Прямой эфир

Расплачиваемся за яйца? Куда пропало мясо с полок магазинов и почему ухудшилось качество

Светлана Коваленко
11 июля, 12:16
Некоторые петербуржцы заметили, что этим летом в продуктовых сетях стало труднее купить свинину и говядину, особенно по вечерам и в выходные. При этом куриное мясо в каких-то точках дорожает. Наличие проблем признают и некоторые рестораторы. В ретейле заверяют: речь идёт о еженедельном колебании цен и его наложении на сезонный фактор.
Коллаж 78.ru: freepik.com/tonodiaz, Bulkin Sergey; Vincent Isore/globallookpress.com, flaticon.com/Freepik

К тому, что летом со стартом сезона шашлыков и пикников свинина, говядина и баранина традиционно дорожают, многие любители мясных блюд уже привыкли. Но этим летом петербуржцы начали жаловаться на то, что мясо стало в принципе труднее купить в сетевых магазинах. Продукции мало на полках, а её качество иногда оставляет желать лучшего. Кто-то заметил и рост стоимости курицы, а также мясных консервов.

Разбираемся, что же происходит на самом деле, есть ли дефицит и как изменились цены.

Свинина дешевле курицы

О том, что в начале июля свинина практически сравнялась в оптовой стоимости с курицей, написали федеральные СМИ со ссылкой на портал Shoppers. Там сослались на данные Минсельхоза, согласно которым цены производителей на свиные полутуши составили 171,5 рублей за 1 килограмм, на куриные тушки — 162,8.

При этом, по информации Национального союза птицеводов, в Центральном федеральном округе курица оказалась и вовсе дороже свинины (169 и 166 рублей соответственно).

Как рассказал 78.ru генеральный директор OOO «Проф Фудс» (оптовая торговля продуктами питания) Антон Вересов, охлажденная свиная лопатка без кости в последний раз закупалась в их компании по цене в 265 рублей (а ранее это было 270 руб), грудинка — по 255. А, например, цены на целые куриные тушки начинались от 300 рублей. Здесь увеличения стоимости не произошло. Впрочем, дешевле закупали голени (250 рублей) и окорочка (280).

— Каких-то глобальных изменений цен лично я не заметил. Они колеблются от торгов к торгам в пределах нескольких процентов, — отметил он.
Фото: Elena Mayorova/globallookpress.com
Фото: Elena Mayorova/globallookpress.com

О таком же тренде говорит совладелец «Теремка» Виталий Свидовский.

— Происходит еженедельное колебание цен на мясо и курицу. Но каких-то резких скачков стоимости на такую продукцию нет. Возможно, цены увеличились у небольших сетей и мелкой торговли формата магазины у дома.
Но у тех крупных ретейлеров и сетей общепита, кто работает с надёжными и проверенными поставщиками, серьёзного изменения стоимости не наблюдается, — настаивает он.

В «РеалЪ» и вовсе обращают внимание на то, что, например, та же курица даже подешевела в опте на последних торгах 8 июля на 10 рублей за килограмм.

Для общепита цены растут?

Совладелец бургер-баров «Бюро» Пётр Лобанов рассказал о том, что в их сети работают с брендом говядины «Праймбиф» (выпускается воронежской ГК «Заречное» — прим. редакции). Его весной перекупил другой собственник.

— Видимо, поэтому цены, тем не менее, растут. С начала года они увеличились примерно на 10%. Видимо, это не предел, — считает он.

Создатель гастрономического пространства Balagan и владелец ресторана Ognivo Андрей Перцев также пожаловался на то, что для общепита цены только растут. По его словам, в основном дорожают те части туши говядины и баранины и тушек куриного мяса, которые раньше считались традиционно дешёвыми.

Обратил он внимание и на то, что заметили некоторые петербуржцы по прилавкам в торговых сетях: с поставками мяса есть в последнее время проблемы.

