Андрей Кончаловский, известный российский режиссёр, родился 20 августа 1937 года в Москве, тогда ещё в СССР. Настоящее его имя — Андрей Сергеевич Михалков. Он стал не только выдающимся режиссёром, но и многогранной личностью: актёром, сценаристом, продюсером, а также общественным и политическим деятелем. Его отец, Сергей Владимирович Михалков, был знаковой фигурой в русской литературе, а мать, Наталья Петровна Кончаловская, прославилась как поэтесса и переводчица. Кроме того, в семье есть ещё один знаменитый режиссёр — его младший брат Никита Михалков.
В конце 1941 года Андрей Кончаловский вместе с матерью и сестрой Екатериной, дочерью Натальи Кончаловской от первого брака, был эвакуирован в Алма-Ату, а затем — в Уфу. Семья вернулась в Москву лишь в 1944 году. В это время его отец, Сергей Михалков, служил военным корреспондентом, освещая события Второй мировой войны с фронта.
В 1952 году Андрей Кончаловский завершил обучение в Центральной музыкальной школе при Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского, а к 1957 году успешно окончил и Академическое музыкальное училище при той же консерватории. С 1957 по 1959 годы он продолжал своё образование в Московской консерватории, где изучал фортепиано. Однако в какой-то момент Кончаловский понял, что его призвание лежит за пределами музыки, и решил пойти другим профессиональным путём.
В 1965 году Андрей Кончаловский получил диплом режиссёра, окончив престижный ВГИК (сейчас — Всероссийский институт кинематографии имени С.А. Герасимова) в Москве. Он имел счастье учиться у легендарного Михаила Ромма, народного артиста СССР, что стало для него не только важным опытом, но и мощным стартом в мире кинематографа.
В годы учёбы Андрей Кончаловский успел поучаствовать в создании кино не только за камерой, но и перед ней. Он снялся в эпизодических ролях в таких фильмах, как «Иваново детство» (1962), «Суд сумасшедших» (1961) и «Мне двадцать лет» (1964). Кроме того, вместе с Андреем Тарковским он написал сценарий для фильма «Иваново детство», а позже они вновь объединились для работы над сценарием к знаменитой картине «Андрей Рублёв» (1966). Также в этот период Кончаловский снял свой первый короткометражный фильм — «Мальчик и голубь».
В 1965 году Андрей Кончаловский, вдохновленный творчеством великого японского режиссёра Акиры Куросавы, снял свой первый полнометражный фильм «Первый учитель». Следующей его работой стала «История Аси Клячиной, которая любила, да не вышла замуж» (1966), но эта лента увидела свет лишь в 1988 году.
В 1969 году Кончаловский обратился к русской классике, экранизировав роман И.С. Тургенева «Дворянское гнездо». В его следующем фильме, «Дядя Ваня» (1970), ключевые роли сыграли выдающиеся актёры: Сергей Бондарчук в роли Астрова и Иннокентий Смоктуновский в роли Войницкого. В 1971 году «Дядя Ваня» был удостоен престижной награды — «Серебряной раковины» на кинофестивале в Сан-Себастьяне.
В 1974 году фильм Андрея Кончаловского «Романс о влюбленных» стал настоящим хитом, собрав у экранов 40 миллионов зрителей. Картина была удостоена Гран-при на кинофестивале в Карловых Варах, что укрепило репутацию режиссёра. Ещё один триумф случился в 1979 году, когда его кинопоэма «Сибириада» получила специальный приз жюри на Каннском кинофестивале, подтвердив статус Кончаловского как одного из ведущих режиссёров своего времени.
Снимая и «Сибириаду», и «Дворянское гнездо», и «Дядю Ваню», я наполнял эти фильмы запахом моих дедушки и бабушки — они рано завтракали, пили кофе; к кофе были сдобные булки, сливочное масло и рокфор, хороший рокфор, ещё тех, сталинских времен, - вспоминал много лет спустя представитель именитой династии.
