Прямой эфир

Кто будет платить? Как отказ от мигрантов отразится на ценах на такси в Петербурге

Светлана Коваленко
9 сентября, 14:17
Власти Северной столицы рассматривают возможность введения запрета на работу мигрантов водителями такси. Такие меры уже реализованы в Ленобласти. При этом с 1 сентября для водителей уже действует новая страховка ответственности. Разбираемся, что теперь может ждать отрасль, как это отразится на ценах и качестве обслуживания.
Коллаж 78.ru: Belkin Alexey/globallookpress.com, freepik.com, flaticon.com/bastian 5

Секреты фирмы

Традиционно участники рынка такси крайне неохотно раскрывают секреты ценообразования на поездки, ссылаясь на то, что оно является динамическим. То есть, зависит от спроса, наличия свободных машин, погодных условий, пробок и т.д.

Наиболее высокие расценки действуют по будням в часы пик, когда с 8 и до 11 утра люди добираются на работу, а вечером с 17 до 20 часов едут домой. Также стоимость резко растёт в плохую погоду и в праздники.

Есть и такие секреты, как увеличение цены поездки при заказе начальной точки поездки от жилых домов, магазинов и общепита, особенного того, где торгуют горячительным, рассказывают собеседники. То есть, например, если заказывать машину не от многоэтажки, а от соседнего через дорогу или небольшое расстояние нежилого строения, то выйдет дешевле.

Между тем с 1 сентября водителей такси обязали покупать полисы ОСГОП (обязательное страхование гражданской ответственности). Они обходятся примерно в 3500 рублей в год, максимально — до 5000. Это не должно привести к резкому увеличению стоимости поездок именно с 1 сентября, рассуждали ранее в страховых компаниях и автоэксперты. Хотя в итоге с начала года цены итак существенно выросли.

Фото: Komsomolskaya Pravda/globallookpress.com
Фото: Komsomolskaya Pravda/globallookpress.com

Теперь к ОСГОПу в Петербурге может добавиться запрет на работу водителями такси для мигрантов. Такая инициатива уже реализована в Ленобласти. Идея понятна, но существуют и объективные экономические законы, констатируют участники рынка.

На десятки процентов в год?

О том, что власти Петербурга изучают возможности введения запрета на работу мигрантов водителями такси, сообщил председатель Комитета по экономической политике и стратегическому планированию Смольного Алексей Зырянов. Он пообещал, что в этом вопросе не будет жёстких подходов, а возможные негативные экономические последствия для горожан обязательно учтут. Признал чиновник и то, что без мигрантов будет сложной найти кадры для отрасли.

При этом, как рассказала в пресс-центре МИЦ «Известия» федеральный эксперт таксомоторной отрасли Ирина Зарипова, с начала 2024 цены на такси выросли на 30%, к концу года повышение достигнет 60%. Она сослалась на то, что стоимость кредитов и машин для участников рынка всегда была выше, чем для автолюбителей, а теперь добавилась необходимость покупать ещё и ОСГОП.

В свою очередь, вице-спикер Госдумы Борис Чернышов на днях потребовал от ФАС заняться проверкой заявлений руководства «Яндекс Такси» о росте цен на поездки «на десятки процентов».

— В связи с публичным заявлением директора по корпоративным отношениям и связям с органами государственной власти ООО «Яндекс Такси» Антона Петракова о вероятном росте цен на услуги перевозок на «десятки процентов» к концу 2024 года прошу вас обратить внимание на данную ситуацию и провести проверку. Компания занимает доминирующее положение на рынке таксомоторных услуг, и подобные изменения в её ценовой политике отразятся на миллионах потребителей в России, — цитировали Бориса Чернышева федеральные СМИ.
Фото: Андрей Аркуша/globallookpress.com
Фото: Андрей Аркуша/globallookpress.com

Как привлечь к работе в такси россиян?

Руководитель отдела по связям с общественностью сервиса заказа такси «Максим» Павел Стенников уточнил, что в субъектах РФ запрет работать в сфере такси вводится исключительно в отношении иностранных граждан, которым требуется оформление патента на работу в России. Патенты нужны иностранцам для заключения трудовых договоров с российскими работодателями.

