О падении спроса на электрокары на Западе СМИ регулярно пишут с прошлого года — именно тогда в странах ЕС отменили субсидии для производителей, а это повлекло за собой удорожание производства и рост цен на сами электромобили. В октябре 2023 года громко прозвучало намерение Volkswagen остановить свои заводы в Германии, тогда же с проблемами столкнулась и американская Tesla. Тем не менее в начале 2024 года мировому рынку электрокаров прочили подъём на 21% — впрочем, на фоне 33% в 2023 году это замедление, а не повод для радости.
— На мировом рынке электромобилей действительно наблюдаются противоречивые тенденции. С одной стороны, совсем недавно вышло исследование Goldman Sachs Research, в котором подчеркивается снижение продаж электромобилей в Европе и США. В нём же эксперты прогнозируют значительное снижение стоимости на аккумуляторные батареи для электрокаров в 2026 году, что позволит ценам на такой вид транспорта приблизиться к авто на ДВС. А значит, и повысится спрос на электротранспорт, — рассказал в беседе с 78.ru СЕО сети зарядок для электромобилей Artis Владислав Мазов.
Как отметил эксперт, причина такого оптимизма — недавно принятые законы, согласно которым в 2035 году ЕС, Великобритания и некоторые штаты США запретят продажу автомобилей на бензине и дизельном топливе. Поэтому крупнейшие производители, среди которых Volkswagen, Ford, Jeep, Cadillac, Honda и Porsche, продолжают работу над производством собственных автомобилей.
Однако вперёд вырвался Китай — сегодня именно он держит пальму первенства по производству электромобилей, причём не только для своего рынка, но и для мирового. Кроме того, его продукция отличается относительно невысокой ценой, и это вызывает беспокойство у ЕС — недаром недавно там заявили, что собираются ввести заградительные пошлины до 45% на экспорт китайских электрокаров. И хотя в ЕС электрокаров покупают даже больше, чем в США — так, по прогнозам на 2024 год, в Европе должны купить 3,4 млн, а в США 1,9 млн, — росту спроса мешают объективные факторы, такие как стагнация экономики и высокие цены на электроэнергию.
Тем не менее это не значит, что продажи электрокаров в мире падают — напротив. Если в Европе спрос скорее стагнирует и понемногу снижается, то в странах Азии интерес к электрокарам растёт: предполагается, что в Индии, Таиланде и Индонезии за текущий год их купят около 840 тыс.
— Периодические колебания продаж могут быть связаны с многими факторами, но общая динамика остается положительной — тренд на электротранспорт сохраняется и продолжает развиваться, — резюмировал Владислав Мазов.
По большому счёту, учитывая экологическое законодательство в западных странах, и потребителю, и производителю там деваться некуда: курс на отказ от автомобилей с ДВС задан давно и прочно и вряд ли будет хотя бы скорректирован. Даже регулярные публикации в СМИ о том, что владельцы электрокаров чаще попадают в ДТП, не меняют ситуацию. К тому же, по мнению экспертов, причина — в более низком уровне шума электромобиля, и по мере того как электрокары перестанут быть экзотикой (а на Западе всё к тому и идёт), количество ДТП с ними из-за этого фактора будет снижаться.
— Конечно, по мере увеличения количества таких машин на дорогах можно ожидать роста числа инцидентов, но это скорее связано с общим увеличением автопарка, а не с особенностями электромобилей, — указал Владислав Мазов, говоря в том числе и про Россию.
В России к электромобилям относятся прохладнее, хотя власти и декларируют поддержку их производства не первый год. Следует ли наша страна в русле общемирового тренда?
И да, и нет. С одной стороны, спрос на электрокары в нашей стране устойчиво растёт: так, все опрошенные 78.ru эксперты указали, что за 9 месяцев текущего года россияне приобрели на 60% больше электромобилей, чем за аналогичный период предыдущего года.
— Рост спроса на электромобили в России стал особенно заметен в апреле текущего года — тогда было продано почти в три раза больше электрокаров, чем в аналогичном периоде прошлого года, — отметил независимый эксперт транспортной отрасли Алексей Тузов.
В целом по первой половине года есть небольшое падение спроса, рассказали 78.ru в пресс-службе ГК «АвтоСпецЦентр», такое же незначительное падение наблюдается в августе и сентябре текущего года — так, в сентябре россияне купили на 2% меньше электрокаров, чем в августе. Однако при этом, как отметили в пресс-службе ГК «Автодом», продажи электромобилей в 2024 году значительно превзойдут показатели 2023-го — и это притом, что, по данным «Автостата», 2023 год превзошёл предыдущий по продажам в 4,7 раза. А Владислав Мазов напомнил, что, по данным исследования Strategy Partners, к 2030 году рынок электромобилей в России вырастет в 5 раз.
Картина выглядела бы удивительно радужной, если бы не одно «но» — абсолютные цифры впечатляют не так сильно, как проценты. Так, за указанный 2023 год в России купили всего 14 тыс. новых электромобилей. Во время «бума» покупок в апреле 2024-го, как отметил Алексей Тузов, россияне приобрели 2 тыс. единиц, в июне, по данным «АвтоСпецЦентра» — 1071 электрокар, а за сентябрь, по данным «Автодома», — 1272 штуки.
