В конце весенней сессии Госдумы парламентарии приняли в первом чтении законопроект, который должен помочь в борьбе с контрафактом на маркетплейсах. В частности, согласно ему, интернет-магазины будут обязаны размещать рядом с карточкой товара ссылку на официальный сайт Росаккредитации, где будет указана информация о присвоении товару сертификата качества или декларации о соответствии.
По словам автора инициативы, первого зампреда комитета по защите семьи, вопросам отцовства, материнства и детства Татьяны Буцкой, законопроект «родился на земле».
— Два года назад мы с коллегами из партии перед летним сезоном пошли в детский магазин, чтобы посмотреть, какие там продаются автокресла. Увиденное нас не удовлетворило, и мы попросили продавца принести сертификаты на продукцию. А поскольку ожидание затянулось, решили зайти на сайт этого же магазина, найти там нужные модели и всё посмотреть самостоятельно. И каково же было наше удивление, когда на сайте никаких абсолютно документов, которые подтверждали бы соответствие товара критериям безопасности и качества, мы не увидели, — рассказывала она «Парламентской газете».
Вводить законопроект в действие планируется не сразу — если его примут в дальнейшем, работать он начнёт только с 1 марта 2025 года, чтобы маркетплейсам не приходилось «в панике» переоформлять миллионы карточек. Кроме того, он не будет распространяться на те товары, которые уже введены в оборот.
Как отметил зампред комитета Госдумы по промышленности и торговле Александр Спиридонов, это не первая попытка принять подобный законопроект, однако в предыдущей редакции комитет его не поддержал. Рабочая группа собрала большое количество замечаний, мнений отраслевых ассоциаций и самих маркетплейсов и усовершенствовала его для нового «подхода к снаряду».
Тем не менее не факт, что законопроект останется в текущем виде ко второму и третьему чтению, отметила в разговоре с 78.ru доцент кафедры экономики Президентской академии в Санкт-Петербурге, кандидат экономических наук Олеся Десятниченко.
— Первое чтение — это лишь старт работы над будущим законом, подтверждение того, что он концептуально востребован и работа над итоговым текстом будет продолжена далее в профильном комитете с учётом предложений и замечаний, поступивших в первом. И по итогам второго чтения законопроект может быть отклонён. Так что впереди ещё серьёзная содержательная работа, направленная на разработку механизмов практической регламентации данной идеи, — указала эксперт.
И причины сомневаться в том, что законопроект пройдёт дальнейшие чтения, есть — несмотря на его очевидную общественно-полезную направленность.
Прежде всего есть большой вопрос в том, что именно считать подделками, с которыми призывает бороться законопроект. В современной ситуации в России это понятие стало серьёзно размываться из-за параллельного импорта и всевозможных копий продукции ушедших из страны производителей. Именно поэтому вопрос качества товара сложнее, чем кажется на первый взгляд, отметил Олеся Десятниченко.
— Например, когда сегодня вам предлагается парфюмерия производства Турции или кроссовки производства Китая, внешне сильно похожие на продукцию известных фирм, что сегодня нередко называется «репликой», а отчётливым сигналом об этом является цена, которая многократно ниже, чем у официального брендового продукта, и потребитель не может не понимать, что покупает товар с неплохим сочетанием свойств по критерию цена-качество, цена — полезные свойства. Да, возможно, эти кроссовки не будут столь комфортны и безопасны и не прослужат так долго, как оригинальная продукция известной фирмы, а парфюм не будет иметь полного сложного букета и стойкости состава оригинала. Но потребителя это не сильно смущает, и он не склонен считать, что покупает некачественный товар, — рассказала эксперт.
Такие реплики можно действительно считать условной подделкой — ведь они старательно копируют оригинал, намеренно делая товар похожим на него по форме и цветовому решению. Многие помнят продукцию фирмы Abibas, копирующую оригинал от Adidas, недаром это название практически стало нарицательным — можно считать её одной из первых реплик на отечественном рынке. Однако реплика, маскируясь под оригинал, всё же оригиналом себя не выставляет и не имеет такой же, как у оригинала, цены, чем и отличается от действительной подделки.
