Ребёнок начинает развивать софтскиллы как только попадает в коллектив. На детской площадке или в саду он сталкивается с другими детьми, где начинаются споры, драки, примирения. В них дошкольник изучает мир, знакомится с правилами, учится преодолевать трудности. Задача взрослого — быть рядом, поддерживать, успокаивать, объяснять.
Дети с развитыми гибкими навыками будет проще адаптироваться в школе и привыкнуть к учебной нагрузке, так как они уже умеют принимать обратную связь, просить помощи у взрослых, если это нужно, уметь доводить дело до конца и выполнять задания вместе с другими детьми. В этой статье разберёмся, как помочь ребёнку освоить эти важные навыки.
В школе действуют правила, их нужно соблюдать на уроках и переменах, в общении с одноклассниками и учителями. Психологи рекомендуют рассказывать ребёнку о школе с пяти-шести лет: как она устроена, что там будет, как себя вести. Например, что во время занятия нужно сидеть тихо и слушать учителя, если есть вопрос, следует поднять руку.
Этому детей учат в детском саду и на подготовительных занятиях. А родители могут играть с ребёнком в школу дома, имитируя урок. Только не ограничивайте свободу «ученика»: если он устал или отвлёкся, дайте ему отдохнуть или устраивайте физкультминутки. Главное в этой игре для ребёнка — не выполнить задание, а понять, что ждёт его на занятиях.
По словам эксперта в сфере детского образования и развития Полины Мальцевой, любая познавательная деятельность дошкольника должна проходить в виде игры. Именно через нее он познаёт мир, готовится к важным событиям. Играя в школу, ребёнок лучше понимает, как устроены уроки, как нужно себя вести.
Научить ребёнка школьным правилам помогут и детские мультфильмы, подкасты, книги. Например, в подкасте для дошкольников «Кубокот — в школу без забот» девочка Тася идёт в первый класс, а Кот Кубокот рассказывает, что надо знать и уметь школьнику. Что изучают на разных предметах, как вести себя на переменах и установить распорядок дня.
В книге «Конни идёт в школу» Лианы Шнайдер и сборнике рассказов Евгении Чернышовой «Первоклассники и ж-ж-ж» описывается школа глазами детей. Вместе с героями юные читатели знакомятся с первой учительницей, посещают уроки, учатся дружить.
Дружба в новом коллективе не всегда завязывается сама собой. Часто для этого нужно прилагать усилия — преодолевать стеснение, соблюдать правила поведения в коллективе, уметь слышать других. Детям, не ходившим в детский сад, справиться с этими задачами бывает трудно.
Стеснительным детям важная поддержка и личный пример взрослого. Покажите, как можно познакомиться. Взрослому можно подойти вместе с ребёнком к другим ребятам и помочь завести разговор: «Привет, Миша хочет с вами поиграть. Вы не против? Как вас зовут?». Обычно дошкольники охотно принимают в игру новенького. Набравшись позитивного опыта, ребёнок справится со стеснением и начнёт заводить друзей самостоятельно.
Если у дошкольника трудности с общением, поговорите с ним: спросите, что мешает знакомиться, из-за чего происходят ссоры, сложно ли помириться после. При этом важно не обесценивать переживания ребёнка, а бережно задавать вопросы и искать решения. «Ты хочешь подружиться с Машей, но боишься, что она посмеётся над тобой, и тебе будет стыдно?». «Ты поссорился с Петей и не знаешь, как помириться?».
Психолог и консультант Плюс Детям Александра Ковалевская рекомендует разыгрывать сценки с игрушками, показывая ребёнку, как поступить в разных обстоятельствах. Например, он с кем-то поссорился, хочет помириться, но не знает как, либо не понимает, чем обидел друга.
— Пусть игрушки «проживут» ту же ситуацию, но смогут договориться между собой. Желательно, чтобы ребёнок активно участвовал в обсуждении: предлагал, как лучше поступить, что сказать, — говорит психолог.
— Опыт решения трудностей можно позаимствовать у вымышленных персонажей — любимых героев книг и мультфильмов, — советует Полина Мальцева. — Спросите, а как в этой ситуации поступил бы Человек-Паук? Пусть ребёнок представит себя супергероем, найдёт решение и почувствует себя увереннее.
Расскажите ребёнку, что есть базовые правила общения: не обижать окружающих, не ставить себя выше, а вместо этого поддерживать других ребят и сопереживать, разделять с ними радость и грусть.
Ребёнку будет проще понять другого, если он умеет распознавать эмоции — свои и чужие. Потренироваться делать это можно в приложениях для дошкольников «Сказбука» (для детей 3-5 лет) и «Кубокот» (для детей 3-7 лет), доступных подписчикам Яндекс Плюс с опцией «Детям».
