Прямой эфир

Рассыпаются на части? Правда ли, что таксисты жалуются на китайские машины

Лилия Батршина
Вчера, 15:40
На авторынке переполох: таксисты жалуются на китайские автомобили. Ненадёжность «китайцев», по отзывам неназванных таксистов в СМИ, заставляет чуть ли не полностью менять машину после 150 тыс. км пробега, и это значительно меньше, чем у «корейцев» и «европейцев». Но так ли это на самом деле и стоит ли бояться обычным владельцам китайских машин? Разбирался 78.ru вместе с автоэкспертами.
Коллаж 78.ru: ИЗВЕСТИЯ/Павел Волков, Belkin Alexey/globallookpress.com, freepik.com/standret, flaticon.com/Freepik

Таксисты не жалуются

Доля китайских автомобилей в таксопарках России уже достигла 70–80%, утверждают знатоки рынка, и тем болезненнее воспринимаются новости об их ненадёжности. По отзывам неназванных таксистов и некоторых экспертов в СМИ, «китайцев» приходится списывать уже после 150 тыс. км пробега, в то время как «корейцы» и «европейцы» выдерживали и до 250–300 тыс. км. Утверждается, что у 70% закупленных китайских моделей в короткий срок вышли из строя вариаторы, наблюдаются проблемы с двигателями, и зачастую приходится менять всю машину целиком, поскольку починить её нет возможности из-за дороговизны и недоступности деталей.

Выглядят такие данные откровенными «ужастиками»: как правильно отметил главный редактор журнала «За рулём» Максим Кадаков, если бы у 70% автомобилей отказали вариаторы, их было бы невозможно быстро починить, потому что таких ремонтных мощностей просто нет, как и запчастей. Опрошенные 78.ru эксперты отрасли также высказались в отношении заявлений таксистов в СМИ скептически.

— Таксисты не жалуются (на китайские машины. — Прим. ред.), общался. Это просто обычный информационный вброс, потому что надо подогреть интерес кое к чему другому. Просто китайские автомобили очень давно стали гораздо дешевле АвтоВАЗа, отсюда и статейки такие, — высказал мнение в беседе с 78.ru автоблогер Павел Лаздин.
Фото: Belkin Alexey/globallookpress.com
Фото: Belkin Alexey/globallookpress.com

Удивились заявлениям коллег в СМИ и в самой отрасли такси. Представитель петербургского «Такси 068» Максим Иванченко в разговоре с 78.ru отметил, что, по опыту этого перевозчика, крайняя степень ненадёжности китайских машин — это такой же миф, как легенда об абсолютной надёжности европейских марок.

— «Такси 068» на рынке с 1996 года, и в нашем парке были разные автомобили. Примерно с 2015 по 2023 год абсолютное большинство машин парка составляли европейские «Шкоды Октавия». В последнее время мы закупаем Jolion китайской марки «Хавейл». Обе эти машины собираются (или собирались) на заводах в России, а обслуживаем парк мы на собственной СТО. <…> «Шкода» была очень удачным автомобилем для такси. Просторный салон, мягкая подвеска, большой ресурс двигателя. Тем не менее не было ни дня, чтобы сотрудники СТО сидели без дела. «Хавейлы», которые мы эксплуатируем сейчас, не ржавеют при выезде из салона дилера и двигатель не рассыпается на части после тысячи километров, как об этом рассказывают в курилках. Машина как машина, имеет свои плюсы и свои недостатки, как любой другой автомобиль, — констатировал Максим Иванченко.

Инженерные просчёты и слабые места есть у любой машины, а законы физики для всех едины и не обращают внимания на шильдик, указал эксперт. В пример он привёл собственный опыт владения немецкой машиной, собранной в Калининграде: количество отзывных кампаний, которые проводятся фирмами для замены бракованных запчастей, после выхода этой модели поместилось бы на 2 листа А4 мелким кеглем. И это не значит, что машина — «хлам, металлолом и одноразовая игрушка», просто любому автомобилю требуется внимание и своевременное обслуживание согласно рекомендациям производителя.