В 1980 году Андрей Кончаловский переехал в США. Кстати, именно тогда он стал Кончаловским, взяв фамилию своей матери. По словам его сына, Егора Кончаловского, режиссёр решил сменить фамилию, поскольку не хотел отправляться на Запад с именем своего деда, который был депутатом Верховного Совета. Кроме того, на «Мосфильме» двум Михалковым становилось тесновато.
Когда Андрей Кончаловский впервые начал работать в Америке, он столкнулся с совершенно иным подходом к съемочному процессу, который разительно отличался от того, к чему он привык в России. Его особенно поразил быстрый темп работы, который был непривычен для советского кинематографа. На съемочной площадке постоянно присутствовал специальный менеджер, который строго контролировал бюджет и следил за его экономией.
Кончаловский отмечал также, что в Голливуде к режиссёрам из соцстран относились с особым подозрением: о них ходила дурная слава. Советские режиссёры часто баловали себя возможностью снимать и переснимать сцены, превышать бюджет и позволять себе размышления прямо на съемочной площадке. В Америке же всё было иначе — если менеджер решал, что кадр снят, то никаких возражений не принималось.
На «Возлюбленных Марии» я работал так, как до этого никогда в жизни не работал, - говорит Кончаловский. - В Америке умеют выжимать из людей все, досуха. Напряжение непередаваемое.
Первой работой Кончаловского в США стал короткометражный фильм «Сломанное вишневое деревце», который в 1983 году был номинирован на премию «Оскар». Его первая полнометражная картина в Голливуде, «Возлюбленные Марии», в главной роли которой снялась немецкая актриса Настасья Кински, снова отразила его глубокую связь с русской литературой. Фильм был основан на рассказе Андрея Платонова «Река Потудань».
Одним из наиболее знаменитых фильмов Кончаловского стал «Поезд-беглец», снятый в США. В главной роли блистал Джон Войт, известный актёр и отец Анджелины Джоли, запомнившийся зрителям по драме «Куда приводят сны». Эта напряжённая лента произвела фурор и была номинирована на премию «Оскар» сразу в трёх категориях: за «Лучшую мужскую роль», «Лучшую мужскую роль второго плана» и «Лучший монтаж», что стало лучшим доказательством мастерства русского режиссёра.
Затем Кончаловский неожиданно попробовал себя в качестве режиссёра комедийного боевика: это был фильм «Танго и Кэш», главные роли в котором исполнили звёзды Голливуда Сильвестр Сталлоне и Курт Рассел. Правда, довести проект до конца россиянину не дали. Вот как вспоминает об этом сам Андрей Кончаловский.
От имени «Уорнер бразерс» мне предложили суперпостановку с суперзвездами и суперпродюсером. Первым моим естественным душевным движением было отказаться. «Что они, с ума сошли? Я и Сильвестр Сталлоне!»
Взволнованного постановщика пришлось успокаивать продюсеру:
Контролировать картину буду я, - сказал Питерс. – Опирайся на меня. Сталлоне мы не дадим пикнуть. Он будет актёром, и не больше.
И действительно, поначалу Сталлоне вёл себя как послушный мальчик и выполнял все желания режиссёров, вспоминал Кончаловский. Однако вскоре ситуация начала меняться: Слай, будучи профессионалом, стал делать замечания оператору, а вскоре и вовсе попытался взять процесс в свои руки. Так, однажды артист, едва войдя на площадку, безапелляционно заявил:
- Не нравится мне, как оператор снимает. На экране у меня получается не лицо, а жопа. И потом, почему камера стоит там? Я же сказал, что камера должна быть всегда справа от меня. Свет поставьте сюда, камеру поставьте сюда и вниз.
- А зачем вниз? - спросил я.
- Потому что тогда я кажусь выше, - ответил он, не взглянув на меня.
«Я понял, что спорить бесполезно, потому что он действительно знает, чего хочет», - добавляет режиссёр. Впрочем, дальнейшего сотрудничества со Сталлоне так и не получилось: Кончаловского отстранили от съёмок, доверив доснимать фильм американцу Альберту Магноли. Это стало серьёзным ударом по самолюбию российского специалиста — он решил, что больше не будет иметь никаких дел с Голливудом. Кончаловский вернулся в Россию и в дальнейшем не упускал возможности критически высказаться в адрес американцев и их культуры.
