Соблазны на курортах и в разных туристических местах кружат голову даже взрослым, что уж говорить о детях. Мы не можем устоять перед сувенирами, дети хотят получить все игрушки и сладости, а также прокатиться на всех аттракционах. Однако бюджет не резиновый. Но разве можно объяснить это ребёнку?
Психолог Юлия Вельман уверена: объяснить можно. Это первое правило, которое следует помнить родителю. Поэтому перед отпуском нужно обязательно подготовиться, познакомив ребёнка с азами мира финансов:
– В возрасте от 3 до 5 лет мы уже можем играть в игру с финансами. Это магазин, можно передавать друг другу бумажки, обозначающие деньги.
Дети 5-7 лет могут уже осваивать копилку, складывать в неё монетки и копить на какую-то цель. Но где взять эти монетки? Самый простой и всем знакомый способ – сдача в магазине. С её помощью ребёнок может научиться планировать свои траты. Психолог предлагает давать ребёнку выбор по схеме известного «зефирного теста»:
– Мы сходили в магазин, осталась сдача. Мы говорим: «Вот, смотри, ты мог купить на эти деньги конфету, но можешь себе оставить и положить в копилку». И ребёнок уже становится перед выбором: он потратит сейчас или позже. Мы ему объясняем: «Сейчас ты можешь на эти деньги купить одну конфету, но, если ты придёшь домой и возьмешь все, что у тебя накопилось, ты купишь 4 конфеты». Ребенок сам выбирает. При этом не стоит настаивать, если ребёнок решил потратить сейчас, то это его выбор.
Скрягой он таким образом не станет, успокаивает Юлия Вельман. А делать важный для себя выбор научится.
Некоторые родители хотят пораньше познакомить ребёнка с понятием заработка, и решают платить ему за хорошие оценки и выполнение домашних обязанностей. Психолог не рекомендует так поступать – это может вызвать сложности с мотивацией в дальнейшем:
– Мотом мы столкнёмся с тем, что ребёнок скажет: «А мне этого мало, я хочу больше, не буду делать это бесплатно» и т.п. При этом, родители же не получают деньги за домашние дела.
Дети тоже должны понимать, что существует множество повседневных дел, выполнять которые необходимо безо всякой оплаты – например, делать домашнее задание или мыть за собой посуду.
– Денежный эквивалент в отношениях детей с родителями мешает родительской любви и заботе. Они перекрываются рыночными отношениями, – считает Юлия Вельман.
Разговоры о финансовой грамотности соответственно возрасту ребёнка, различные финансовые игры (конечно, не «Монополия» – это для детей постарше и взрослых), рассуждения о финансах вместе с ребёнком – всё это очень полезно.
Для детей помладше существует много хороших мультфильмов, в которых легко и понятно раскрываются основы финансовой грамотности: это «Фиксики», «Тётушка сова» и другие.
– В них детям рассказывают даже про то, как работать со вкладами: посади один кокос – вырастет потом пальма с кокосами, либо можешь сразу съесть кокос. Классно потом это пообсуждать.
Детям старше 10 лет можно уже рассказывать о финансовых пирамидах и мошенничестве – это всегда полезно. Можно осваивать карты.
Что делать, если о финансах рассказали, в игры поиграли, монетки пособирали, но на отдыхе всё немедленно выветрилось из головы у первой же палатки со сладостями? Важно не отмахиваться от ребёнка:
– Чаще всего нам хочется сказать: «Нет денег». А потом ребёнок видит, что на следующий день мама купила мороженое или что-то другое, а вчера денег не было.
Ребёнок прекрасно запомнит, что это ложь, и не будет на неё реагировать. Поэтому психолог рекомендует выстроить финансовую стратегию:
– Можно сказать: «На сегодня у меня лимит по финансам исчерпан». А вечером вместе с ребёнком спланировать: «Вот смотри, у нас с тобой на завтра есть такая сумма, вот это мы точно потратим на экскурсию, вот это у нас есть свободные деньги, которые мы вместе будем тратить».
К сожалению, не все взрослые умеют выстраивать подобные стратегии. Но начать учиться финансовой грамотности вместе с ребёнком тоже можно – и это очень полезно для всей семьи.