— Китайские «Черри» я помню на наших дорогах начиная с моделей, выпускаемых на заводе в Запорожье в 2010-х годах. Все они ездили и, возможно, ездят где-то до сих пор. Да, на третий год владения «Черри Бонус» вы обращались по гарантии для перекраски капота, он был весь изъеден коррозией, но и выбирали вы между этой машиной и проверенной временем «семеркой». А сегодня мы обсуждаем надёжность или ненадёжность китайских машин в тени сообщений концерна «Мерседес» о стратегическом партнёрстве с китайской «Джилли» и планами по оснащению этих немецких машин моторами из Китая. О многом говорит, — резюмировал Максим Иванченко.
Фото: Телеканал «78»
Фото: Телеканал «78»

Действительно, дела у европейского автопрома сегодня идут, мягко говоря, не очень: закрывает свои заводы флагман немецкого автопрома Volkswagen, а Audi и вовсе переезжает со своими мощностями в Китай, где более дешёвая электроэнергия и сохранились производственные компетенции. На этом фоне китайский автопром не только не теряется, но и проводит агрессивную экспансию, в первую очередь захватывая рынок электромобилей.

Для России это пока не актуально, но именно китайские автомобили с ДВС пришли в нашу страну на смену ушедшим западным маркам и стали сотрудничать с отечественными производителями. Неудивительно, что российских автолюбителей волнует всё, связанное с «китайцами». Можно ли сказать, что все заявленные в СМИ претензии к китайским автомобилям необъективны?

Претензии есть

Конечно, нет. Как и у любого автомобиля, у китайских машин есть свои слабые места, а сложности современной логистики действительно доставляют проблемы. Об этом 78.ru рассказал территориальный управляющий СТО «Кореана» Юрий Яснов.

— Наиболее плачевная ситуация наблюдается с наличием на рынке кузовных запчастей для китайских автомобилей. С основными расходниками: тормозные колодки и диски, фильтры, элементы подвески, свечи зажигания и т. д., таких проблем не наблюдается. Они либо есть в наличии, либо доставка осуществляется в течение 2–3 дней, — отметил он.

Есть проблемы и с качеством запчастей, причём как оригинальных, так и неоригинальных — к примеру, китайские сайлентблоки держат только около 70 тыс. км пробега, в то время как корейские имеют ресурс около 100 тыс. км, указал эксперт. Растёт и стоимость запчастей: по оценке Юрия Яснова, с начала года стоимость китайских запчастей выросла на 15–20%.

— Доступность и цена запчастей на китайские автомобили могут варьироваться. В некоторых случаях детали достаточно дешёвые, но могут быть и более дорогие компоненты, чем для корейских или европейских моделей. Это связано с тем, что российский рынок не всегда обеспечивает лёгкий доступ к оригинальным запчастям для всех китайских брендов, — констатировала в беседе с 78.ru управляющий директор компании Frank Auto Ирина Франк.
Фото: Belkin Alexey/globallookpress.com
Фото: Belkin Alexey/globallookpress.com

Несмотря на отсутствие санкций со стороны Китая и постоянно повышающийся торговый оборот, далеко не все китайские автомобили поставляются в Россию официально — как и западные, они появляются на нашем рынке благодаря параллельному импорту. Таким, к примеру, является электромобиль Zeekr. Поэтому и проблемы у подобных марок те же, что и у других «параллельных»: высокая стоимость доставки и, соответственно, повышенная цена, а также проблемы с проверкой качества.

В целом же, как отметил Юрий Яснов, таксопаркам при покупке китайских автомобилей следует закладывать срок эксплуатации машины в 2–3 года против 5 лет, которые могли эксплуатироваться популярные раньше Kia Rio и Hyundai Solaris. Однако всё зависит от марки, поскольку у разных брендов разные сильные и слабые стороны.

— Если говорить, например, о подвеске китайских автомобилей, то на автомобилях с многорычажной подвеской (Haval F7x, Chery Tiggo 8 PRO MAX) срок эксплуатации элементов системы составляет 80–90 тыс. км. Если брать аналогичный корейский автомобиль — Kia Sorento, то срок безремонтной эксплуатации значительно выше. При этом китайские автомобили с самой простой подвеской, например, седаны JAC, могут проходить до 100 тыс. км без ремонта подвески, — привёл пример Юрий Яснов.