Это иллюзия, будто Голливуд дает возможность себя выразить, - запальчиво объяснял режиссёр. - Надо иметь такую невыносимую силу воли, уметь приспосабливаться! Вот Бекмамбетов — талантливый кинематографист. А с каким трудом что-то он там делал!
Вернувшись в Россию, Кончаловский в 1991 году снял фильм «Ближний круг», который стал его размышлением о природе сталинизма через призму судьбы «маленького человека» — киномеханика самого Сталина. В 1994 году он выпустил картину «Курочка Ряба», ставшую продолжением истории Аси Клячиной, но теперь уже в реалиях постсоветской России.
В 1997 году Кончаловский поставил масштабный сериал «Одиссея», где главную роль исполнил харизматичный американский актёр Арманд Ассанте. Этот грандиозный проект получил высшую телевизионную награду США — престижную премию «Эмми», подтверждая мастерство режиссёра на мировой арене. В том же году на Московском международном кинофестивале легендарная актриса Джина Лоллобриджида торжественно вручила Андрею Кончаловскому награду «За вклад в кинематограф».
В 2003 году Андрей Кончаловский создал в Великобритании историческую драму «Лев зимой» для американской компании Hallmark Entertainment (ныне Sonar Entertainment). Фильм был основан на пьесе известного американского писателя Джеймса Голдмана и погрузил зрителей в напряжённую атмосферу средневековых интриг и власти.
В 2007 году на экраны вышел фильм Андрея Кончаловского «Глянец», а в 2010 году зрители увидели его новый проект — фантазийный фильм «Щелкунчик и Крысиный король». Эта работа была создана с участием голливудских профессионалов: исполнительным продюсером выступил Мориц Борман, известный по фильму «Терминатор», а либретто написал знаменитый Тим Райс, автор легендарных мюзиклов «Король Лев» и «Иисус Христос — суперзвезда».
После этого Андрей Кончаловский выступил в роли сопродюсера фильма «Последнее воскресение», посвящённого последним дням жизни Льва Толстого. Эта картина удостоилась нескольких наград премии «Золотой глобус» и была номинирована на «Оскар» в 2009 году. Кроме того, Кончаловский принимал участие в создании документального фильма режиссёра Марджи Кинмонт «Королевская коробка с красками» (2012), который рассказывает о сокровищах британской королевской семьи.
В 2020 году фильм Андрея Кончаловского «Дорогие товарищи!» был удостоен специального приза жюри на Венецианском кинофестивале. Картина также была выдвинута на премию «Оскар», хотя до номинации так и не дошла. Фильм рассказывает о трагических событиях в Новочеркасске в 1962 году, о которых в советское время было запрещено говорить. Тогда простые рабочие вышли на демонстрацию, требуя повышения зарплаты и улучшения условий труда. Власти ответили жестоко: по демонстрантам открыли огонь, в результате чего 26 человек погибли, а десятки получили ранения.
Первый раз я узнал о нем в 1962 году, но тогда мне было, как говорится, до лампочки, - так рассказывал режиссёр об идее картины. - Я был студентом ВГИКа, моя голова была занята Феллини, Куросавой и многочисленными романтическими отношениями. Оно вновь привлекло мое внимание в 1990-х годах, когда о нем стало известно, а позднее мысль возникла вновь, когда я ставил трагедию Софокла с Юлией Высоцкой в Италии. Она играла Антигону, и мне стало понятно, что Юлия — выдающаяся трагическая актриса. Я захотел вернуться к идее событий в Новочеркасске, тем более что Юлия оттуда.
По словам Кончаловского, он хотел в первую очередь снять картину о людях, прошедших войну: настоящих идеалистах и коммунистах.
Они верили в общество, которое строили, верили в Сталина, с его именем шли на фронт, умирали. Это были люди, в общем-то, фанатичные, а у любого фанатика очень узкий взгляд, и в этом его драма, - размышлял постановщик.
