Когда год назад губернатор Приморья Олег Кожемяко предложил отправлять российских школьников в пионерские лагеря Северной Кореи, все восприняли это как очередную шутку от ИА «Панорама». Правда, некоторые родители, представив себе возможные перспективы, всерьёз встревожились: «Дети оттуда не вернутся! Это билет в один конец!», - рыдали они в соцсетях. Напуганные мамы и папы даже начали писать жалобы главе «Лиги безопасного интернета» Екатерине Мизулиной, которая успокоила граждан: мол, если такая инициатива и будет реализована, то отправлять в корейские лагеря будут исключительно по желанию.
Не прошло и года, как фантастика стала реальностью: первые партии российских детей уже готовятся к поездке в северокорейский «Сондовон». Как поясняет председатель правления «Движения первых» Григорий Гуров, этот лагерь — полный аналог знаменитого советского «Артека», а значит, за условия отдыха переживать не стоит. Взамен в РФ будут отправлять группы юных корейцев.
Только что у нас был визит молодежной делегации в Северную Корею, и там был наш представитель. Мы сейчас планируем совместные лагерные смены. У них есть лагерь «Сондовон», у нас, соответственно, «Артек», «Орленок», «Смена», «Океан». Детские обмены планируем, - сообщил Гуров.
Первые российские группы отправятся в «Сондовон» в конце июля. На данный момент набрали примерно 200 детей в возрасте от 10 до 17 лет, главным образом из Приморья. Ребятам обещают полноценное трёхразовое питание, занятия спортом и купание в Японском море, а также посещение аквапарка и поездку в Пхеньян. Детей разместят в комнатах по пять человек, мальчиков и девочек отдельно, причём «мальчиковые» комнаты оформлены в синих тонах, а комнаты девочек — в кукольно-розовых. К каждому отряду прикрепят отдельного корейского вожатого, который сопровождать ребят на различные мероприятия. Смена продлится две недели, правда, часть этого времени ребята проведут в Пхеньяне.
Путёвка в «Сондовон» стоит 370 долларов + 32000 руб за ребёнка младше 12 лет и 370 дол + 38000 руб за ребёнка старше 12 лет. В путёвку входит авиаперелёт Владивосток — Пхеньян и обратно, оформление визы, сопровождение гида, страховка, проживание, питание и экскурсии.
«Сондовон» - единственный детский лагерь в КНДР, в который могут попасть дети из других стран. Это образцовый лагерь, в который, как правило, простому корейскому ребёнку путь заказан: туда обычно едут дети высокопоставленных политиков и военных. Расположен он на берегу Восточного моря, в городе Вонсан, в окружении живописных сосен. Слоган лагеря гарантированно выжмет из вас слезу ностальгии: «Лучшее — детям!»
Для самих корейцев «Сондовон» просто легендарное место. Лагерь относится к структуре ЦК КССМ (Кимирсеновского Социалистического Союза Молодёжи, вроде нашего комсомола), его первые корпуса были построены ещё 1960-х годах, но в 2014 году «Сондовон» капитально отремонтировали и реконструировали., после чего торжественно открыли для детей и подростков, как утверждается, со всего мира. На практике же сюда едут в основном дети из Китая, Бразилии, Танзании, Пакистана, Вьетнама и Нигерии, а теперь и из России.
Прямо в аэропорту Пхеньяна к каждой группе детей приставляют переводчика, а то и двух — их задача не только помогать в решении насущных вопросов, но и следить, как бы юные туристы, не знакомые с северокорейской спецификой, чего-нибудь не натворили. Переводчики отлично владеют русским, что очень важно: английский в КНДР по понятным причинам не в чести, и мало кто из местных его знает.
Далее детей везут в «Сондовон», где проводят им краткую экскурсию. Лагерь действительно большой, а по корейским меркам — просто роскошный. Территория комплекса занимает площадь более 10 гектаров, тут есть небольшой аквапарк с тремя видами горок и вышками, ухоженный песчаный пляж с раздевалками и душем, открытый стадион с футбольным полем, бассейн, волейбольные и баскетбольные площадки. Кроме того, к услугам ребят спортзал со скалодромом, есть небольшой океанариум, пруд, тир, и птичий двор. В доме «Международной дружбы» можно почитать книги, полюбоваться картинами корейских художников и даже поиграть на игровых автоматах, правда, весьма устаревших.
Жилые корпуса по уровню комфорта примерно соответствуют бюджетному санаторию в России: скромненько, но чистенько. Впрочем, комнаты оборудованы кондиционерами, у каждого ребёнка есть кровать и тумбочка, у каждой комнаты — свой туалет, так что жить можно. Душевые, к слову, общие на коридор.
Кормят детей три раза в день: завтрак в 8:00, обед в 12:30 и ужин в 19:00. Обслуживание тут в формате шведского стола, что для Северной Кореи — какая-то невероятная щедрость.
