В Российском союзе туриндустрии (PCT) констатировали: по сравнению с 2023-м въездной поток в РФ иностранных туристов увеличится, но взрывного роста, который прогнозировался ещё в начале этого года, не случится. Так, от броней на конец осени—начало зимы начали отказываться путешественники из Арабских стран. Примечательно, что именно эти туристы традиционно приезжали на достаточно длительный срок, отличались высокой платежеспособностью и даже на какой-то момент оттеснили китайцев.
Согласно данным аналитиков Ostrovok.ru, охотно едут как в Москву, так и Петербург иранцы, турки, белорусы, граждане Саудовской Аравии. В среднем за одну ночь в отеле в городе на Неве они готовы потратить 6300 рублей или на 15%, чем в прошлом году.
Сам же спрос иностранцев на размещение, по данным этого портала, вырос с начала года на 62%, хотя Северная столица и уступает пальму первенства Москве.
Приезжают в Петербург и гости из Германии, Бразилии, Латинской и Южной Америки, рассказывают участники рынка. Впрочем, призывают они не ровнять под одну гребёнку и тех же арабов, «которые далеко не все поголовно шейхи или султаны».
Выясняем, откуда приезжают иностранцы в Петербург, почему не всё получается в городе в этой сфере и станут ли иранцы новыми «китайцами» для горожан, страдавших от обилия путешественников из Поднебесной до пандемии.
Как рассказала 78.ru председатель правления Ассоциации развития внутреннего туризма «Лига туроператоров» Елена Сергеева, в Петербурге на постоянной основе один-два раза в месяц проводятся РОАД-шоу. Недавно такие мероприятия прошли с участием представителей турбизнеса из ОАЭ, Узбекистана. В Северную столицу с экскурсионными целями начали понемногу приезжать тайцы, вьетнамцы.
— Но у Петербурга есть одна очень большая и серьёзная проблема, невыгодно отличающая его от той же Москвы. Это меньшее количество прямых рейсов с другими странами. Многие туристы хотят прилететь здесь и сейчас, без дополнительных пересадок и перелётов хотя бы «в воздухе». Северная столица, по сути, задыхается без второго аэропорта. Даже в Новосибирске с этим вопросом работают лучше. Там 70% туроператоров готовы хотя бы развозить своих клиентов в другие города или территории по земле, на тот же Байкал, — подчеркнула Елена Сергеева.
О проблемах с малым количеством прямых перелётов в/из Северной столицы говорит и генеральный директор CITYTEL и отеля «Санкт-Петербург» Андрей Петелин. Для многих иностранцев сохраняются и трудности с оплатой своих расходов банковскими картами на фоне санкций. Не решена до конца и проблема с визами, пусть теперь для кого-то и электронными.
По словам Андрея Петелина, сейчас в их сети есть достаточно постояльцев из Азии и стран арабского мира.
— Нельзя сказать, чтобы это подавляющие количество клиентов, но они есть и их достаточно, — резюмировал, в частности, он.
Владелец и управляющий отеля «Гельвеция» Юнис Теймурханлы констатирует, что в их заведении доля иностранцев всегда была крайне низкой, менее 1%. Сейчас в гостинце живут небольшие группы из Южной и Латинской Америки, Бразилии.
— То есть, это история про глобальный юг. Были как-то гости и из арабских стран, — констатирует он.
Юнис Теймурханлы настаивает: тут важно понимать, что при выборе отеля иностранцы в принципе ориентируются на им известные сетевые luxury-отели. О местных небольших гостиницах они практически ничего не знают и не могут найти информацию, особенно после ухода такого маститого игрока, как Booking.com. Ostrovok.ru, увы, многие иностранцы пока не знают. И вот на его популяризацию логично было бы вкладывать какие-то средства.
— А крупных международных игроков осталось крайне мало. Это Lotte, 4 Seasons, отчасти потерявший ряд точек Raddison. Их вот как раз и выбирают арабы с их высокой платежеспособностью. Китайцы предпочитают что-то более бюджетное, типа Novotel. На Маяковского вечером от них не протолкнуться, — делится Юнис Теймурханлы.
Владелец «Павловских апартаментов» и ресторатор Валерий Фенько рассказывает, что сейчас в отеле живёт женщина из Колумбии. До этого гостили несколько семей из Саудовской Аравии, были и немцы, а также китайцы.
— Из бесед с коллегами я знаю, что в Петербурге те же иранцы выбирают «Коритнию». Сказать, чтобы те же гости из Саудовской Аравии тратили как-то сильно больше, гуляли на широкую ногу в ресторанах, я не могу, это всё-таки мусульманская страна, где тот же алкоголь не употребляют. Вели все себя цивилизованно, никаких проблем с постояльцами не возникало, — подчёркивает он.
Президент Альянса туристических агентств России Андрей Гаврилов готов раскрыть секрет интереса арабских и иранских гостей к России. Их трудно назвать именно туристами в классическом понимании этого термина. Такие путешественники сейчас в большинстве случаев совмещают налаживание деловых связей и осмотр достопримечательностей.
— Граждане этих стран активно участвуют в форумах, различных деловых мероприятиях, таких как ПМЭФ, саммиты ШОС, БРИКС и пытаются построить свой бизнес в России.