Фильмы Кончаловского не раз представляли Россию в гонке за «Оскар». В 2002 году оскаровский комитет выбрал его драму «Дом дураков» в качестве претендента на престижную премию, но она не вошла в число номинантов. Позднее, в 2016 году, картина «Рай» также была выдвинута на «Оскар» в категории «Лучший фильм на иностранном языке». Фильм смог дойти до шорт-листа, однако в итоговую номинацию снова не попал.
Всего на счету Андрея Кончаловского более 30 фильмов и сценарии для свыше 35 картин. В последних проектах режиссёра неизменно блистает его супруга, Юлия Высоцкая. Она исполнила главные роли в фильмах «Дом дураков» и «Глянец», снялась в «Щелкунчике» и «Дорогие товарищи!», а также ярко проявила себя в театральных постановках режиссёра. Их творческий тандем стал визитной карточкой многих работ Кончаловского.
С 2013 года Андрей Кончаловский является президентом кинопремии «Ника». Он не раз критиковал своего единокровного брата Никиту Михалкова за создание премии «Золотой орёл», считая это причиной раскола в российском кинематографе. В 2017 году, когда его фильм «Рай» выдвигался на «Оскар», Кончаловский заявил, что России не стоит участвовать в этой премии: режиссёр сравнивал эту премию с McDonald's и неизменно подчёркивал, что качество современных фильмов стало сомнительным.
Тем не менее, в 2022 году Кончаловский, узнав о выходе Никиты Михалкова из оскаровского комитета, неожиданно взял свои слова назад и, заявил, что Россия обязательно должна выдвигать свои фильм от России на «Оскар». Режиссёр признал, что премия уже не та, что раньше и давно утратила своё прежнее значение. Однако он уверен, что российские картины всё равно нужно «пытаться показывать миру, что будет стимулом для молодых людей».
С 1987 года Андрей Кончаловский активно работает в театре: на его счету восемь спектаклей и несколько оперных постановок. Среди самых знаковых работ — «Чайка» в парижском театре «Одеон», оперы «Евгений Онегин» и «Пиковая дама» в миланской «Ла Скала» и «Война и мир» в Мариинском театре и «Метрополитен-опера». В 2016 году в Московском театре мюзикла он поставил рок-оперу «Преступление и наказание», действие которой перенёс в современность, ещё раз доказав, что Достоевский остаётся актуальным и сегодня.
В 2010-х годах Андрей Кончаловский был членом Общественной палаты России, а с 2017 года он возглавляет Мемориальный музей-мастерскую имени Петра Кончаловского, своего знаменитого предка. В 2018 году его включили в Совет при президенте по культуре и искусству, что подчёркивает его значимое влияние на культурную жизнь страны.
В 2012 году Кончаловский выступил за свободу творчества, став одним из 103 деятелей российской культуры, подписавших открытое письмо в поддержку арестованных участниц группы Pussy Riot*. Это дело вызвало бурю общественного резонанса, а Кончаловский открыто заявил, что молодые женщины должны быть освобождены из СИЗО.
Нахождение в следственном изоляторе в России само по себе является пыткой. Это нельзя назвать нахождением в человеческих условиях и этому есть трагические подтверждения. Поэтому нахождение в изоляторе в течение трех месяцев — это уже больше, чем наказание, — заявил Кончаловский, добавив, что не слишком верит в справедливое решение суда.
Будет ли дело «Pussy Riot» завершено, либо же оно будет рассматриваться иначе — это другой вопрос, - рассуждал постановщик. - В любом случае, они должны быть отпущены из следственного изолятора. Это средневековые методы — Россия вернулась в XVII век.
На выборах мэра Москвы в 2013 году Андрей Кончаловский поддержал кандидатуру Сергея Собянина. Во время президентских выборов 2018 года он выступил в роли доверенного лица кандидата Владимира Путина. В августе 2022 года Кончаловский отметил, что, по его мнению, президент Путин является единственной значимой личностью в современной политике.
Сегодня Путин возглавил борьбу с главным мировым злом. На мой взгляд, наш президент рискует жизнью и демонстрирует абсолютно героическую отвагу, — заявил режиссёр.