— Другое дело, если вам продают реплику под видом и по цене оригинала, вводя в заблуждение. В этом случае, вероятно, требование об обязательном размещении в карточке товара сертификатов и деклараций — это отличная идея. Это будет явный знак, что товар соответствует обещаниям и заверениям продавца, — констатировала Олеся Десятниченко.
Но и здесь есть подвох под названием «параллельный импорт»: сегодня часты ситуации, когда товар — любой, от джинсов до автомобилей — ввозится без официального разрешения правообладателя. И хотя он оригинальный, подтвердить эту оригинальность, пройти все процедуры, установленные законом, может быть невозможно.
— Поэтому инициатива требует тщательной проработки с ключевыми участниками рынка в рамках второго чтения с целью исключения принятия заведомо слабо работающего закона, не учитывающего сложившиеся эффективные практики идентификации оригинальной продукции известных брендов, реплик и контрафакта, уже разработанные на ряде маркетплейсов, — резюмировала Олеся Десятниченко.
У предлагаемого законопроекта есть как плюсы, так и минусы, отметил в беседе с 78.ru генеральный директор ООО «Ниена Принт» Евгений Бакланов.
— Явный плюс — ответственность производителей и продавцов. Благодаря законопроекту произойдёт отсев мелких контрафактных продавцов, для которых сертификацию будет сделать сложно, дорого и невыгодно. Однако полностью обезопасить рынок и убрать с него все подделки сразу точно не получится, — считает эксперт.
Основатель консалтинговой компании «HR-тренд», председатель комитета по кадровому потенциалу «Деловой России» Юлия Свитковская в разговоре с 78.ru также обратила внимание на необходимость законопроекта — в том числе с точки зрения рынка труда.
— Многие сотрудники приходят в компанию работать, чтобы быть причастными к большому и созидательному делу. И бизнес, который делает подделки, утаивает факты, и это сеет большое недоверие кандидатов на рынке труда, — констатировала она.
В то же время у законопроекта есть существенный минус, и это — сама по себе сертификация. Хорошо, что его не планируется распространять на все товары, в том числе на те, что уже находятся в обороте, однако для остальных он может стать проблемой.
— Необходимо поднять тему контроля получения сертификатов, так как часто такого рода документы получают в дружественных странах Таможенного союза. Нюанс состоит в следующем: существует фиксированная цена в зависимости от категории товара, и на неё выдают сертификат соответствия, при этом не проводя испытания, — объяснил Евгений Бакланов.
Сертификация Росаккредитации сегодня — мероприятие небыстрое и достаточно дорогое. Она проводится в пять этапов, которые длятся минимум 61 день, а ведь могут быть и задержки в зависимости от различных обстоятельств. Сама аккредитация бесплатна, а вот стоимость экспертизы в её рамках может достигать огромных сумм, особенно если товаров много, как и характеристик, которые требуется проверить. Согласно калькулятору на сайте Росаккредитации, экспертиза до пяти видов продукции при трёх характеристиках, которые требуется подтвердить, может стоить около 140 тыс. рублей.
— Новая инициатива может стать лишь дополнительным фактором роста издержек для самих маркетплейсов или продавцов (а получение таких документов — не бесплатное мероприятие) и малозначимым сигналом для покупателей, — предупредила Олеся Десятниченко.
Эксперт предлагает в рамках законопроекта прежде всего рассмотреть уже имеющиеся механизмы, которые используют маркетплейсы для отсева контрафакта. Так, с 2022 года на маркетплейсах действует Единая цифровая информационная система, которая позволяет им консолидированно бороться с подделками, а Wildberries использует ИИ для выявления контрафакта. Также маркетплейсы обязаны следить за тем, чтобы продающиеся на их площадках товары, подлежащие маркировке в «Честном знаке», были действительно промаркированы — это ещё один способ контроля за оборотом.
Главное — чтобы законопроект не требовал охвата в 100% всей продукции, которая реализуется на маркетплейсах, отметила эксперт.
— Более продуктивным здесь представляется риск-ориентированный подход. Риски существенны и имеют потенциал к росту —требования сертификата и декларации уместны. Иначе — нет. То есть подход здесь изначально должен быть гибким и динамическим, — считает Олеся Десятниченко.
В противном случае борьба с контрафактом выльется в обратное — размножение схем различного рода обхода нового законопроекта. И это точно не тот результат, которого бы хотелось достичь.