— Автомобилисты приобрели всего около 14 тыс. электрокаров за три квартала текущего года, тогда как авто на ДВС — свыше 1,2 млн единиц. Это говорит о том, что у россиян наблюдается постоянный интерес к электромобилям, но полностью перейти на транспорт с электротягой готово меньшинство, — констатировал Алексей Тузов.
О том же говорят и показатели рынка электрокаров с пробегом — как рассказал генеральный директор компании «БериАвто» Ислам Альсултанов, в сентябре на российском рынке было продано 1088 электромобилей с пробегом, что на 6% меньше, чем за тот же период прошлого года. И в целом рынок подержанных электромобилей, по данным «Автостата», стагнирует уже пятый месяц подряд.
Впрочем, как считает Ислам Альсултанов, это связано скорее с интересом к новым электрокарам, чем с проблемами именно подержанных электромобилей.
— Популярность новых электрокаров постепенно возрастает, так как китайские производители обеспечивают массовые поставки новинок, что способствует расширению модельного ряда, — отметил эксперт.
В целом же сравнивать российский рынок электромобилей с рынками США и Китая пока некорректно, поскольку он ещё только зарождается, указал Владислав Мазов. На всю Россию по состоянию на июль 2024 года приходилось всего около 40 тыс. электрокаров, и хотя положительная динамика спроса наблюдается, на фоне миллионных продаж в США, Китае и Европе даже эпитет «сдержанный» по отношению к интересу россиян к электрокарам кажется слишком политкорректным.
Поэтому и пугаться заголовков СМИ вроде «спрос на электрокары в России рухнул на 50%» не стоит. Падение в таких случаях в количественных показателях по всей стране исчисляется тысячами, а в отдельных регионах — десятками машин.
Так, например, в Петербурге и Ленобласти спрос на электрокары действительно упал на 50% в сентябре, но абсолютные числа выглядят скорее смешными: за сентябрь 2024 года в городе зарегистрировали 59 электрокаров (против 127 в 2023-м), а в области — 12 (против 25). В прошлом году спрос показывал аналогичные цифры, но в другую сторону. На фоне продаж машин с ДВС, которые в России превышают миллион за год, такие колебания можно считать погрешностью.
Таким образом, спрос на электрокары в России есть, и он даже растёт, но составить сколь-нибудь значимую конкуренцию автомобилям с ДВС не может и тем более не может соревноваться со спросом на электромобили в Европе. В чём же причины?
Первое и главное препятствие, о котором говорят все эксперты, — недостаток зарядной инфраструктуры. Кроме того, сегодня в стране мало сервисных центров для ремонта и обслуживания электрокаров. Учитывая особенности электромобилей, к которым относится и небольшой запас хода, это существенная проблема.
— На все электромобили сейчас приходится около 7 тысяч электрозаправок (в России. — Прим. ред.). Это связано с тем, что зачастую операторам зарядных станций (ЭЗС) приходится сталкиваться с высокой конечной стоимостью оборудования и установки, что замедляет развитие рынка, — констатировал Владислав Мазов.
Для сравнения: в Китае зарядных станций для электромобилей уже более 2 млн, в США — более 50 тыс., в Европе (вместе с Турцией) — почти 756 тыс. Российские показатели на этом фоне выглядят так же, как покупки электрокаров на фоне общемирового спроса — каплей в море.
Тем не менее, как отмечают эксперты, подвижки в сторону решения этой проблемы есть. Власти предоставляют госсубсидии операторам ЭЗС, продвигают инициативы «Электроавтомобиль и водородный автомобиль». Несмотря на скромные показатели при сравнении с общемировыми, сеть электрозаправок в России развивается опережающими рост автопарка темпами, отметили в пресс-службе ГК «Автодом».
— На 2025 год запланирован ввод в эксплуатацию 2,8 тысячи быстрых ЭЗС, в 2026 году к ним добавятся ещё 3,3 тысячи станций. Притом что в 2022 году по всей стране работало всего 439 ЭЗС, — напомнили в пресс-службе.
Важно и то, что страна идёт по пути импортозамещения: как отметил Владислав Мазов, значительная часть зарядных устройств уже производится в России.
— Например, такие компании, как Saga Electro, E-Prom и другие, активно развивают производство отечественных зарядных станций. Также развивается и сфера производства самих электрокаров — Росатом в течение двух лет планирует ввести в эксплуатацию два крупных аккумуляторных завода, что поможет обеспечить российский рынок необходимыми запчастями для роста, — рассказал эксперт.
Строительство аккумуляторных заводов может частично решить вторую проблему электрокаров в России — их высокую стоимость и недостаточность модельного ряда. С первой сталкиваются и в Европе, это одна из причин недовольства населения и производителей отказом властей от субсидий отрасли. Однако в России, где к электрокарам в целом относятся без пиетета, тем более в текущих условиях, цена особенно актуальна. При прочих равных российские автолюбители отдают предпочтение машинам с ДВС.
