Экономика
14:0123 августа 2024

«Сапсаны» под списание? На чём будут ездить после запуска ВСМ между Петербургом и Москвой

Для ВСМ между Петербургом и Москвой ищут замену скоростным «Сапсанам», которые «летают» сейчас между двумя столицами с 2009-го года. Переговоры о закупке и лизинге нового подвижного состава находятся на завершающей стадии, рассказывают в Смольном. Эксперты вспоминают предшественников «Сапсанов». Между тем, есть уже и схема рассадки в новых поездах, которую прозвали «для богатых и бедных».
Коллаж 78.ru: Sergey Petrov; Daniel Bockwoldt; Ilya Galakhov/globallookpress.com, flaticon.com/ekays.dsgn

А если порыть…

Проект высокоскоростной магистрали (ВСМ) между Северной столицей и Москвой десятилетиями то реанимировался, то вновь откладывался в долгий ящик. Сроки реализации переносились столько раз, что их уже не готовы назвать даже эксперты.

Сама идея появилась в 60-х, припоминают некоторые аналитики. На месте первоначального котлована для ВСМ, прозванного у петербуржцев «ямой», в далёком теперь 2010-м году был возведён торгово-развлекательный комплекс «Галерея», а дома по Лиговскому проспекту около Московского вокзала снесли для планируемой магистрали ещё в 90-х годах.

С декабря 2009 между Петербургом и Москвой начали курсировать скоростные «Сапсаны», произведённые дочкой немецкой Siemens. Модернизация путей началась на три года раньше и обошлась тогда в сумму чуть более 15 млрд рублей.

Сейчас «Сапсаны», названные так в честь птиц из семейства соколиных, «долетают» из Северной столицы до Москвы в среднем чуть менее, чем за четыре часа. Их скорость составляет 200—250 км/ч с технической, но ограниченной к использованию в РФ возможностью разгона до 350.

Фото: Sergey Petrov/globallookpress.com
Фото: Sergey Petrov/globallookpress.com

ВСМ должна сократить время в пути между двумя столицами до 2 часов 15 минут, сообщил в августе 2023 года президент России Владимир Путин, поддержавший предложение по новым срокам старта проекта. Между Тверью и Москвой это будет уже 39 минут и между Великим Новгородом и Северной столицей — 29 минут вместо сегодняшних 3 часов 10 минут.

Теперь планы должны быть воплощены в жизнь ко второму кварталу 2028-го года.

Для ВСМ готовят и поезда нового поколения, способные набирать скорость до 400 км/ч.

Между тем, накануне в СМИ и соцсетях начала «гулять» схема рассадки в таком обновленном подвижном составе на 8 вагонов на 4 класса для 454 пассажиров, которую уже прозвали «для богатых и бедных».

«Сапсаны» на пенсию?

Информация о том, что для ВМС будут закуплены новые скоростные поезда вместо курсирующих сейчас между Петербургом и Москвой «Сапсанов», появилась в рамках стратегической сессии по проекту на площадке «Россия — моя история».

Предполагается, что подвижной состав будет российского производства. Под эти новые поезда в режиме тактового движения освободят существующую линию, которую сейчас используют под «Сапсаны».

В транспортном блоке Смольного ситуацию 78.ru прокомментировали кратко:

— Переговоры ведутся и находятся на завершающей стадии. В ближайшее время запланировано заключение договора купли-продажи между компанией-концессионером ООО «ВСМ Две Столицы» и производителем высокоскоростного подвижного состава (ВСПС), а также подписание договора лизинга, — сообщили там.
Фото: пресс-служба правительства Санкт-Петербурга
Фото: пресс-служба правительства Санкт-Петербурга

О каком конкретно производителе идёт речь, в Комитете по транспорту не уточнили.

Не рассказали в транспортном блоке и о том, какая дальнейшая судьба ждет «Сапсаны», куда их направят и как будут использовать.

При этом в СМИ появилась информация со ссылкой на генерального директора ООО «ВСМ Две столицы» Олега Тони о том, что проект принесёт в бюджет Северной столицы более 250 млрд рублей в течение срока реализации и первых 20 лет эксплуатации.

Запустить ВСМ планируется во втором квартале 2028-го. Вырастет и ВРП Северной столицы на 2 трлн рублей. В прошлом году этот показатель составлял 12 трлн.

По словам Олега Тони, за счёт сокращения времени в пути за 20 лет количество туристов в Петербурге увеличится на дополнительные 5,2 млн человек.

