Прямой эфир

Грибы-банкроты: как сборщики лесных грибов лишают россиян шампиньонов

Лилия Батршина
30 июля, 12:32
Одному из крупнейших предприятий по производству грибов в России грозит банкротство. В чём причина, можно долго гадать, однако эксперты называют одну нетривиальную — конкуренция со стороны легко доступных лесных грибов. Действительно ли российские грибники разоряют производителей шампиньонов и вешенок, разбирался 78.ru вместе с экспертами.
Коллаж 78.ru: freepik.com/kamchatka; bublikhaus, Bernd Wüstneck/globallookpress.com, flaticon.com/max.icons

Крупный банкрот

Один из крупнейших производителей грибов в России готовится к банкротству — об этом сообщают СМИ. Речь идёт о подмосковной Национальной грибной компании «Кашира», которая задолжала «Райффайзенбанку» порядка 1,5 млрд рублей. При этом 100% её долей находятся у банка в залоге, как и принадлежащее ей здание.

Положение НГК «Кашира» не безнадёжно: как утверждают опрошенные СМИ юристы, за время до публикации заявления о банкротстве компания может погасить задолженность или договориться о реструктуризации долга. И даже если компания в итоге обанкротится, банк может получить над ней контроль, обратив взыскание на заложенные доли.

Проблем в целом для рынка это не сулит: несмотря на то что «Кашира» является одной из старейших грибных компаний (основана в 2007 году), сегодня существует много других проектов, которые есть практически в каждом регионе страны, в том числе гораздо более современные. Существует вероятность, что «Кашира» просто не выдержала конкуренции: её мощности составляли около 5500 тонн из-за устаревшего оборудования, в то время как у некоторых предприятий они доходят до 20 тыс. тонн в год.

Однако гендиректор «Технологий роста» Тамара Решетникова обратила внимание на такой фактор, который мог сказаться на банкротстве «Каширы»: конкуренция не со стороны других компаний, а со стороны… обычных грибников, которые собирают грибы в лесах. По её мнению, лёгкий доступ к дикорастущим грибам сказывается на рентабельности компаний на грибном рынке.

Фото: vk.com/ngkkashira
Фото: vk.com/ngkkashira

Это высказывание вызывает недоумение, поскольку ассортимент культивируемых грибов сильно отличается от тех, которые можно найти в лесах. Обычно производители в России делают упор на шампиньонах и вешенках, в то время как в лесах грибники ищут лисички, белые грибы и другие традиционные разновидности. Но если эксперт об этом говорит, возможно, такая ситуация действительно существует?

Сезонное падение

Информация о спросе на культивируемые грибы отображена не совсем точно, отметил в разговоре с 78.ru генеральный директор «Школы грибоводства» Александр Хренов.

— Летом всегда идёт сезонный спад спроса на культивируемые грибы (шампиньоны, вешенки, эноки, шиитаке, эринги). Причина и в появлении в продаже лесных грибов (в основном лисичек), и в появлении сезонных ягод и фруктов, на что переориентируются бюджеты потребителя. Но это продолжается недолго — с июля по сентябрь, — пояснил эксперт.

Время сбора лесных грибов совсем недолго, хотя в разных регионах оно варьируется. В целом грибной сезон в средней полосе России начинается в середине июля, его пик приходится на август и сентябрь, а продолжаться он может и до конца осени, если позволяет погода. Итого — в среднем около трёх-четырёх месяцев, когда грибы можно активно собирать. В остальное время года сбор недоступен и, соответственно, не способен конкурировать с культивируемыми грибами, главное достоинство которых — как раз в отсутствии сезонности.

— Все остальные месяцы года спрос на культивируемые грибы отличный, в праздничные дни и во время постов превышающий предложение, — констатировал Александр Хренов.

Отсутствие проблем со спросом 78.ru также подтвердили в пресс-службе X5 Group, в которую входят такие крупные сетевые магазины, как «Перекрёсток», «Пятёрочка», дискаунтер «Чижик» и онлайн-гипермаркет «Впрок».

— Мы не наблюдаем снижения спроса на шампиньоны, он соответствует сезонности. Количество производителей, с которыми мы сотрудничаем, в этом году не сократилось. Поставляемые объёмы полностью покрывают потребности покупателей, — рассказали в пресс-службе.
Фото: Petrov Sergey/globallookpress.com
Фото: Petrov Sergey/globallookpress.com

Таким образом, никаких резких проблем со спросом на культивируемые грибы ни специалисты, ни продавцы не замечают, особенно связанные со сбором грибов в лесу. Некоторое падение есть, но оно объясняется сезоном, легко просчитывается и закладывается в планы компаний-производителей. Вряд ли действительно можно искать проблему в отрасли и, в частности, в банкротстве «Каширы», обусловленную сбором лесных грибов.

