Мошенничество в сфере коммунальных услуг — один из самых распространённых способов обмануть доверчивых людей. Объясняется это просто: «коммуналку» у нас оплачивают все. Счета за услуги приходят регулярно. А потому и пользоваться такой возможностью можно постоянно.
— Мошенники очень хорошо знают свою целевую аудиторию, — отметила Лариса Бурдинская. — Это законопослушные граждане, которые очень трепетно относятся к вопросу ЖКХ: вовремя оплачивают счета, следят за состоянием своего жилища. Как правило, у них нет задолженности. В первую очередь это пенсионеры, пожилые люди.
Пожилые люди — наиболее подверженная мошенничеству категория людей также потому, что они более доверчивы, всерьёз воспринимают телефонные звонки мошенников и легко поддаются давлению. А уж печати и официальные бланки для них — часто почти святое.
Но, конечно, на уловки попадаются и другие категории людей, независимо от возраста. Какие же виды мошенничества в сфере ЖКХ особенно распространены?
Самые распространённые:
«Квитанции» от мошенников часто раскидывают по почтовым ящикам жильцов. Они выглядят почти как настоящие: на них есть название организации и реквизиты, печать, штрихкод, а также QR-код для оплаты. Сумма, указанная в такой бумаге, как правило, близка к стандартным платежам. Вот только оплата по QR-коду уйдёт аферистам.
Опознать фальшивые квитанции на оплату коммунальных платежей вполне реально. Нужно обратить внимание на несколько пунктов:
Сканируя код для оплаты, также проверьте цифры лицевого счёта. Как отметила Лариса Бурдинская, квитанции от мошенников будут отличаться и по другим признакам — например, типу бумаги.
Помимо тщательного сличения квитанций, есть и другие способы не попасться на эту схему. Безопасно оплачивать можно:
Долги по квартплате особенно пугают тех, кто щепетильно оплачивает все ЖКУ в срок и без задержек. На таких добросовестных жильцов и рассчитывают мошенники, раскидывая по почтовым ящикам и рассылая на электронную почту уведомления о задолженности.
Платежи по реквизитам уходят мошенникам, если же перейти по ссылке и ввести данные карты на оплату, можно и вовсе потерять все деньги на счету. Код из смс, как всегда в таких ситуациях, убеждают сказать «сотруднику УК» для подтверждения транзакции.
Если же «неплательщик» игнорирует квитанции и письма, мошенники могут начать названивать жертве с убеждениями и угрозами. Иногда они приходят и лично, чтобы запугать жертву. Сотрудники УК не станут звонить жильцам, отметила Лариса Бурдинская. И, тем более, ходить по квартирам.
Если вы сомневаетесь в подлинности квитанции — всегда сами звоните в управляющую компанию, номер которой указан на старых настоящих квитанциях. А лучше всего сходить в офис УК и выяснить всё лично.
Очень часто на информационных стендах, стенах и просто входных дверях в парадные можно увидеть объявления о том, что в доме якобы проводится плановая поверка или замена счётчиков, а также дверей, окон и т. п. на льготных условиях.
На самом деле в лучшем случае счётчики вам поменяют по завышенной в несколько раз цене. В худшем это может быть способ попасть в квартиру, чтобы обследовать её на предмет ценностей и позже совершить кражу, а то и вовсе ограбление.
Открывать двери незнакомым людям не стоит вовсе. Что касается поверки и замены счётчиков — уточните у управляющей компании, действительно ли проводятся сейчас такие мероприятия. При поломке лучше самостоятельно обращаться в проверенную компанию.
Злоумышленники могут предложить и замену батарей. Как отметила Лариса Бурдинская, обычно реальная смена батарей происходит вне отопительного сезона, который в Петербурге длится с мая по октябрь. УК размещает соответствующие объявления на информационных стендах в парадных.
Как отметила адвокат, листовки с такой информацией УК рассовывать по почтовым ящикам не будет.
— Они тем более не будут никого обзванивать. Если к вам приходят и стучатся, говорят: «Мы хотим осмотреть ваше отопительное оборудование и т. д.» — это практически исключено.
Реальная замена отопительного оборудования может проводиться в доме как платно, так и бесплатно, рассказала Лариса Бурдинская. Бесплатно меняется общедомовое оборудование — например, запорный вентиль между батареей и общедомовым стояком. Оборудование в квартире меняется уже за деньги. В случае, если вы увидели подобные объявления на информационном стенде, позвоните и уточните правдивость информации в УК.
Если же вы попались на удочку мошенников, опять-таки, есть два варианта развития событий: либо вам поменяют батареи по сильной завышенной цене, либо и вовсе оставят и без денег, и без батарей.
В некоторых случаях к мошенническим схемам может быть причастна сама управляющая компания. В таком случае доказать факт мошенничества довольно сложно, но можно. Но это уже другая история.
Будьте предельно внимательны, всегда проверяйте квитанции на оплату и не доверяйте незнакомым людям, которые вам звонят или пытаются попасть в квартиру.