— Электромобили по-прежнему дороже авто на ДВС. Например, один из самых востребованных на российском рынке электрокаров — отечественный Evolute i-Pro 2023 года выпуска — можно приобрести от 1,75 млн рублей. За эту же цену можно купить Haval H6 2024 года (дешевле на 150 тыс. рублей), Exeed LX в комплектации Luxury 1.5 CVT и другие привычные россиянам модели, — констатировал Алексей Тузов.
Что касается модельного ряда, то его недостаток сегодня активно восполняет Китай: одними из самых популярных на рынке моделей являются его электрокары Zeekr и Faw.
— Модельный ряд, представленный на российском рынке, постепенно расширяется. Сейчас в сегменте электрокаров популярны китайские бренды, в том числе Zeekr и Faw. В 2024 году россияне выбирают Zeekr 001, Zeekr X и Faw Bestune Nat, — рассказали в пресс-службе ГК «АвтоСпецЦентр».
Китай — один из мировых лидеров в производстве электрокаров, и российский рынок ему также интересен, хотя, учитывая его небольшую ёмкость, не настолько, как европейский или американский.
— Ещё одно преимущество китайских авто — низкая стоимость относительно европейских автомобилей. Российские же бренды только развиваются в этом сегменте, и потребуется время, чтобы занять свою нишу. Уже сегодня на улицах можно встретить электромобили от «Москвича» и Evolute. Также можно выделить проект электромобиля Atom, чьё серийное производство запланировано на 2025 год, — отметил Владислав Мазов.
У российских любителей электрокаров нет выбора: европейские и американские разработки поступают хорошо если по параллельному импорту, как и некоторые китайские. Поэтому пока остаётся надеяться на отечественного производителя и смиряться с высокими ценами.
И наконец, третья проблема, с которой сталкивается спрос на электрокары в России, — технические особенности такого типа автомобилей. Электромобили имеют небольшой запас хода и долго заряжаются: даже ультрабыстрые зарядки позволяют поехать дальше только через час-два, а обычные — через 12 часов. Кроме того, как отметил Ислам Альсултанов, литий-ионные аккумуляторы, на которых работают электрокары, плохо переносят сильные морозы, что для страны, две трети которой занимает Сибирь, практически неразрешимый минус.
Однако выход из ситуации есть — некоторые эксперты в качестве него называют автомобили-гибриды, способные работать как на бензине, так и на электротяге. Сегодня спрос на такие автомобили примерно равен спросу на электрокары.
— Из 90 тысяч зарегистрированных в России электромобилей и гибридов 56,2% приходится на электрокары и 43,8% на гибридные модели, — привели статистику в ГК «Автодом».
Владислав Мазов отметил, что выбор между электромобилями, гибридами и автомобилями с ДВС зависит от множества факторов, среди которых в том числе — доступность зарядной инфраструктуры, стоимость топлива и региональные условия эксплуатации.
— В России, с учётом текущих условий, гибриды могут быть оптимальным выбором для потребителей. Они дают возможность использования бензина при отсутствии зарядных станций. Это особенно актуально для регионов с малой плотностью зарядных точек, — констатировал эксперт.
Согласно карте Российского энергетического агентства, ожидаемо меньше всего зарядок находится в России за полярным кругом, а также в Центральной Сибири и на Камчатке. Основная их доля сосредоточена в европейской части страны, а также на дорогах Южной Сибири, ведущих из Европы на Дальний Восток. Однако даже если отъехать недалеко от Петербурга, где плотность зарядок для электромобилей достаточно высока, уже в Ленобласти с ними начинаются проблемы — что уж говорить о ещё менее плотно населённых регионах.
Российские расстояния для запаса хода электромобилей — суровое испытание. Автолюбители в Интернете жалуются на то, что заявленный производителем запас хода в условиях России, особенно зимой, можно смело делить на два. Таким образом, если заявляется запас хода в 400–500 км, больше чем на 250 км с одной зарядки зимой можно не рассчитывать — а этого хватит, пожалуй, только для поездок по городу и ближайшим пригородам миллионников.
Иными словами, если до Всеволожска, Колпино и Гатчины из Петербурга доехать получится, то до Лодейного Поля — уже проблематично, что уж говорить о Великом Новгороде, Пскове и Петрозаводске. По пути, конечно, встречаются зарядные станции, но времени на зарядку уйдёт несоизмеримо больше, чем на заправку автомобиля с ДВС.
Тем не менее эксперты уверены, что со временем автопроизводители всё же будут склоняться к производству «чистых» электромобилей.
— Крупнейшие компании инвестируют в исследования и разработку электромобилей и батарей. Государство же активно поддерживает такие инициативы, стимулируя развитие инфраструктуры, — отметил Владислав Мазов.
В ГК «Автодом» предположили, что решение инфраструктурных проблем поможет электрокарам к 2030 году занять 15% авторынка России. Правда, речь идёт всё же о долгосрочной перспективе, а в ближайшей автомобили с ДВС и гибриды будут выигрывать конкуренцию — прежде всего благодаря цене и отсутствию сложностей с инфраструктурой, зарядкой и адаптированностью к зимним условиям.