В «Сказбуке» собраны логические задачки, квесты и короткие аудиосказки, герои которых учатся дружить и вместе преодолевать трудности. «Кубокот» позволяет потренироваться на играх-тренажёрах в распознавании базовых эмоций — радости, грусти, страха, отвращения и гнева.
Изучать эмоции можно и через книги, например, терапевтические сказки для малышей и дошкольников, написанные детскими психологами. В книге Стефани Кутюрье «Я чувствую…» «хорошие и плохие» эмоции представлены в виде забавных существ, с которыми можно и нужно подружиться. А в серии книг «Просто о важном. Про Миру и Гошу» психолог Наталья Ремиш делится историями, рассказанными с точки зрения детей, и показывает, как им удаётся разобраться со сложными чувствами — обидой, стыдом, грустью. Эти истории можно не только читать, но и смотреть в виде одноимённого мультсериала.
Может быть и так, что ребёнок не стремится к общению в силу природной интровертивности. Он быстро устаёт от общества других людей, ему важно побыть в одиночестве. Такого ребёнка не нужно постоянно подталкивать к общению. Поддержите ребёнка, выбирайте спокойные компании, в которых всем будет комфортно.
Не всё школьное окружение ребёнка — дети и взрослые — будет приветливым и дружелюбным.
— Это обычный коллектив, в него попадают разные дети, с кем-то получится подружиться, с кем-то — нет, и это нормально, — поясняет Александра Ковалевская.
Столкновения могут быть безобидными, но никто не застрахован от серьёзных ссор или драк. Объясните ребенку, как он может защищать себя через обозначение своих границ твёрдым и уверенным «нет», «со мной так нельзя», «я этого не хочу».
Этими фразами ребёнок чётко определяет свою позицию, если ему предлагают сделать что-то неприемлемое. Например, принуждают обидеть слабого, испортить чужую вещь, своровать.
Чтобы противостоять обидчику, важно опираться на собственные потребности, быть уверенным в себе и том, что твоё мнение имеет значение. Всё это ребёнок берёт из семьи. Родители своим примером показывают, что нужно уважать потребности других и не принуждать их к чему-либо.
Пусть у ребёнка будет достаточно опыта отказа, когда он говорит «нет» и его слушают. Например, когда родитель слышит слова «я не хочу обниматься», он принимает это и не настаивает на ласке. Взрослый также имеет право отказать ребёнку, объяснив причину: «Сейчас я не могу с тобой поиграть, я очень устала». Такие ситуации учат, что говорить «нет» и принимать отказ — нормально. Это никого не обижает, мы просто не делаем то, чего не хотим, и не требуем этого от других.
Важно, чтобы ребёнок знал, что может обратиться за помощью к родителю, и его выслушают, отнесутся к его проблеме серьёзно. Если ребёнок молчит, но выглядит подавленным, родитель должен мягко выяснить, что случилось.
Дошкольники хотят быть лучшими: справляться со всеми заданиями и побеждать в любых играх. Проигрыши их сильно расстраивают и злят. Между тем дети, позволяющие себе ошибаться, проще справляются с трудностями и преодолевают временные неудачи. Просто потому что не боятся сделать что-то не так.
Познакомить ребёнка с ситуацией проигрыша и пройти через это вместе помогают настольные игры: бродилки, домино, шашки и так далее. Они предполагают короткие партии: игроки могут проиграть и выиграть друг у друга несколько раз за вечер. Играя в них, ребёнок быстро нарабатывает опыт побед и поражений и учится управлять эмоциями.
— Задача родителя — пережить сильные чувства от проигрыша вместе с ребёнком, — говорит Александра Ковалевская, — пожалеть его, назвать эмоции.
«Ты злишься, потому что проиграл, тебе обидно, что выиграл кто-то другой». При этом следует избегать оценки и критики. Объясните ребёнку, что поражение — это не катастрофа, а обычное дело. Напомните ему, что вчера проиграла мама, а позавчера — папа, но это не повлияло на их жизнь. Зато в те разы победа была за ребёнком, значит, он отлично играет в эту игру, и в будущем снова сможет прийти к финишу первым.
А ещё можно предложить детям формат игры, когда все участники доходят до финиша. Для ребят 6—7 лет есть командные игры, когда они играют не против друг друга, а вместе против времени. Например, «Запретный остров».
Дети развивают гибкие навыки в детском саду и школе, на площадке, в кружках. Однако главные помощники ребёнка в этом — родители. Они лучше других знают своих детей, понимают их потребности, могут найти к ним подход. Важно напоминать ребёнку, что вы всегда и во всём на его стороне, чтобы в сложной ситуации он мог прийти за помощью и не боялся ошибаться.