— Но в такси трудовых отношений нет. Мигранты для работы арендуют автомобили в таксопарках. От них требуется только привозить арендную плату. Так устроена современная таксопарковая модель, — констатировал Стенников.

Он напомнил, что возможность работать легально в такси остается у граждан Армении, Беларуси, Казахстана и Киргизии (стран ЕАЭС), которым не требуется разрешения на работу в России. Они могут зарегистрировать самозанятость. Для них ничего не изменится.

По словам Павла Стенникова, идея инициативы понятна, но существуют и экономические законы.

— Уменьшение количества водителей приведёт к увеличению стоимости поездок и времени ожидания автомобилей для пассажиров. А новых перевозчиков взамен прежних не появится. Закон о такси №580 затруднил вход на рынок для российских граждан. Самозанятым с личными автомобилями предъявляются такие же требования, как к транспортным предприятиям: ежедневные медицинские и технические осмотры, которые проходить негде, путевые листы, очень дорогое страхование такси. Для физлиц эти требования невыполнимы и избыточны, — полагает он.

Павел Стенников призывает упрощать правила и требования, дифференцировать регулирование таксопарков и физлиц, для того чтобы вовлекать в отрасль российских перевозчиков, в том числе самозанятых женщин-водителей.

Фото: Melissa Erichsen/globallookpress.com
Фото: Melissa Erichsen/globallookpress.com

Здесь стоит добавить, что цены на такси непрерывно растут с 2021 года. Летом 2023 года стоимость приблизилась к 33 рублям за километр в крупных мегаполисах и скакнула год к году уже тогда на 40%.

В пресс-службе «Ситимобил» кратко расписались в том, что если «ноу-хау» с мигрантами будет реализовано, то цены вырастут.

— Прогнозировать конечные цифры роста цен достаточно сложно в данном случае. Но нельзя сказать, что его не будет. При принятии запрета на работу мигрантов, количество водителей такси сократится — это ни для кого не секрет. Невозможно сразу после принятия запрета набрать столько водителей, сколько уйдёт из отрасли. Соответственно, и количество авто на линии сократится, что повлечёт за собой автоматический рост цен и увеличение срока ожидания для клиента, — отметили там.

Крупный бизнес терять прибыль не будет

По словам автоэксперта Алика Кортиева, существуют две схемы поиска и взаимодействия с водителями в отрасли. Тот же «Яндекс Такси» предоставляет свои, принадлежащие компании, авто в аренду. После чего сотрудник проходит верификацию и начинает взаимодействовать с пассажирами через приложение.

— Вот, видимо, на этой схеме и хотят поставить крест с такими привлечением мигрантов. Но как это воплотить на практике, я себе с трудом представляю, если честно, — признался он.

В рамках второй схемы водитель покупает машину на свои деньги, а затем заключается некий договор с работодателем. Речь может идти, как о субаренде, так и найме на работу. Здесь механизм запрета уже более рабочий, если дело дойдёт до воплощения инициативы в жизнь.

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Сергей Лантюхов
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Сергей Лантюхов

Алик Кортиев категорически не согласен с тем, что в отрасли будет некому работать без мигрантов.

— Да, ещё несколько лет назад до пандемии зарплаты у таксистов были низкие. Но теперь в Петербурге при желании и упорном труде таксист может зарабатывать до 200 тыс. рублей в месяц. Потому на такую работу идут уже и сами россияне. А мигранты, в свою очередь, охотно покупают машины, даже бизнес-класса, только бы трудоустроиться таксистом. Я работаю в бизнесе по торговле авто и не раз наблюдал такую картину, — делится он.

Как считает Алик Кортиев, крупный бизнес прибыль терять точно не будет, там заранее проработают модель, которая позволит избежать проблем как с кадрами, так и длительными ожиданиями подачи авто для клиентов. Произойдёт просто ротация работников, которую пассажиры могут и не почувствовать в итоге. Хуже придётся «маленьким» участникам рынка, но их почти не осталось.

Не должны резко скакнуть и цены. В Ленобласти после введения стоимость пошла вверх, потому что там цены до этого давно не корректировались.

Согласно вакансиям, размещённым сейчас на портале hh.ru, «Яндекс Такси» готов в Петербурге платить на руки водителям даже без опыта от 125 до 250 тыс. рублей в месяц. 78.ru направил запрос в компанию, но на момент публикации комментариев не поступило.