Дело в том, что тот же Росстат и ФСБ дают очень противоречивую картину, кого в этих ведомствах считают туристами, — рассуждает он.
Здесь стоит напомнить, что, например, на ПМЭФ-2024 статус почётного страны-гостя получил Оман.
— Несмотря на сложную геополитическую обстановку, Россия успешно развивает взаимовыгодные отношения со странами арабского мира. Лучшим примером этого является участие лидеров арабских государств в ПМЭФ, Саммите Россия — Африка, а также встречи на высшем уровне в ОАЭ и Саудовской Аравии. За последние несколько лет странами-гостями ПМЭФ выступили Катар, Египет, ОАЭ, а в 2024 году этот почётный статус присвоен Султанату Оман, — цитировали федеральные СМИ советника президента РФ Антона Кобякова.
Как подчёркивает Антон Гаврилов, гости из Арабских стран, как правило, являются людьми достаточно обеспеченными. Второй важный момент — они путешествуют семьями, и детей там обычно много. Поэтому часто снимаются сразу несколько дорогих номеров, чтобы чувствовать себя комфортно. Это возможность хорошо заработать для отельеров.
Ещё одна составляющая условного туристического чека — это затраты на экскурсионные программы и сувениры. Здесь российская туротрасль тоже остается в выигрыше. По этим двум параметрам расходы могут быть на 30—40%, чем у европейцев, и на 20—30%, чем у россиян.
— Наконец, есть и статья затрат на общепит. Вот здесь наши рестораторы остаются далеко не выигрыше. Пища для жителей арабских стран у нас не приспособлена, экзотична для них, также, как и их блюда непривычны для нас. Так как они мусульмане, есть много ограничений. А бизнес в этом плане с учётом того, что требуется и высокое качество, условная шаверма не пройдёт, пока не развит. Отсюда и низкие траты на еду, — поясняет Андрей Гаврилов.
Андрей Петелин призывает подходить к тем же арабам дифференцировано. Далеко не все из них имеют заоблачные доходы.
Ещё хуже обстоит ситуация с иранцами, часть гостей из этой страны теперь приезжает не из самой обеспеченной, а сельской местности. Иногда их поведение даже сравнивают с китайцами до пандемии, когда они предпочитали приобретать туры, путёвки и всё необходимое в Поднебесной, а в России выбирали заведения соотечественников, где и оставляли деньги. Нанимали такие туристы и гидов из своей же страны, рассказывающих ранее откровенные небылицы о россиянах. Эти скандалы, собственно, и гремели в 2016—2018-м годах.
— С иранцами я бы не спешил делать преждевременные выводы. В России нет такого засилья иранского общепита, как это происходит с китайским, — успокаивает Андрей Гаврилов.
Как добавляют участники рынка, китайцев и иранцев теперь можно увидеть в продуктовых магазинах в центре и в «Галерее». Пусть такие туристы и покупают всё дешёвое, но деньги в магазинах «хоть какие-то» оставляют.
Метаморфозы с китайскими гостями готов разъяснить генеральный директор Luna Travel (специализируется на въездном туризме из Поднебесной) Константин Яхонтов.
Как он вспоминает, в 2023-м в Петербург приехало мало туристов оттуда, в 2024-м будет чуть больше, но это всё равно не сопоставимо с тем, что было раньше до пандемии.
— Да, ФСБ дает нам цифры о том, что в первом полугодии 2024 границу с РФ пересекли свыше нескольких сотен тысяч граждан Китая. Это сопоставимо с тем, сколько жителей Поднебесной за аналогичный период приехали в 2016-м, когда петербуржцы начали жаловать на невозможность нормально гулять по Невскому проспекту и Петергофу. Но здесь есть принципиальный момент: восемь лет назад соотношение между въездом в Москву и Петербург и на близлежащие территории, граничащие с Поднебесной, составляло 50 на 50%. А сейчас в Хабаровск, Владивосток, Благовещенск едут подавляющие 92—93%. Это «челноки», скупающие более дешёвый бензин, еду, люди, имеющие родственников и т. д. Такие путешественники мало имеют отношения к туристам, — рассказывает Константин Яхонтов и добавляет, что только 7—8% достаются Москве и Петербургу.
Почему так вышло, эксперт не готов прокомментировать. По его мнению, наверное, сработал комплекс маленьких и незначительных причин, тем не менее, переросших в что-то большее.
— Во-первых, принято говорить, что с Китаем у нас безвизовый режим. Но это не так, виза выдается групповая по факту, а добиться её сложно.
В допандемийный 2019-й из Китая выехали 155 млн человек заграницу, в 2023-м — 87, по итогам 2024-го, возможно, будет 137 млн. Но когда лично задаёшь вопрос: «Почему Вы не хотите ехать в Россию», часто можно услышать ответ: «А вот просто не хочу, всегда успеется, лучше посмотрю другие страны», — делится Константин Яхонтов.
Здесь важно отметит, что бум визитов китайцев приходился на период с 2014 по 2017 годы. Но для них никаких презентаций в своё время не делали.
Как заключает Константин Яхонтов, к сожалению, пока выходит так, что, увы, Россия собирает, за исключением обеспеченных арабов, «невыгодных» туристов, которых не очень-то ждут и приветствуют в других странах.