Прямой эфир

Как подобрать удобную детскую обувь в школу и избежать плоскостопия, артроза и дерматита

Маргарита Звягинцева
29 августа, 15:21
Покупка одежды и обуви – самая большая статья расходов родителей при подготовке ребёнка к школе. Они должны не только соответствовать требованиям школы, но и оставаться удобными. Что необходимо учитывать при выборе школьной обуви, какую обувь покупать нельзя ни в коем случае и какими болезнями чреват неправильный выбор, рассказывает врач-остеопат, руководитель клиники остеопатии Дмитрий Симкин.
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Анна Селина

Главные критерии выбора детской обуви

Собирать ребёнка в школу становится всё дороже. Например, в городах-миллионниках эти расходы выросли на 10% за год. При этом примерно каждая десятая семья вынуждена брать кредит, чтобы приобрести всё необходимое.

В Петербурге подготовить ребёнка к 1 сентября теперь стоит в среднем 15 000 рублей, и это если выбирать самые недорогие товары. Поэтому родители стараются сэкономить на всём.

Но есть вещи, на которых экономить нельзя ни в коем случае – такой подход может сделать жизнь ребёнка крайне некомфортной, а то и вовсе привести к разным заболеваниям. К ним относится и обувь. Как рассказал врач-остеопат, школьная обувь должна отвечать двум главным критериям:

  • быть «дышащей», то есть пропускать воздух, чтобы ноги ребёнка не потели
  • быть удобной: как следует поддерживать свод стопы

Последнее особенно важно, если ребёнок любит побегать или просто много ходит.

Какую обувь нельзя покупать детям в школу

Обувь, в которой ноги ребёнка будут «дышать», в идеальном варианте должна иметь текстильный верх. Если это кожаная обувь – её верхняя часть должна быть перфорирована. Тогда ребёнку не будет жарко и ноги не вспотеют.

Ни в коем случае нельзя покупать школьнику дешёвую обувь из кожзама или пластиковую, безо всякой вентиляции, отметил врач:

– Ребёнок в ней просто упарится, будут проблемы с кожей, может быть дерматит. Ему будет неудобно, жарко, и это может отвлекать от учёбы.
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Андрей Эрштрем
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Андрей Эрштрем

Если у ребёнка плоскостопие

В такой ситуации особенно важно внимательно подойти к выбору обуви. Определить наличие плоскостопия довольно просто по тому, как человек стаптывает обувь. Если ребёнок встал, и обувь «домиком» завалилась вбок – скорее всего, у него плосковальгусная установка стопы, а чаще сразу двух стоп, рассказал Дмитрий Симкин.

В таком случае, во-первых, необходимо выбрать обувь, которая очень хорошо поддерживает свод стопы, чтобы она не заваливалась сильно. Конечно, ортопедическая стелька тоже не будет лишней. Но всё это – не панацея.

– Нужно понимать, что с помощью обуви и стельки плоскостопие не исправляется, потому что оно чаще всего носит вторичный характер. Здесь требуется помощь специалиста, – пояснил врач. – Поэтому нужно посетить врача, который выявит причины плоскостопия.

Визит к врачу – тоже важная часть подготовки ребёнка к учебному году. Специалист определит состояние стопы ребёнка и даст рекомендации по покупке обуви и, если нужно, изготовлению индивидуальных стелек, а также дальнейшему лечению.

Болезни, которые провоцирует плоскостопие

Если обувь подобрана не очень удачно, следует обязательно использовать качественные ортопедические стельки. Но такой вариант подходит только в том случае, если ребёнок предпочитает сидеть и мало бегает.

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Анна Селина
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Анна Селина

В противном случае может развиться деформация стопы – первичное плоскостопие, а вместе с ним возникнут проблемы с коленными суставами и нарушение осанки в целом. Вероятность таких проблем усиливается, если ребёнок занимается спортом в неудобной обуви.

При вторичном плоскостопии, если обувь неправильно подобрана, могут развиваться кифозы, также проблемы с коленными суставами, а позже, во взрослом возрасте, ребёнка настигнут грыжи дисков шейного и поясничного отдела позвоночника.

Обувь не по размеру под запретом

Не стоит передавать обувь «по наследству». Стоптанная обувь плохо поддерживает стопу, из-за чего она болтается. Болтается также голеностопный сустав, коленный сустав работает не на сгибание-разгибание, а на боковое качание и вращение, и это приводит к ускоренному износу этих суставов и их воспалению, артрозу, рассказал врач.

То же самое можно сказать и про обувь «на вырост»: так можно поплатиться здоровьем ребёнка. А его восстановление потребует намного больше ресурсов, чем сиюминутная призрачная экономия на обуви.

Ортопедические стельки

Ортопедические стельки помогают бороться с плоскостопием, сколиозом, отёками, а также частично нивелируют недостатки самой обуви. Важнее всего использовать их в том случае, если ребёнок очень активен.

Такие стельки, за счёт расположенных в нужных местах подушечек и выемок, помогают правильно распределить и уменьшить нагрузку на стопу, снимают лишнее напряжение, улучшают кровообращение.

Конечно, можно купить их в магазине, но лучше всего изготовить индивидуальные стельки, которые будут учитывать все особенности строения стопы ребёнка. Готовые стельки также лучше всего подбирать под руководством врача.

Фото: Annette Riedl/globallookpress.com
Фото: Annette Riedl/globallookpress.com

Залог хорошей осанки

Чтобы сохранить здоровый позвоночник ребёнку, необходимо правильно подготовить его рабочее место дома. Оно должно быть не только красивым и психологически уютным, но и удобным.

Нередко родители отдают предпочтение интересному дизайну, не задумываясь о гигиенических правилах организации пространства для учёбы. В числе этих правил – правильное освещение, соответствие мебели росту ребёнка, а также рабочая поверхность стола с наклоном 7-15°. Дмитрий Симкин объяснил:

– Если стол ровный, ребёнок вынужден наклоняться над ним. Если стол наклонённый, ребёнок сидит прямо. Поэтому очень важно, чтобы поверхность для письма была наклонной. Так ребёнку удобно сидеть ровно.

Важно помнить, что рабочее место, обувь и одежда, а также ранец ребёнка очень сильно влияют на его здоровье: позвоночник, суставы, зрение и многие другие его аспекты. Кроме того, неудобные обувь или парта могут отвлекать школьника от учёбы. Поэтому важно с умом подойти к их выбору.