Сам он считает, что его любовью и заботой активно пользовались.
Первой его серьёзной любовью стала Екатерина Градова, сыгравшая радистку Кэт в легендарной истории «Семнадцать мгновений весны». Васильев сейчас не очень любит вспоминать эту историю, говоря о том, что это были юношеские чувства.
С будущей супругой он познакомился, когда был 20-летним парнем. Сам Анатолий утверждает, что Татьяна сама проявила к нему интерес, хотя особой любви между ними не было. При этом они прожили 17 лет вместе и развелись, когда сын Филипп отметил пятилетие.
Уже после расставания Анатолий обмолвился, что ему надоело терпеть измены жены. Сначала она несколько лет была вместе с режиссёром Валентином Плучеком – и, когда забеременела от Васильева, то ей пришлось расстаться с Плучеком.
— Не знаю, как Толя с этим мирился, полагаю, ему было не до меня. Хотя он говорил, что стоял под кабинетом и смотрел. А что смотреть? Ну приди и набей морду! — сказала Васильева в интервью Борису Корчевникову.
После этого был роман с Михаилом Державиным, с которым она играла в театре.
— Миша ещё был женат. Когда Нина Буденная уезжала отдыхать, я переселялась к нему с вещами. Мы слушали джаз, он меня водил по гостям в такие дома, в которых бы я никогда не оказалась сама по себе. Меня все воспринимали как „походную жену“ в отсутствие настоящей, а мне было совершенно всё равно. Все закончилось, когда он познакомился с Роксаной Бабаян, это было закономерно и гармонично, — говорила Васильева.
Затем она открыто начала жить с Георгием Мартиросяном. Узнав об измене, Васильев поднял руку на жену – первый и последний раз. После этого он решил поставить точку, даже несмотря на наличие маленького ребёнка.
— С Васильевым я разорвала отношения, как в плохой пьесе — очень бездарно, — говорила позже актриса.
При этом уже позже Васильева начала обвинять бывшего супруга в походах налево.
— Не знаю, почему для него это была такая неожиданность. Он всё время снимался, я была с головой в работе. У него были любовные связи, у меня… Но мужчине, наверное, тяжелее осознать неверность жены. Тот Васильев, которого я полюбила в Школе-студии МХАТ, был совсем другим человеком — очень талантливым и красивым. Он мог играть все! Таким людям нужна жена-администратор, нужно поклонение, но я не могла постоянно восхищаться им, у меня не было на это времени и желания, — пыталась отмыться от скандала актриса.
Что касается сына Филиппа, то он тоже стал актёром – по большей части, он играет вместе с матерью в театре. А вот про отца долгое время говорил с неохотой, чем пользовалась его родительница.
— Я пыталась своим детям заменить всех, кого по жизни разбросала. Филипп пытается поздравлять папу с днём рождения, иногда удаётся. Тремя внуками он не интересуется. Но мне люди со стороны говорят: „Хорошо, что хоть так“. Значит, хорошо, — признается женщина.
Что касается постановок, когда они выходят играть всей семьёй, то тут Васильев объясняет все очень просто: ему нужны были деньги, поэтому он пошёл в антрепризный проект из-за высокого гонорара. Кстати, незадолго до постановки актёр перенёс инфаркт и взял паузу, чтобы восстановиться. Сейчас он уже чувствует себя хорошо и следит за здоровьем.
Второй раз Васильев женился в 1991 году на редакторе одного из федеральных каналов по имени Вера. В 1992-м у них родилась дочь Варвару – супруги активно взялись за воспитание девочки.
— Я её на пять лет забрал из карьеры. А это были нелёгкие времена — перестройка. Дочь родилась, когда мне было 45 лет. Нам с Верой было нелегко — никто не помогал. Потом жена всё-таки вернулась на телевидение. Слава Богу, что мы и детей сумели воспитать, и работу не потеряли, — говорил актёр.
В отличие от первого брака, о втором актёр не спешит много рассказывать, предпочитая сохранять частную жизнь для себя, а не выставлять напоказ.
Как и многие актёры, Анатолий Васильев тяжело воспринял события, которые случились в феврале 2022 года. По его словам, столкнули два братских народа специально, чтобы разобщить их.
Так как он много снимался на Украине, то видел многие вещи, происходившие в 2000-х.
— Ни ненависти к русским, ни национализма не было на Украине раньше. По крайней мере, я ничего подобного не чувствовал, когда бывал в советское время с гастролями на Украине. У меня была масса друзей украинцев. Мы близкие, родные все люди, — говорил актёр.
Не очень лестные слова о произнёс и о президенте Украины Владимире Зеленском, который стал марионеткой в руках Западных структур.
— Я считаю, что в силу своей политической неподготовленности он не до конца понимал, что вообще может случиться в перспективе. И сейчас только, думаю, у него открываются глаза на что-то. Но теперь уже сложней и сложней свернуть назад, признать свою ошибку. А начиналось всё, думаю, в глазах Зеленского радужно, — заявлял актёр в 2023-м.
Последнее время Анатолий Васильев не так часто снимается в кино, зато его можно увидеть в театре. Например, в Моссовета он играет роль Епанчина в спектакле «Идиот».
При этом в 2024-м он дал интервью, где рассказал о подъёме российского кинематографа – по его словам, после ухода голливудских фильмов, продюсеры зашевелились и стали активнее снимать наше кино. У него появились экспедиции в Петербург, Выборг (он играл в сказке Андерсена «Старый уличный фонарь»), а также многих других.
На 2025-й намечено две премьеры с участием звезды – это будет исторический сериал, а также полнометражная работа.
По материалам «7дней», «Телепрограмма», «Судьба человека» с Борисом Корчениковым, «Идеальный ремонт», «Комсомольская правда», «Московский комсомолец».