На разницу между брендами обратила внимание и Ирина Франк: она отметила, что некоторые модели китайских автомобилей, к примеру, Geely, Changan, Haval, получили положительные отзывы по качеству и надёжности. Однако всё зависит от конкретной модели, и у каждой фирмы найдётся автомобиль, нареканий к которому больше, чем к другим.

В то же время снижение срока эксплуатации автомобиля — не только китайская, но и общемировая тенденция, отметил Юрий Яснов.

— Замечу такой факт, что если раньше, например, те же автомобили Mercedes-Benz славились «миллионниками» — это двигатель, способный пройти миллион километров без капитального ремонта, — то сегодня такое не встретишь ни у одного производителя. Стоит понимать, что автомобильный рынок изменился, производители делают ставку на более частую замену автомобилей, предлагая клиентам регулярные обновления и новые модели, — констатировал эксперт.
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Павел Волков
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Павел Волков

Капитализм — жёсткая система, не заточенная на производство долговечных вещей, ведь тогда производитель рано или поздно останется без дохода. С этим уже давно приходится мириться, в том числе в технологических сферах. Однако насколько проблемы таксистов с износом запчастей касаются обычных водителей?

Никто не застрахован

Ирина Франк отметила, что некоторые владельцы китайских автомобилей действительно указывают на более низкое качество сборки и материалов по сравнению с европейскими и корейскими аналогами. На практике это проявляется в более частых поломках.

— Таксисты, интенсивно эксплуатирующие автомобили, сталкиваются с проблемами, связанными с механическими компонентами, например, выходят из строя вариаторы и трансмиссии. Поэтому таксисты действительно чаще других водителей обращаются в сервис, — констатировала она.

Однако такси — крайне жёсткий режим эксплуатации, и обычные водители редко используют свой автомобиль так интенсивно, указала эксперт. Поэтому если выбрать модель, хорошо зарекомендовавшую себя на рынке, то о частых поломках, по её мнению, можно не волноваться.

Другого мнения придерживается Юрий Яснов: он отметил, что ни таксист, ни обычный водитель не могут повлиять на качество китайских запчастей.

— Поэтому главный совет — не экономить в случае необходимости замены запчастей, стараться приобретать оригинальные комплектующие и следить за сроком эксплуатации той или иной детали от конкретного производителя. Кроме того, никто не должен забывать о необходимости регулярного прохождения техобслуживания и замены расходников, чтобы избежать неожиданного появления серьёзных проблем, — рекомендовал он.
Фото: Belkin Alexey/globallookpress.com
Фото: Belkin Alexey/globallookpress.com

Ирина Франк также указала на важность регулярного техобслуживания, которое значительно продлит срок службы автомобиля. При этом нужно следить за интервалами замены масел, фильтров и других расходников, которые рекомендованы производителем, и вовремя реагировать на поломки.

— Не тянуть с ремонтом и при первых же проявлениях проблем устранять их самостоятельно или на СТО, чтобы избежать более серьёзных повреждений. При ремонте лучше использовать оригинальные запчасти или высококачественные аналоги, — вслед за Юрием Ясновым посоветовала Ирина Франк.

Резюмируя, эксперт отметила, что у некоторых китайских автомобилей действительно существуют проблемы с надёжностью, но это не значит, что все они таким проблемам подвержены. И если автомобиль не эксплуатировать столь жёстко, как это делают в такси, то аккуратная езда и регулярное обслуживание сведут риски поломок к минимуму.

— Для обычного водителя китайский автомобиль может стать хорошим вариантом, если подойти к выбору осознанно и внимательно. А если выбрать новую премиальную модель, то о частых обращениях в автосервис можно забыть на долгое время, — подытожила она.

А для тех, кто всё же сомневается в «китайцах», всегда остаётся АвтоВАЗ — у него, по крайней мере, нет проблемы с логистикой запчастей. Другие варианты доступны только по параллельному импорту, вдвое дороже и с неизвестным качеством.