Интересно, что за несколько лет до этого Андрей Кончаловский и Никита Михалков обратились к президенту Путину с идеей создать российскую сеть общепита «Едим дома!» - она должна была стать своего рода заменой западным фастфудам. Режиссёры оценили проект почти в миллиард рублей и хотели, чтобы его лицом стала Юлия Высоцкая. Путин поручил рассмотреть идею, но деньги на проект так и не удалось привлечь, и в итоге идея так и не была реализована.
В последние годы Андрей Кончаловский, несмотря на то что долгое время прожил во Франции, последовательно критикует Запад. Особенно не нравится ему политика евроинтеграции — по словам режиссёра, европейцы ещё не осознают, что их ждёт скорый крах.
Теперь надо очень долго ждать, пока Европа опять не начнет качаться в сторону хотя бы суверенности каждого государства. Я думаю, что движение вправо просто неизбежно. Если только не случится еще более страшное, потому что сейчас движение вправо может быть просто остановлено колоссальной миграцией, такой, что уже Европе будет не до вправо, влево, а просто что делать.
По словам постановщика, мигранты действуют на западные страны как инструмент разрушения.
И этим очень удачно пользуются те три толстяка, которым очень выгодна дестабилизация Европы, откачка колоссальных европейских денег в Америку, как бы в страну стабильности. Но там стабильность тоже становится, насколько я понимаю, настолько неуверенной, что, например, Ротшильд и английский дом перевели свои золотые запасы в Шанхай. Знаменитая английская пословица, что вовремя предать это не предать — это предвидеть, - говорит именитый режиссёр.
В жизни Андрея Кончаловского женщины всегда занимали особое место, и это не случайно. Почти каждый его новый фильм рождался на фоне очередного бурного романа, ставшего неотъемлемой частью его творческого пути.
Андрей Кончаловский был женат пять раз, но его жизнь всегда кипела страстями. На счету режиссёра — десятки пламенных романов с самыми прекрасными женщинами, включая Жанну Болотову и Марианну Вертинскую.
Первый раз он связал себя узами брака в 1957 году, едва достигнув 20 лет. Его избранницей стала молодая балерина Ирина Кандат. Однако, как часто бывает с ранними браками, их союз оказался недолговечным — спустя два года Ирина покинула Андрея ради дирижёра Большого театра.
В 1965 году Андрей Кончаловский во второй раз вступил в брак — его женой стала молодая актриса Наталия Аринбасарова, которая сыграла главную роль в его дипломной работе «Первый учитель». В 1966 году у них родился сын Егор. Однако, несмотря на крепкие семейные узы, их союз не выдержал испытания: из-за сложного характера Кончаловского и его романа с польской актрисой Беатой Тышкевич, брак распался спустя четыре года.
Развод был настолько болезненным для обеих сторон, что даже спустя много лет Аринбасарова и Кончаловский бросались друг в друга обвинениями и колкостями. Например, Наталия обиделась на бывшего мужа из-за его некрасивого признания в книге.
Как же я разозлилась, когда прочла в книге какой-то бред о себе и Кончаловском. Будто бы, когда он решил уйти от меня к другой женщине, я ему заявила: «Лучше бы ты сказал, что моя мама умерла». Кошмар! - не могла сдержать возмущения Аринбасарова.
Актриса тогда впервые за много лет сама позвонила Кончаловскому и всыпала ему, что называется, по первое число:
Я бы и мизинца за тебя не отдала… Моя мама была выдающейся женщиной, героиней. Зачем ты все это издал?.
Кончаловский в ответ промолчал, и несколько месяцев бывшие супруги не разговаривали друг с другом. «А потом нас помирил Егор. С тех пор мы в очень хороших отношениях», — говорила 75-летняя Аринбасарова.
Нужно сказать, что и с Тышкевич у режиссёра ничего серьёзного не получилось — любвеобильный Кончаловский увлёкся актрисой Ириной Купченко и бросил красавицу-польку.
А в 1969 году Андрей Кончаловский познакомился с Вивиан Годэ, дочерью французского банкира, которая работала востоковедом и переводчицей в Москве. Их отношения быстро переросли в брак, который продлился одиннадцать лет. В этом союзе у них родилась дочь Александра. Но ни ребёнок, ни обручальное кольцо не смогли остановить завзятого Казанову: Кончаловский встретил популярную французскую актрису Маши Мериль, русскую по происхождению и известную по фильму «Очаровательная лгунья». Ловелас не смог устоять против чар артистки — их роман был бурным, но быстро сошёл на нет.
