Аналитики сервиса для планирования путешествий OneTwoTrip по просьбе 78.ru подсчитали, что на Карелию приходится 1,1% всех отельных бронирований на лето 2024-го, что 37% больше, чем год назад. Забронировать номер в трёхзвёздочной гостинице в этом году здесь можно в среднем за 4000 рублей в сутки.
При этом доля заказов в Ленобласти в сравнении с прошлым годом не изменилась и сейчас составляет 19%. Ночь в отеле категории «три звезды» обойдётся примерно в 4500 рублей.
С выводами о росте популярности Карелии и стабилизации спроса на 47 регион, согласны не все участники рынка, но все признают: бюджетный вид отдыха на короткие сроки сейчас крайне востребован.
Как рассказала руководитель российского департамента «Премьеры» Татьяна Бисерова, к Карелии есть устойчивый интерес. Туда едут в основном на автобусах в 1-, 2- и 3-дневные туры. Садятся в центре городов и туда же возвращаются. Загрузка автобусов на ближайшие даты составляет практически 100%.
— Самый популярный вид поездок — на один день без ночёвки. Вот это и быстрее всего уходит из продажи. Здесь стоимость у нас начинается от 2190 рублей.
Двухдневный тур обойдётся минимально в 7950 рублей.
Есть вариант на шесть дней, когда можно посетить не только Карелию, но и Мурманск. Здесь расценки начинаются от 34 тыс. рублей. Автобусы в Петербурге, например, отправляются с площадок у Финляндского вокзала и за Казанским собором. Но возможно также воспользоваться и железной дорогой, — рассказала Татьяна Бисерова.
По её словам, многие покупают туры примерно за месяц, но есть и те, кто приобретают их за несколько дней до выезда. В этом втором варианте есть риск того, что бронь на гостиницу может не подтвердиться, если речь идёт о поездке с ночёвкой.
— А количество отелей и номерной фонд в Карелии не такие уж и большие. Смотрят природу, водопады, Рускеалу, а если доезжают до Петрозаводска, то и водопад Кивач, — поделилась Бисерова.
Генеральный директор «Петротура» Игорь Мазулов констатировал, что в целом к Карелии интерес растёт, но конкретно у петербуржцев, наоборот, снижается. Многие жители Северной столицы уже там побывали и не один раз. Поэтому рынок сейчас находится в стадии трансформации и пытается переориентироваться на Центральный федеральный округ и Поволожье.
— Карелы сейчас сумели наладить сферу автобусных чартерных перевозок и этой весной, например, они организовали и провели серию workshop для приволжских туркомпаний. Охотно в Карелии сотрудничают и с москвичами, — отметил Игорь Мазулов.
По его словам, в рамках больших туров посещают Северную Карелию с заездом на Соловки и Мурманск, иногда с заездом в Архангельскую область. В среднем это пять дней в поездки. Её стоимость стартует от 35 тыс.
— Цены в Карелии необоснованно, на мой взгляд, высокие из-за проблем с номерным фондом. Местные чиновники практически не оказывают помощь турбизнесу и не представляют всю необходимую поддержку, — считает Игорь Мазулов.
Президент Альянса туристических агентств России Андрей Гаврилов отмечает, что в Карелию многие путешествуют именно на машинах и по существу сами себе всё организуют.
— Те, кто побывал уже там, отлично: в Карелии красиво и здорово, есть, что посмотреть, и всё было бы хорошо и идеально, если бы не много комаров из-за водоёмов летом и в начале осени, — признаётся Андрей Гаврилов.
По его словам, здесь важно отметить три принципиальных аспекта. В России нет туроператоров, которые бы исключительно специализировались на Карелии, это всегда параллельный продукт к другим направлениям. Вот поэтому люди и сами ищут что-то в интернете. Во-вторых, субъект не подавал заявки в федеральный центр на реализацию проектов по созданию инфраструктурных объектов, к которым, в том числе, относятся новые гостиницы.
— Насколько мне рассказывали, там сейчас активно развиваются кемпинги и всё, что связано с автотуризмом, а вот значимых отельных комплексов, тем более крупных, не возводится. Наконец, власти Карелии почему-то не хотят развивать её как отдельный туристический бренд со своими изюминками, такими как, например, алтайская облепиха. Видимо, чиновники считают, что существующего турпотока им достаточно, или он разовьётся как-то, — соглашается Андрей Гаврилов с Игорем Мазуловым.
С туризмом в Ленобласти ситуация складывается довольно печальная.
— С Ленобластью нельзя сказать, что есть такой же повышенный интерес. Здесь всех в основном интересует однодневный Выборг на автобусах. Но есть и поездки с ночёвкой, — признается Татьяна Бисерова.
Игорь Мазулов констатирует, что в Ленобласти тоже есть незначительный прирост, в основном за счет ввода новых небольших отелей и глэмпингов.
— Но проблемой региона всегда было, и пока, увы, остаётся, отсутствие грамотных гидов, — полагает он.
Генеральный директор ООО «Шарм тревел» Кулбасов отмечает, что в Ленобласти, кроме Выборга, которой обойдётся на день в 1600 рублей, едут ещё и в Тихвин. Но по сравнению с прошлым годом в 1,5 раза выросли цены из-за транспортной составляющей, если речь идёт и путешествиях с ночёвкой, то цены растут и у отельеров.
— Но люди всё равно едут. Потому-то бюджеты на отдых мало у кого растут, а поехать куда-то хочется. Вот они и смотрят на то, что можно было приобрести с учётом имеющихся средств. Это более демократичные поездки, — рассуждает он.
По его словам, динамика на лето 2024 года по Ленобласти пока разнонаправлена. Например, на прошедшие майские праздники случился провал из-за плохой погоды. В 2023-м в этот период уже активно путешествовали.