Традиционно участники рынка такси крайне неохотно раскрывают секреты ценообразования на поездки, ссылаясь на то, что оно является динамическим. То есть, зависит от спроса, наличия свободных машин, погодных условий, пробок и т.д.
Наиболее высокие расценки действуют по будням в часы пик, когда с 8 и до 11 утра люди добираются на работу, а вечером с 17 до 20 часов едут домой. Также стоимость резко растёт в плохую погоду и в праздники.
Есть и такие секреты, как увеличение цены поездки при заказе начальной точки поездки от жилых домов, магазинов и общепита, особенного того, где торгуют горячительным, рассказывают собеседники. То есть, например, если заказывать машину не от многоэтажки, а от соседнего через дорогу или небольшое расстояние нежилого строения, то выйдет дешевле.
Между тем с 1 сентября водителей такси обязали покупать полисы ОСГОП (обязательное страхование гражданской ответственности). Они обходятся примерно в 3500 рублей в год, максимально — до 5000. Это не должно привести к резкому увеличению стоимости поездок именно с 1 сентября, рассуждали ранее в страховых компаниях и автоэксперты. Хотя в итоге с начала года цены итак существенно выросли.
Теперь к ОСГОПу в Петербурге может добавиться запрет на работу водителями такси для мигрантов. Такая инициатива уже реализована в Ленобласти. Идея понятна, но существуют и объективные экономические законы, констатируют участники рынка.
О том, что власти Петербурга изучают возможности введения запрета на работу мигрантов водителями такси, сообщил председатель Комитета по экономической политике и стратегическому планированию Смольного Алексей Зырянов. Он пообещал, что в этом вопросе не будет жёстких подходов, а возможные негативные экономические последствия для горожан обязательно учтут. Признал чиновник и то, что без мигрантов будет сложной найти кадры для отрасли.
При этом, как рассказала в пресс-центре МИЦ «Известия» федеральный эксперт таксомоторной отрасли Ирина Зарипова, с начала 2024 цены на такси выросли на 30%, к концу года повышение достигнет 60%. Она сослалась на то, что стоимость кредитов и машин для участников рынка всегда была выше, чем для автолюбителей, а теперь добавилась необходимость покупать ещё и ОСГОП.
В свою очередь, вице-спикер Госдумы Борис Чернышов на днях потребовал от ФАС заняться проверкой заявлений руководства «Яндекс Такси» о росте цен на поездки «на десятки процентов».
— В связи с публичным заявлением директора по корпоративным отношениям и связям с органами государственной власти ООО «Яндекс Такси» Антона Петракова о вероятном росте цен на услуги перевозок на «десятки процентов» к концу 2024 года прошу вас обратить внимание на данную ситуацию и провести проверку. Компания занимает доминирующее положение на рынке таксомоторных услуг, и подобные изменения в её ценовой политике отразятся на миллионах потребителей в России, — цитировали Бориса Чернышева федеральные СМИ.
Руководитель отдела по связям с общественностью сервиса заказа такси «Максим» Павел Стенников уточнил, что в субъектах РФ запрет работать в сфере такси вводится исключительно в отношении иностранных граждан, которым требуется оформление патента на работу в России. Патенты нужны иностранцам для заключения трудовых договоров с российскими работодателями.
— Но в такси трудовых отношений нет. Мигранты для работы арендуют автомобили в таксопарках. От них требуется только привозить арендную плату. Так устроена современная таксопарковая модель, — констатировал Стенников.
Он напомнил, что возможность работать легально в такси остается у граждан Армении, Беларуси, Казахстана и Киргизии (стран ЕАЭС), которым не требуется разрешения на работу в России. Они могут зарегистрировать самозанятость. Для них ничего не изменится.
По словам Павла Стенникова, идея инициативы понятна, но существуют и экономические законы.
— Уменьшение количества водителей приведёт к увеличению стоимости поездок и времени ожидания автомобилей для пассажиров. А новых перевозчиков взамен прежних не появится. Закон о такси №580 затруднил вход на рынок для российских граждан. Самозанятым с личными автомобилями предъявляются такие же требования, как к транспортным предприятиям: ежедневные медицинские и технические осмотры, которые проходить негде, путевые листы, очень дорогое страхование такси. Для физлиц эти требования невыполнимы и избыточны, — полагает он.
Павел Стенников призывает упрощать правила и требования, дифференцировать регулирование таксопарков и физлиц, для того чтобы вовлекать в отрасль российских перевозчиков, в том числе самозанятых женщин-водителей.
Здесь стоит добавить, что цены на такси непрерывно растут с 2021 года. Летом 2023 года стоимость приблизилась к 33 рублям за километр в крупных мегаполисах и скакнула год к году уже тогда на 40%.
В пресс-службе «Ситимобил» кратко расписались в том, что если «ноу-хау» с мигрантами будет реализовано, то цены вырастут.
— Прогнозировать конечные цифры роста цен достаточно сложно в данном случае. Но нельзя сказать, что его не будет. При принятии запрета на работу мигрантов, количество водителей такси сократится — это ни для кого не секрет. Невозможно сразу после принятия запрета набрать столько водителей, сколько уйдёт из отрасли. Соответственно, и количество авто на линии сократится, что повлечёт за собой автоматический рост цен и увеличение срока ожидания для клиента, — отметили там.
По словам автоэксперта Алика Кортиева, существуют две схемы поиска и взаимодействия с водителями в отрасли. Тот же «Яндекс Такси» предоставляет свои, принадлежащие компании, авто в аренду. После чего сотрудник проходит верификацию и начинает взаимодействовать с пассажирами через приложение.
— Вот, видимо, на этой схеме и хотят поставить крест с такими привлечением мигрантов. Но как это воплотить на практике, я себе с трудом представляю, если честно, — признался он.
В рамках второй схемы водитель покупает машину на свои деньги, а затем заключается некий договор с работодателем. Речь может идти, как о субаренде, так и найме на работу. Здесь механизм запрета уже более рабочий, если дело дойдёт до воплощения инициативы в жизнь.
Алик Кортиев категорически не согласен с тем, что в отрасли будет некому работать без мигрантов.
— Да, ещё несколько лет назад до пандемии зарплаты у таксистов были низкие. Но теперь в Петербурге при желании и упорном труде таксист может зарабатывать до 200 тыс. рублей в месяц. Потому на такую работу идут уже и сами россияне. А мигранты, в свою очередь, охотно покупают машины, даже бизнес-класса, только бы трудоустроиться таксистом. Я работаю в бизнесе по торговле авто и не раз наблюдал такую картину, — делится он.
Как считает Алик Кортиев, крупный бизнес прибыль терять точно не будет, там заранее проработают модель, которая позволит избежать проблем как с кадрами, так и длительными ожиданиями подачи авто для клиентов. Произойдёт просто ротация работников, которую пассажиры могут и не почувствовать в итоге. Хуже придётся «маленьким» участникам рынка, но их почти не осталось.
Не должны резко скакнуть и цены. В Ленобласти после введения стоимость пошла вверх, потому что там цены до этого давно не корректировались.
Согласно вакансиям, размещённым сейчас на портале hh.ru, «Яндекс Такси» готов в Петербурге платить на руки водителям даже без опыта от 125 до 250 тыс. рублей в месяц. 78.ru направил запрос в компанию, но на момент публикации комментариев не поступило.