Защита Ленинграда с неба — отдельная страница в истории Великой Отечественной. Самолёты, которые боролись за освобождение города, — ИЛ-2, ЯК-7Б, МИГ-3. Они не только оборонялись, отсюда был совершён один из первых налётов на Берлин — в августе 41-го года, через полтора месяца после начала войны. План атаки тогда казался невероятным, но был исполнен.
Июль 41-го: 220 немецких самолётов бомбят Москву. Воздушная тревога длится пять с половиной часов. Решение об ответном ударе по вражеской столице было принято почти сразу. После проведения расчётов проложили курс: с самой западной части Советского Союза, которая ещё не была занята врагом -… прямо на Берлин.
— Большая часть пути проходила над морем. Это представляло определённую трудность. Дело в том, что раньше не существовало навигационных приборов, кроме как компас. Ориентировались ещё и по наземным объектам, поэтому необходимо было видеть горизонт — держать землю, как тогда говорили. Ну, а в море какие наземные объекты? — рассказывает научный сотрудник «Дома авиаторов» во Всеволожске Юлия Васильева.
Ставка была на штурманское чутьё и талант пилотов. Первый раз летели в ночь на 8 августа. Операция секретная, точная и сложная. Командир первого вылета, Евгений Преображенский, вспоминал: из-за предельной высоты, а это почти 7 тысяч метров, летели в кислородных масках.
— Кабины на ДБ-3 негерметичны, поэтому температура и давление в них близки к наружным. За бортом ниже минус 30 градусов. Сибирский мороз. Продолжаем набирать высоту. Через 2,5 часа полёта высота 6000 метров. В кабине минус 38. Голова тяжелеет, кажется, что даже думать больно. Каждое движение руками и ногами делаешь с усилием… — из воспоминаний Е. Н. Преображенского о полёте на Берлин.
Пилоты держали курс в режиме полного радиомолчания. Был риск потеряться в темноте, но враг не должен был догадаться о советских самолётах в небе над Берлином.
— Когда наши лётчики подлетали к городу, они были очень удивлены тем, что не было никакого затемнения. На улицах горели фонари, ходили люди. Немцы настолько не ожидали нападения, что приняли наши самолёты за свои, которые возвращались с задания. Им подсвечивали взлётные полосы и приглашали садиться на дозаправку, — отмечает Юлия Васильева.
Самолёты облетели город, рассредоточились и нанесли бомбовый удар по ранее намеченным целям. В первом налёте Берлин атаковали пять таких самолётов ДБ-3 Первого минно-торпедного полка краснознамённого Балтийского флота. Такие самолёты — единственные, которые могли взлететь с аэродрома Кагул на острове Саарэмаа, дальность их полёта позволяла долететь до немецкой столицы и обратно, по расчётам топлива на это должно было хватить. Подходила и бомбовая нагрузка. По результатам первого налёта все пять самолётов выполнили задание и вернулись на базовый аэродром.
Советские экипажи впервые, пусть и по воздуху, проложили путь к Берлину. Этот успех показал миру, что наши воздушные силы не разбиты. Новости об ударе по столице заставили сомневаться и самих жителей Германии.
— В самом начале войны геббельсовская пропаганда объявила, что авиации у советов больше нет. Но это было не так, потому что удалось всё-таки сохранить бомбардировочную морскую авиацию, базы которых находились в глубинных районах страны. Как же так? Значит пропаганда врёт! — отмечает научный сотрудник «Дома авиаторов».
До 5 сентября советская авиация летала в Берлин ещё девять раз. Были потери и с нашей стороны, ведь после первого и неожиданного удара враги уже были готовы отражать атаку. К этому времени уже была проиграна битва за Таллин. Территория острова Саарэмаа, откуда и начинались операции, в любой момент могла стать вражеской. Лётчики покинули аэродром, и атаки на Берлин прекратились, но лишь на время. Этот подвиг советской авиации спустя всего полтора месяца после начала войны дал понять — победа будет за нами.