— Мы мало работаем со свининой, но это чувствуется по говядине и, прежде всего, баранине. Ключевая причина — это отсутствие импортных каналов поставок. А российские только налаживаются. С говядиной ситуация складывается лучше: всё-таки её постепенно начинают импортировать из Белоруссии. Там хорошее качество как охлаждённого, так и замороженного продукта. Спрос на потребление баранины теперь с каждым годом только стабильно растёт, а вот каналы её поставок, даже отечественные, всё сокращаются. Потому что спрос на неё есть и зарубежных мусульманских странах, например, в ОАЭ, — отметил Андрей Перцев.
Фото: freepik.com
Фото: freepik.com

Здесь важно отметить, что в конце весны некоторые поставщики уже уведомляли о планах по повышению стоимости той же курятины примерно с середины лета, рассказывают участники рынка.

Платим за яйца и прошлое лето?

Независимый консультант по продвижению продовольственных товаров в торговые сети Михаил Лачугин подчёркивает, что по его личным предположениям, теоретически, курица может расти в цене из-за того, что производители и поставщики хотят возместить недополученные деньги за куриные яйца. На эту продукцию сети сейчас заключают очень жёсткие контракты, где перечисляют много форс-мажоров со штрафными санкциями за срок поставок, качество, фиксируют цены на длительный период.

— Я бы не сказал, что с поставками той же свинины и говядины у ретейлеров есть какие-то проблемы. Летом, в сезон шашлыков, пикников, отпусков, такая продукция всегда была востребована и, понятно, что в те же выходные её трудно купить. Посудите сами, в сетевой магазин может прийти условная компания в 20 человек и сразу приобрести эти же условные 40 килограмм мяса. Но в будни утром точно проблем нет. У сетей, как правило, крупные надёжные поставщики, — делится Михаил Лачугин.

Антон Вересов объясняет ситуацию просто: мяса в выходные и вечером по будням нет или его мало на прилавках из-за аномальной жары. Работники торговли просто не спешат выкладывать продукцию, чтобы она не испортилась.

Как напоминает Михаил Лачугин, ту же охлаждённую мясную продукцию можно хранить в торговле от 12 до 24 часов. Затем мясо либо замораживают, либо перекручивают в фарш, либо отправляют на собственное производство кулинарных изделий.

На условиях анонимности собеседники добавляют: прошлый год был также аномально жарким, и много продукции пришлось отправить на утилизацию, поэтому ретейлеры потеряли деньги. В 2024-м ошибки никто не хочет повторять: закупают и действительно выкладывают меньше. Отсюда и такой эффект для покупателей.

Фото: Bulkin Sergey/globallookpress.com
Фото: Bulkin Sergey/globallookpress.com

Дело не в мясе?

Обращают внимание некоторые горожане и на то, что качество мясной продукции снизилось, а вкус стал каким-то не совсем привычным.

— Опять же качество, по моим предположениям, теоретически, могло ухудшиться из-за того, что производители перешли на отечественные корма, добавки, вакцины вместо импортных, как это было раньше. Понятно, что на доработку таких кормов и препаратов требуется какое-то время, — рассуждает Михаил Лачугин.

Руководитель экспертно-юридической службы Общества потребителей Петербурга и Ленобласти Татьяна Суетова ситуацию комментирует кратко: к ним с начала года жалоб на мясную продукцию не поступало.

Между тем, отраслевой портал «ПРОДУКТ Медиа» в своем tg-канале обращает внимание на то, что в сетях подорожали мясные консервы из категории эконом, продаваемые в рамках собственных торговых марок (СМТ). Так, если раньше тушёнка обходилась в 20 рублей, то теперь ценник вырос в три раза и перешагнул отметку в 60. Примечательно, что такую дешёвую продукцию по СМТ для разных сетей делает один и тот же производитель.

Как разъясняет Михаил Лачугин, рост стоимости тушёнки — это не история про увеличение цен на мясо. Здесь цены накручивают сопутствующие издержки: расходы на производство тех же банок, логистику, содержание оборудования и т.д.