Экономика
12:546 сентября 2024

«Железо есть, а мясо?»: запустят ли маркетплейс для фермерских товаров в Ленобласти

Власти Ленобласти вернулись к идее запуска маркетплейса фермерской продукции. Теперь чиновники готовы обозначить конкретные детали. Так, найден уже IT- разработчик, он поможет снизить аграриям затраты на реализацию продукции. Участники рынка вспоминают: запустить маркеплейс пытался крупный банк, но результаты пока не радуют. Хотя есть и относительно удачные локальные проекты.
Коллаж 78.ru: freepik.com/bublikhaus; katemangostar, flaticon.com/Dandy Ivan Anggriawan

Маркетплейс для фермеров

О запуске некого маркетплейса для торговли фермерскими продуктами власти Ленобласти всерьёз заговорили в разгар пандемийных ограничений, когда взрывными темпами начала расти on-line торговля, а прибыль крупных маркетплейсов начала зашкаливать в процентах в сравнении год с годом. Но и тогда никакой конкретики чиновники не приводили.

В рамках «Агрорусь» 2024 года комитет по АПК Ленобласти и ООО «Пространство Софт» заключили соглашение о сотрудничестве по обеспечению сельскохозяйственных товаропроизводителей региона IT и информационными услугами, по поиску продавцов и покупателей агропродукции. Как заверил глава ведомства Олег Малащенко, этот документ позволит аграриям увеличить продажи, снизить затраты на продвижение и реализацию продукцию. Получат фермеры и скидку в 20% на информационные услуги нового маркетплейса.

Между тем, опрошенные эксперты и участники рынка настроены скептически.

Попыток предпринималось много. Фермеры сами мыслят совсем по-другому, чем классический продуктовый ретейл, который тоже уже претендует на свой кусок «маркетплейсного» пирога. А, главное, опять всё сводится к неким решениям по «железу», а не ключевому вопросу: кто эту фермерскую продукцию, тоже мясо, будет элементарно доставлять покупателю.

Продавать, сидя в офисах?

Как написал в своем tg-канале независимый консультант по продвижению продовольственных товаров в торговые сети Михаил Лачугин, специалисты по программному обеспечению организуют интернет-систему поиска продавцов и покупателей аграрной продукции «Простор» и будет разрабатывать IT-проекты для сельхозпроизводителей Ленобласти.

— То есть, снова речь идёт о некой «интернет-системе», а не о том, чтобы понимать менталитет фермеров и мелких производителей (и вживую взаимодействовать с ними и, главное, адаптировать их продукцию для продаж). Многие уже создавали крутые IT-команды и пытались сидя в офисах продавать фермерскую продукцию. Но нет, это так не работает, — констатировал эксперт.
Фото: freepik.com
Фото: freepik.com

В беседе с 78.ru Михаил Лачугин добавил, что, насколько ему известно, сейчас крупных фермерских маркетплейсов нет ни в России, ни на Западе. Есть попытки создания локальных проектов.

По словам эксперта, в той же Ленобласти существует хозяйство «Муслим». Оно работает с 2015 года, и вполне успешно. У него есть свой интернет-магазин, сайт, налажена система доставки продукции клиентам. Но там все делается без поддержки и участия государства.

На федеральном уровне создать фермерский маркетплейс пытался «Россельхозбанк». Он активно рекламировал проект, была даже страница на сайте Минсельхоза. Но теперь об этом начинании больше нет информации в СМИ,

— Чем заявленное «ноу-хау» на «Агрорусь» 2024 принципиально отличается от предыдущих проектов, я не совсем понимаю. Никто и сейчас не говорит о таких практически важных веща, как организация доставки продукции, создание ее характеристик и описаний («карточек», как на Wildberries и Ozon — прим. редакции), наконец, просто элементарноv фотографировании.
Так что перспективы реализации проекта мне представляются сомнительными, — поделился Михаил Лачугин.

А может, начать с тех, у кого есть опыт?

Аналитик продовольственного рынка, предприниматель в пищевых производствах и сельскохозяйственном бизнесе Иван Кузнецов напоминает, что в России уже есть готовые площадки с оперативной доставкой пищевых продуктов, такие как «Яндекс Маркет» и Ozon с его системой fresh.

— Не проще ли было бы наладить для начала взаимодействие с ними и использовать их уже имеющийся опыт хотя бы в качестве «пилота», чем изобретать все с нуля? — рассуждает аналитик.

Он добавляет, что о запуске собственного маркетплейса, где хотели торговать продуктами, ранее заявлял такой крупный ретейлер и производитель, как «Магнит».

Участники рынка поясняют: эти планы сети в жизнь уже воплощены. Торгует она и товарами для строительства и ремонта, бытовой техникой, одеждой, аксессуарами и т.д.

Фото: freepik.com
Фото: freepik.com

Иван Кузнецов подчеркивает, что в России сложилась уникальная ситуация, когда в стране есть сразу несколько крупных маркетплейсов, которые готовы жестко конкурировать между собой, бороться за каждого клиента и держать для этого низкие цены. Жителям Европы и США такому остается только позавидовать.

— При этом, конкретно в Европе, у фермеров существует два способа для выживания: либо строить собственные магазины, либо рестораны, где и реализовывать свою продукцию.
В США к этим вариантам добавляется третий: брать заказы на выращивание конкретной продукции под конкретных заказчиков определенного сорта, объема партии и т.д. и четко следовать соглашениям.
Наши же фермеры все делают на свое усмотрение, ничего не согласовывая с закупщиками, а потом сами удивляются, что те не хотят приобретать такой товар, —делится аналитик.

Близится к нулевым отметкам?

Президент Ассоциации фермеров Ленобласти Михаил Шконда также припоминает опыт «Россельхозбанка», который «вроде что-то еще пытается делать, но выходит не особо».

— Проекты маркетплейсов требуют колоссальных затрат и инвестиций на входе. Если было соглашение со «Сбербанком», еще можно было бы о чем-то серьезно говорить или рассуждать. Но так у нас все опять рискует остаться лишь на бумаге, — констатирует он.

По словам Михаила Шконды, до сих пор никто не придумал как без денег решить две ключевые проблемы. Это, прежде всего, идентификация подлинных фермерских товаров и недопуск контрафакта на такие on-line площадки.

— Кто, собственно, все это будет проверять, если все делать по правилам? Какая тогда будет прибыльность? Даже в off-line магазины, играющие по правилам и не допускающие фальсификат проигрывают по прибыли в 3 раза по сравнению с теми, кто готов торговать подделками. Представляете, какой это будет разрыв в Интернете без этой системы идентификации. Добросовестные игроки просто туда не сунутся в итоге, — констатирует Михаил Шконда.
Фото: freepik.com
Фото: freepik.com

По его словам, также абсолютно нет вариантов решения проблемы и с доставкой, если все переложить только на плечи фермеров. Сейчас водители и курьеры требуют таких зарплат, что маржинальность уже и так уходит к отметкам, близким к нулю.

Добавим, что пандемии чиновники Ленобласти неоднократно обещали развивать в регионе сеть фермерских рынков, где расценки будут ниже, чем в городских продуктовых сетях. Но эта инициатива так и не была воплощена в жизнь. Между тем, после снятия ковидных ограничений многие ощутили на себе комфортность on-line покупок. Так что интернетная торговля продолжает развиваться бешеными темпами.

ТорговляПродуктыБизнесМагазины
Новости партнеров