В 1974 году Кончаловский завязал близкие отношения с актрисой Еленой Кореневой, которая снималась в его фильме «Романс о влюблённых». Он даже переехал к Елене, и их роман продлился три года, а разрушился из-за очередной интрижки неутомимого дамского угодника с исполнительницей главной роли в «Сибириаде», актрисой Натальей Андрейченко.
Когда в 1980 году Андрей Кончаловский эмигрировал в США, то будучи полон надежд на будущее и амбиций, он начал крутить бесчисленные романы с западными актрисами, такими как Лив Ульман, Ширли Маклейн и Ким Харрис. Этот список можно продолжать чуть ли не бесконечно. К слову, Ширли Маклейн отзывалась о Кончаловском с теплотой, отмечая, что их бурный, хотя и короткий роман, помог ему справиться с серьёзной депрессией.
После неудач в Голливуде Андрей Кончаловский в 1990 году решил вернуться в СССР, и вскоре после этого женился в четвёртый раз. Его супругой на этот раз стала не актриса, а диктор Центрального телевидения Ирина Мартынова, о красоте которой в те годы ходили легенды. Их брак продлился семь лет, завершившись в 1997 году. За это время у них родились две дочери — Елена и Наталья.
Андрей Кончаловский также является отцом внебрачной дочери, которая родилась в 1980 году от его романа с актрисой Ириной Бразговкой. Долгие 17 лет Ирина держала в тайне от режиссёра, что он является отцом её ребёнка. Однако в последние годы Кончаловский наладил контакт с Дарьей и активно участвует в её жизни.
В 1998 году на кинофестивале «Кинотавр» Андрей Кончаловский встретил Юлию Высоцкую, талантливую актрису и телеведущую. Очаровательная Юлия сразу покорила его, и в том же году они поженились: режиссёра не остановила даже 36-летняя разница в возрасте. Эти отношения оказались самыми крепкими, и кажется, мэтр наконец-то впервые по-настоящему счастлив в браке.
СМИ часто называют их идеальной парой. У супругов есть двое детей: дочь Мария и сын Пётр. Увы, страшная авария, которая произошла в октябре 2013 года, разделила жизнь режиссёра на до и после.
Беда случилась во Франции, во время семейной прогулки на машине. Андрей Кончаловский управлял автомобилем и внезапно вылетел на встречную полосу, врезавшись в другое авто. Сам режиссёр не пострадал, но его 14-летняя дочь Мария, которая не была пристёгнута, получила серьёзную черепно-мозговую травму. К счастью, неподалёку оказался сотрудник спасательной службы, который оперативно вызвал вертолёт. Мария была срочно доставлена в клинику Марселя. Прогнозы врачей были тревожными, но, несмотря на всё, девушке удалось выжить.
С тех пор прошло уже более 10 лет, а состояние Марии остаётся неизменным: девушка находится в глубокой коме, то есть не живёт, но и не умирает. При этом в СМИ время от времени появляются публикации о том, что Маша якобы пришла в сознание, но всякий раз новости оказываются фейками.
Несмотря ни на что, трагедия не только не разрушила отношения Кончаловского и Высоцкой, но даже укрепила их. Сам режиссёр говорит, что после той страшной аварии в его жизни появился смысл — он мечтает лишь о том, чтобы Маша поправилась.
А несколько лет назад Андрей Кончаловский снова удивил публику, публично признавшись жене в чувствах.
Представление о близком человеке меняется со временем. Нам вдруг кажется: «Вот, наконец-то я его (или ее) понял». А потом опять: «О, вот теперь-то уж точно понял!» Я знаю о Юлии так много, что могу утверждать: все ее состояния — девочки, подростка, девушки, молодой женщины и, наконец, матери моих детей — стоят перед моим взором. И при этом до конца я Юлю ещё не узнал.
*участницы этой группы Надежда Толоконникова и Вероника Никульшина были признаны Минюстом РФ иноагентами.