В среду, 30 октября, в рамках «Ленфильм-клуба» состоялся показ нового фильма «Огниво» по мотивам знаменитой сказки Ганса Христиана Андерсена. Однако это история, рассказанная на новый лад.
Главный герой Иван (Роман Евдокимов) оказывается в таинственном царстве солдат, где идут жестокие бои. Он в ужасе пытается скрыться от пушечных ядер и случайно падает в колодец, где находит волшебное огниво, в котором — не Искра, а заколдованная злодеем царевна Даша (Антонина Бойко). Чтобы разрушить злые чары и спасти девочку, герой отправляется в опасное путешествие. Масштабные сцены, неожиданные повороты сюжета, шутки, дружба и победа над злом, но больше всего зрители оценили костюмы — яркие и красочные.
78.ru удалось пообщаться с одним из самых известных российских художников по костюмам — Надеждой Васильевой-Балабановой. Именно она одела все главные сказки последних лет — «Конёк-горбунок», «Летучий корабль», «По щучьему велению». Исключением не стал и «Огниво».
Мир костюмов в сказке Андерсена делится на земной, небесный и подземный. При этом каждый из миров кардинально отличается от другого, чтобы зритель мог по-настоящему окунуться в путешествие.
— Продюсеры сказали, что делаем «Огниво». И мы решили, что Андерсен приехал в Россию, увидел и собак трёхголовых, и солдата, и принцессу, и русское «авось». И написал сказку на русской территории. <…> У нас есть мир моря, ветра, штормов, приключений и колдовства. И, например, знак мира колдовства выражается в ткани — это парусина, со смытым и разрушенным солёной водой принтом. Есть Мир дворца — он мрачноват: тяжёлые ткани, золотая вышивка, ящерицы и яблоки, груши, львы и куропатки. Только нежная девочка-принцесса — в газовом платьице, о котором мечтают все девочки, — рассказала художник.
Надежда Васильева уверила — сложности на съёмках всегда были и будут. Если их нет — значит это не кино. В «Огниво» сложности по большей части были техническими.
— Главная героиня — ребёнок. Во-первых, это было определённое время, которое она могла сниматься. Во-вторых, погодные условия: был и холод, и зной. Также всегда нужно учитывать, что ребёнок растёт, даже за месяц. И если ты шьёшь обувь, то должен сделать её с запасом, — поделилась Балабанова.
В подземном мире «Огниво» — маленькие люди, играющие гмуров, одеты во множество видов одежд — они и мастера, и металлурги, и воины. Доспехи, ремни, наплечники, — всё это лепилось, отливалось, выращивалось и покрывалось драгоценными камнями.
— У всех ножки маленькие — мы шили им отдельную обувь. Гмуров было 50 человек, значит — 50 штанов, 50 рубашек- сшитых, связанных, с орнаментом, 50 курток, 50 шапок, 50 гольфов, 50 пар обуви, 50 доспехов. Впечатляет? Не думаю. Но сил много затрачено, — вспоминает Васильева.
Над проектом Балабанова работала вместе с Ольгой Михайловой. Их творческий тандем уже давно знаком зрителям. В 2018 году художницы совместно получили премию в номинации «Лучшая работа художника по костюмам» за фильм «Матильда», а в 2022 году — премию «Золотой орёл» за картину «Конёк-горбунок».
— Мы работаем вдвоём с Олей Михайловой — потрясающим художником — и она, в основном, цариц делает, а я люблю массовку. Я люблю, когда много: это и объём, и решение, — призналась Васильева.
Платки на голову крестьянкам крутили по-русски, но с чепцом внутри — чепцы из 19 века. Принты смешивали — и Византию, и Бретань.
— Меня радуют какие-то отдельные вещи. Например, костюм царя Берендея, про которого все как-то забывают, а это такой абсолютно русский витязь, с золотой птицей на груди. Я очень рада, что у нас получились стеклянные короны с целыми городами. Меня порадовал доспехи Даши — не просто металлические, они из такого материала, который тоже отсылает нас к сказке, потому что не сразу понятно, из чего он сделан. И порадовало, что получилось сделать перья для птиц в райском саду, это не обычные перья из соседнего магазина, они нами сделаны. Отдельным успехом было напечатать рисунки перьев на ткани, которая не предусмотрена для печати вообще. Это была техническая победа, — поделилась Михайлова.
Васильева признаётся: когда создавали первую сказку, то уже подозревали — впереди не один волшебный фильм, со своими царствами и героями.
— Тогда мы думали: «Как же сделать такую же русскую сказку, но по-другому?». (Мы) другие книжки читали, другие иллюстрации изучали, а самое главное — ходили в музеи и смотрели живопись, потому что живопись разная, и она наталкивает на различные решения этих самых миров, — отметила художник по костюмам.
В 2026 году на экраны выйдет очередной сказочный фильм — «Буратино». Главную роль сыграет Вита Корниенко «в CGI-костюме».
Вдова режиссёра, сценариста и актёра Алексея Балабанова уже присоединилась к съёмочной команде. И хоть пока завесу тайны приоткрывать нельзя, Надежда Александровна «подарила» 78.ru небольшой спойлер: «Будет красиво!». И с оператором картины — Максимом Жуковым, и с режиссёром — Игорем Волошиным, художница уже работала.
— У нас оператор тот же, который снимал сериал «Мастер и Маргарита» — будет неярко, но красиво. И режиссёр, с которым я делала его дебютную картину — «Нирвана», у него будет ярко и красиво, — смеётся Васильева.
За плечами Надежды Балабановой не только детские сказки. Тут и легендарный «Брат», и фильм-фантасмагория Ренаты Литвиновой «Северный ветер», и космическая драма «Салют-7». Послужной список жанров велик, однако сама художница ещё не воплотила образ мечты. Ей очень нравится мистицизм 20-го века.
— Тогда все стали заниматься столоверчением (спиритические сеансы), сходить с ума, ходить голыми по Невскому проспекту. Родились все андеграундские решения, супрематизм. И это было такое энергичное время, что мне хочется в нём поучаствовать, — рассказала нам Балабанова.
Мода 1920-х годов — это резкая смена эпохи модерна. Изнеженная дама превращается в самостоятельную женщину, желающую соперничать с мужчинами. Спорт, танцы, насыщенная личная жизнь и как результат — отказ от стесняющих движения красивых, но неудобных платьев. На смену минималистичным и абстрактным орнаментам приходят снопы и тракторы, марширующие толпы, электрификация, дымящие заводы.
— Также принты агитационного текстиля. Я бы хотела начать с 1909, и по 1934 год, с каким-нибудь странным решением, но очень правдоподобным, — добавила художница.