Подъём довольно ранний — в 7 утра. Затем ребят в обязательном порядке ведут на пробежку и зарядку, и только после этого — умываться и завтракать. После завтрака — время традиционных патриотических песен, причём разучивать и петь их должны все, включая иностранных гостей. Вообще, в «Сондовоне» практически все мероприятия обязательны для всех. Под дулом автомата, конечно, никто водить не будет, но отлынивать не позволят.
С 9 до 12:30 и с 15 до 19 часов — время разнообразных активностей: купание в море, посещение аквапарка, занятия на скалодроме, футбол, волейбол пинг-понг и даже невероятная для КНДР техническая новинка — 4D-кинотеатр. В течение всей смены отряды участвуют в конкурсах и соревнуются между собой — то в спорте, то в творчестве, то в кулинарии.
Есть у детей и свободное время — два часа после обеда и два часа вечером. В эти часы ребята могут общаться, читать, покупать сувениры. А вот воспользоваться интернетом или хотя бы позвонить родным не получится: сразу при въезде в страну доступ в интернет просто отключается, а международная связь тут космически дорогая.
Отдельно стоит остановиться на аквапарке Munsu Water Park в Пхеньяне, которому, как утверждают северокорейские СМИ, «завидуют все страны мира». Его открыли 11 лет назад, и в тех пор он остаётся одним из главных предметов гордости властей КНДР. Это действительно весьма приличное даже по мировым меркам место, расположенное в довольно живописном уголке северокорейской столицы. Здесь множество ярких водных горок, искусственные реки и водопады, сауна, два бассейна и тренажёрный зал. Аквапарк очень большой — его площадь составляет почти 150 тыс. кв.м.
Как и «Сондовон», Munsu Water Park — элитное развлечение, практически недоступное простым корейцам: посещение стоит целых 9 долларов, что для обычной семьи, доход которой составляет от силы 300 долларов в год, совершенно неподъёмные деньги. Иностранцев в аквапарке тоже почти не бывает: во-первых, с ними в Северной Корее и так негусто, а во-вторых, для иностранцев входной билет стоит аж 100 долларов. Зато для гостей «Сондовона» посещение пхеньянского аквапарка совершенно бесплатно.
Строго говоря, россияне и раньше отправляли своих детей на отдых в «Сондовон», правда, это были единичные случаи. Но те, кто уже побывал в корейском «Артеке», отзываются о нём на удивление неплохо, хоть и признаются — поначалу были и сомнения, и страхи
Набирали в основном детей с Дальнего Востока. В моей группе оказалось 20 ребят в возрасте от 14 до 17 лет. Нас сопровождали три взрослых руководителя. К каждой группе был прикреплен переводчик. Но с переводчиком контактировали только руководители, - рассказывает Ирина, съездившая на отдых в КНДР пять лет назад.
Ещё одна россиянка по имени Дарья, побывавшая в «самом открытом» лагере Северной Кореи в 2017 году, рассказала, что сам лагерь в целом понравился:
Территория лагеря огромная: жилой корпус, актовый зал, бассейн, стадион, аквапарк, озеро, небольшой лес, выход на пляж к морю, здания с животными, несколько аттракционов.
Её слова подтверждает третья наша соотечественница по имени Александра:
Уже на подъезде к лагерю стало понятно, что место заточено на экспорт — надписи на английском. Вся территория вылизана. Я была приятно шокирована, когда увидела большой чистый пруд, полный байдарками с детьми, кто-то катался на очень крутых горках, кто-то прыгал с вышки.
Сам жилой корпус, по словам юной туристки, напоминал отель: «Всё чисто и современно».
К питанию у некоторых детей возникли вопросы.
В столовой был шведский стол, - вспоминает Дарья. - Удивило почти полное отсутствие мяса. Иногда была крольчатина, но в основном соевая колбаса и соевое мясо. Давали салаты, рис, омлет, овощи, десерты.
Ещё одной россиянке Юлии корейская еда показалась просто несъедобной:
Давали супы и пресный рис. На второе — острые блюда. Всё либо пресное, либо острое.
А вот Александре «лагерный» рацион понравился: «Еда разнообразная, сытная и вкусная. Супы, сладости и корейское мороженое, которое имело своеобразный вкус».
Девушки также подтвердили, что русским детям приходилось учить и петь корейские патриотические и народные песни:
Нам выдавали бумажки, на которых с одной стороны текст был написан иероглифами, на другой — транслитом на русском, - рассказала Дарья.
Из всех мероприятий в лагере ребятам запомнился кулинарный конкурс, когда представители каждой страны готовили национальные блюда и угощали друг друга.