— Что касается лесных грибов в нашей стране, то они не являются конкурентами культивированным шампиньонам и вешенкам, поскольку кулинарное назначение и применение лесных грибов для тех, кто их собирает и покупает, совершенно иное (засолка, маринование, сушка). Таким образом, проблема банкротства, которая угрожает компании «Кашира», на мой взгляд, совсем не связана с тем, что людям доступны бесплатные лесные грибы, — подтвердила это мнение в беседе с 78.ru доцент кафедры менеджмента Президентской академии в Санкт-Петербурге Линда Рыжих.

Но с чем же оно всё-таки связано?

Грибные проблемы

Грибоводство в России — одно из наиболее популярных направлений развития аграрной сферы, отметила Линда Рыжих. В отрасли присутствует высокая конкуренция среди производителей, их насчитывается более 80, большая часть которых находится в Центральном федеральном округе. С 2014 года, когда на шампиньоны ввели эмбарго, отрасль непрерывно растёт, в 2020–2022 годах — по 18–20% в год, в 2023 году рост составил 13,3%, до 145,9 тыс. тонн, ожидается прирост и в текущем году. При этом грибоводство отличается высоким импортозамещением — более 90% грибов на рынке отечественного производства.

— Тем не менее эта отрасль не самая рентабельная. 90% грибов на рынке сегодня — отечественные, однако для производства качественного продукта необходим мицелий, который закупается за границей. Понятное дело, что на данный момент имеются определённые сложности с осуществлением закупок и логистические проблемы (цена конечной продукции прямо зависит от курса доллара), — пояснила Линда Рыжих.

Зависимость от иностранного мицелия — действительно проблема, схожая с теми проблемами, с которыми сталкивается отечественный агросектор из-за отсутствия отечественных семян и производители яиц — из-за отсутствия инкубаторных яиц. Сегодня действуют меры господдержки грибоводства, среди которых есть и субсидии на приобретения мицелия: например, правительство Ленинградской области готово компенсировать 30% стоимости мицелия гриба и 10% стоимости грибного субстрата, засеянного мицелием. Проблема однако по-прежнему существует и сильно влияет на цены, которые и так выросли с 2014 года в два раза.

Фото: Oliver Dietze/globallookpress.com
Фото: Oliver Dietze/globallookpress.com

Есть у отрасли грибоводства и другие сложности — например, нехватка рабочей силы, как рассказал 78.ru Александр Хренов. Это общая проблема для всего сельского хозяйства России и более того — для всей российской промышленности, где дефицит кадров достигает запредельных значений при самой низкой безработице в истории страны.

— Периодически в разных регионах России бывают проблемы с сырьём для производства компоста — соломой. Они возникают, если во время уборки идут дожди и нет возможности вывезти солому с полей. В условиях санкций возникают проблемы с запчастями для иностранной техники и оборудования. Есть проблемы с разрешением использования российскими грибоводами средств защиты от вредителей и болезней. Ввиду того, что российское грибоводство молодая отрасль, есть пробелы в государственных нормативно-правовых актах, регулирующих деятельность участников грибной индустрии, — перечислил другие проблемы отрасли Александр Хренов.

Кроме того, есть и экономические трудности — себестоимость растёт быстрее отпускных цен, добавил эксперт. В 2023 году средняя цена на шампиньоны составляла 215 рублей за килограмм, сегодня же она колеблется в районе 243–261 рубля, однако, учитывая существующие проблемы с санкциями, такие отпускные цены не покрывают затраты.

— Можно наблюдать повышение цен на конечный продукт. Спрос на этом фоне, естественно, снижается, поскольку грибы не являются продуктом первой необходимости, — констатировала Линда Рыжих.

Однако всё это — не повод для банкротства: сегодня в России достаточно много компаний, занимающихся грибоводством. Да, с момента инвестиционного бума 2017–2019 годов рынок претерпел изменения: прежде всего с него ушли мелкие производители, которые поставляли меньше 100 тонн в год, не выдержав конкуренции, и в целом есть устойчивый тренд на укрупнение предприятий. Но производителей по-прежнему достаточно, и закрываться, оставив россиян без шампиньонов, они не собираются.

— У тех из них, которые придерживаются грамотной ценовой и маркетинговой стратегии и рационально формируют свою логистическую систему, проблем с реализацией нет: они представляют свою продукцию в рыночных сегментах с устойчивым спросом (это предприятия оптовой и розничной торговли, кафе и рестораны), — указала Линда Рыжих.
Фото: Bernd Wüstneck/globallookpress.com
Фото: Bernd Wüstneck/globallookpress.com

В экспертной среде принято кивать на недостаточный спрос на грибы в России: мол, в Европе культивируемых грибов потребляют около 2 кг на человека в год, а в России — всего около 1–1,5 кг. Но оправданием ошибок планирования он быть не может, и Линда Рыжих предлагает поискать причины финансовой несостоятельности и убыточности компании в другом — например, они могут быть вызваны факторами, связанными с некомпетентностью руководства и ошибками планирования уровня рентабельности.

А без шампиньонов россияне не останутся. В конце концов, эти и другие культивируемые грибы — единственные, которые можно потреблять круглый год, и небольшие сезонные колебания из-за сбора лесных дикоросов им не помешают.