Сам проект, как сообщалось ранее, затронет шесть регионов, в том числе, разумеется, Ленинградскую область. В этих субъектах построят из-за повышения доступности территорий около 4 млн «квадратов» жилья, а к 2030-му ВСМ сможет перевозить до 23 млн пассажиров в год.

И даже с игровой комнатой

Примечательно, что появились уже и картинки с рассадкой пассажиров в новых поездах. В них будет по восемь вагонов на 454 пассажиров. Их будут обслуживать по четырём классам комфорта (первый, бизнес, стандарт, комфорт).

Для самых «дорогих» клиентов ширина кресел будет 525 мм, всем остальным отведут 480. Предположительно, один вагон отведут под ресторан с баром. Ещё один — под игровую комнату.

Фото: пресс-служба правительства Санкт-Петербурга
Фото: пресс-служба правительства Санкт-Петербурга

В июле назывались в городских СМИ и примерные расценки на билеты: 9—10 тыс. рублей для одного пассажира. Всего в первом классе предусмотрено 21 место. Так же предполагается переговорная и купе-сьют на два места.

Освободить под грузы

Как отмечают собеседники на условиях анонимности, до лета 2024 года проектировать, конструировать и создавать новые скоростные поезда рвались китайские производители. Но теперь они сменили свою позицию на фоне возможных санкций со стороны недружественных РФ стран.

Теоретически, речь может идти о российском машиностроительном холдинге «Синара Транспортные машины», ранее создавшем «Ласточку» и «Финист». Компания считается наследником разработок немецкой Siemens, прекратившей работу в РФ летом 2022-го на фоне всем известным геополитических обстоятельств.

Некоторые собеседники указывают на то, что именно РЖД ставит своей первостепенной целью не ускорение времени в пути для пассажиров, а высвобождение территорий для организации грузовых перевозок между Петербургом и Москвой. Дело в том, что сейчас прямого сообщения по грузам между городами нет. Такие перевозки осуществляются с… пересортировкой грузов в других пунктах между Северной Столицей и Москвой.

— Будет примерно так: две ветки из центра. Одна высокоскоростная для ВМС— и вот там эти новые поезда. Другая универсальная. Там пустят электрички, грузовые составы и обычные нескоростные поезда. Где-то около Обухово ветки и должны распараллеливаться, разветвляться. Так мыслится по здравой логике, — рассуждает собеседник.
Фото: Svetlana Vozmilova/globallookpress.com
Фото: Svetlana Vozmilova/globallookpress.com

Ещё один участник рынка отмечает, что как такого грузового прямого сообщения нет. Но даже если его попытаются создать, то речь всё равно пойдёт о компактных контейнерных перевозках. Дело в том, что под грузовые поезда требуется пути большей длины в километрах, чем под пассажирские перевозки. Другая нагрузка в весе и на рельсы.

Сложно, но можно

Опрошенные эксперты сходятся во мнении: создать отечественные поезда нового поколения сложно, но всё-таки возможно.

Транспортный инженер Иван Вергазов ситуацию комментирует кратко:

— Разработать такой новый подвижной состав будет достаточно трудно. Но если проект удастся реализовать, то проблем с эксплуатацией не должно возникнуть при условии надлежащего обучения персонала, — рассуждает, в частности, он.

Эксперт транспортного развития территории ООО «Лабград» Илья Резников вспоминает, что аналоги «Сапсанов» от Siemens возят пассажиров сейчас в Европе.

— Но это именно нечто похожее. В Европе другая ширина колеи. У нас 1520 миллиметров. У них — 1435. Плюс в Европе существует другая система электрификации. Вот в этом и есть сложности с разработками, это надо делать что-то новое и уникальное, — рассуждает он.

Как напоминает Илья Резников, предшественником «Сапсанов» был проект «Сокол» от завода «Алмаз». Но там всё дело замерло на уровне создания опытных образцов и их тестирования. В последнем процессе выявили проблемы с тормозными системами.

«Сокол-250»/ Фото: wikimedia.org/Black leon; CC-BY-3.0
«Сокол-250»/ Фото: wikimedia.org/Black leon; CC-BY-3.0

В советские времена существовал ЭР-200 с проектной скоростью до 200 км/ч, затем был «Невский экспресс». А вот после него и запустили «Сапсаны».

Как уточняет Иван Вергазов, «Невский экспресс» всё-таки нельзя считать скоростным поездом, он был локомотивом.

Транспорт ПоездаРЖД
Новости партнеров