Из минусов лагеря девушки выделили полное отсутствие связи и интернета:
В Северной Корее имеется собственная связь, которая распространяется только на территорию страны. Звонить по сотовому не могли. Но в холле отеля и в лагере стояли стационарные телефоны, с которых можно совершать платные международные звонки. 1 минута — 1 доллар. Процесс контролируют местные сотрудницы. Родителям я позвонила всего лишь один раз.
Кроме того, за две недели российским детям так и не удалось толком пообщаться с корейскими сверстниками. Их намеренно расселяли в разные комнаты и даже прямо запрещали заводить слишком близкие контакты. Да и сами местные пионеры как будто боялись разговаривать с иностранцами.
«Мне показалось, что в лагерь попадает местная элита, дети там непростые», - замечает Александра. По её словам, все попытки познакомиться поближе с ребятами из КНДР окончились неудачей: «Они робко поприветствовали нас, приняли сувениры, поблагодарили и закрыли дверь. Диалога у нас не случилось».
С северокорейскими детьми не было возможности общаться, - подтверждает Дарья. - Но было заметно, что они подчинялись правилам. На пляже девочки носили только закрытые слитные купальники.
А ещё детям из России очень не хватало вечерних дискотек. Несмотря на то, что в программе они заявлены, в реальности их не проводят. Впрочем, даже без них было чем заняться — каждый день был расписан буквально по минутам.
Забавный факт: перед самым вылетом в Пхеньян российских детей наскоро принимают в пионеры и даже повязывают галстуки — точно такие же до сих пор носят корейские школьники.
Нас приняли в пионеры прямо в аэропорту Владивостока: повязали на шеи аутентичные красные галстуки 1990 года выпуска, которые где-то когда-то сделали про запас, - вспоминает петербуржец Юрий, побывавший в «Сондовоне» в далёком 2015 году.
В те годы, по словам молодого человека, распорядок дня был более жёстким: детей поднимали в 6:20 утра, чтобы идти... мыть статуи вождей.
Дело в том, что памятники Ким Ир Сену и Ким Чен Иру в КНДР действительно стоят повсюду. Поэтому в стране есть каждодневный ритуал: подмести статую вождя и площадку возле, - поясняет петербуржец.
Но в остальном, по словам Юрия, отдых в корейском лагере был вполне сносным. Ему самому больше всего запомнились спортивные соревнования между отрядами, в которых почему-то участвовали ребята из всех стран, кроме самой КНДР.
Состязались мы в плавании, беге, прыжках и других подобных дисциплинах. Я занял второе место в плавании, но чуть не умер от перенапряга: проигрывать было нельзя — все орали мне, чтобы я плыл быстрее и мощнее.
А вот свободное время в лагере было совершенно нечем занять: как рассказал Юрий, передвигаться по лагерю без вожатых было строго запрещено, поэтому зачастую дети просто сидели в своих комнатах и сходили с ума от безделья. Зато после отбоя, признаётся он, начинался «адский трэш» - а всё потому, что алкоголь в Северной Корее продают повсюду и без ограничений по возрасту.
Ещё в Пхеньяне ребята закупились рисовой водкой — её мог купить буквально 7-летний, — и в лагере люто синячили, - говорит парень.
Перед тем как въехать в КНДР, детей тщательно инструктируют о том, что можно и что нельзя делать в самой закрытой стране мира. Например, ни в коем случае нельзя бегать и кричать возле памятников и на площадях, нельзя ввозить никакие издания о Южной Корее и вообще никакие предметы, хоть как-то с ней связанные — наказание будет очень суровым.
Ни в коем случае нельзя сворачивать или сминать газеты с изображениями Кимов, а уж выбрасывать их в урну — попахивает международным скандалом. Строго запрещено фотографировать любого из северокорейских вождей с обрезанными ногами или их портреты без рамки. По словам уже упомянутых девушек, доходило ло того, что сопровождающие сами выстраивали им ракурсы для фото: якобы смотрели, красиво ли получается, а на самом деле проверяли, не обрезана ли случайно какая-нибудь святыня или вождь.
Даже не думайте взять «на память» предметы пропагандистской атрибутики. Некоторые туристы недооценивают серьёзность этого запрета, и очень зря: один американский студент получил 15 лет каторги только за то, что прикарманил в качестве сувенира пропагандистский плакат.
Гулять самостоятельно, без сопровождающих, а тем более общаться с местными жителями, тоже категорически воспрещается: за каждым иностранцем тут следят круглосуточно. «Нам выделили троих сопровождающих, которые ходили за нами повсюду. Когда мы вышли в парк, они шли позади нас на два метра», - вспоминает одна их россиянок.
Напомним, в прошлом году 78.ru уже писал о том, что россияне не спешат скупать путёвки на открывшиеся курорты КНДР: людей пугают не только строгие правила и запреты, но и высокие цены при сомнительном уровне сервиса.