В Белоруссии из-за обнаруженной чиновниками Минздрава плесени попали под раздачу чёрные байховые пакетированные чаи «ГИТА» и «Принцесса Канди» от ООО «ОРИМИ». Сообщение об этом появилось в tg-канале ведомства.
Этот крупный производитель базируется во Всеволожском районе Ленобласти и выпускает также Greenfield, Tess, Jardin, «Принцесса Нури», «Принцесса Ява», «Жемчужина Нила» и т.д.
По словам участников рынка и экспертов, продукция «ОРИМИ» есть практически во всех продуктовых сетях РФ и даже используется некоторыми рестораторами, отельерами.
При этом, как подсчитали аналитики системы сервисов «Контур.Маркет», цены на чай за первые три месяца этого года выросли на 38%.
О претензиях к качеству продукции производителя из Ленобласти участники рынка в первые слышат и разводят руками: это какая-то подковёрная борьба.
Независимый консультант по продвижению продовольственных товаров в торговые сети Михаил Лачугин отмечает, что его история с Белоруссией сильно удивила.
— Нареканий на эту компанию не было, и нет ни у кого. Я о них не слышал. Это один из крупнейших производителей чая массового сегмента. Продукция представлена как в продуктовых сетях всех классов, так и в ресторанах, — рассказал он.
По словам Михаила Лачугина, представить себе причины произошедшего сложно. Возможно, это история про политику и какие-то личные отношения. Но именно с точки зрения качества продукции предлог выглядит надуманно.
Соавтор концепций брендов ресторанов «Пхали Хинкали» и «Хачо и Пури» Максим Кораблёв-Дайсон готов признаться, что в их сети Greenfield закупают для завтраков.
— Тут только можно сказать, что часто происходят фантастические трудности, которые мы потом героически преодолеваем, — иронично комментирует он.
Руководитель экспертно-юридической службы Общества потребителей Петербурга и Ленобласти Татьяна Суетова отмечает, что жалоб на качество чая или кофе ни какого-то конкретного производителя, а в принципе в организацию никогда не поступало.
Генеральный директор ООО «Проф Фудс» (оптовая торговля продуктами питания) Антон Вересов отмечает, что их компания поставляет чай в гостиницы для их персонала, и тоже никогда жалоб не поступало.
— Даже сами в офисе пьём «Принцессу Нури». Я сам пью «Принцессу Нури». Отличный чай. Никогда ни у нас, ни у клиентов претензий к продукции не было. Этот производитель успешно заменил Lipton, который начал уход с рынка два года тому назад. Более того, продукцию закупают у нас даже пятизвёздные отели, заботящиеся о своём персонале, — поделился он.
Большинство людей в основном употребляют именно пакетированный чай. Хотя, конечно, есть и любители листового. В пакетиках продукция измельчена, так что непрофессионалу сложно обнаружить вот эту плесень. Затем и инициировано разбирательство.
В листовом, особенно крупном, это сделать уже намного проще даже чисто визуально.
— Теоретически плесень, если её действительно выявили, могла образоваться из-за неправильных условий хранения и транспортировки, присутствия поблизости влаги, — рассуждает Татьяна Суетова.
С ней согласен Максим Кораблёв-Дайсон.
— Конечно, у всех есть входной контроль на всех уровнях. У нас он тоже есть. Проблемы теоретически могли возникнуть как при производстве, так и при логистике, неправильном хранении уже на конкретных объектах. Здесь должны разбираться только специалисты, — подчеркнул он.
По словам Михаила Лачугина, чай подорожал, как и все продукты, но вряд ли стоит говорить о 38% росте стоимости. Здесь нет резкого скачка цен в массовом сегменте, как это происходило с куриными яйцами.
— Для чая серьёзно выросла стоимость логистики, увеличились цены на запчасти для оборудования. Подорожало сырьё, а его в основном ввозят из-за границы: Индии, Шри-Ланки, Китая. Отсюда привязка к валютному курсу. У нас были попытки с выращиванием сырья в Краснодарском крае, но это не стало массовой историей. Своё дело сыграла и иностранная упаковка: те же сложные, не бумажные пакеты с мембранами, нитки, — пояснил Михаил Лачугин.
Антон Вересов прокомментировал ситуацию кратко. Для их компании в закупочных ценах чай за квартал подорожал на 1 рубль. Но в целом он даже подешевел по сравнению с концом 2023-го.
Отметим, что, как стало известно 78.ru, в последний раз «ОРИМИ» повышала цену на продукцию для их сетей 1 февраля.
— С августа 2023 года растут аукционные цены на цейлонские высокогорные чаи на +29% (с 850 до 1100 рупий) за килограмм, а также на цейлонские сорта подгорного чая на +31% (с 1300 до 1700 рупий), — сообщалось в сопроводительном письме компании.
Производитель также ссылался на увеличение стоимости техники на 35%, роста на 25% оплаты труда и тарифов на автомобильные перевозки.
Как рассказал совладелец сети «РеалЪ» Александр Мышинский, в целом стоимость чая с начала года увеличилась на 10%.
При этом само «ОРИМИ» проводило сложную политику: у них есть базовые и так называемые отпускные цены, имеется система индивидуальных бонусов для конкретных клиентов.
— Раньше самым ходовым у них был Greenfield. Но он стал в какое-то время дорожать. Тогда они ввели и усилили линейку более дешёвого Tess, в принципе не сильно отличающего по качеству. На него покупатели в итоге и переключились. Потому что, если человек мысленно определил себе, что не должен потратить более 100 рублей на пачку чая, то он и придерживается такой стратегии, переключаясь на более дешёвые варианты, — пояснил Александр Мышинский.
По его данным, Ahmad поднял цены на 20%, это самое большое увеличение. Интерес к его продукции в последнее время логично упал. «Май» увеличил стоимость линейки тоже примерно в пределах 10%.
Как разъясняет Татьяна Суетова, при хранении чая дома действует тоже главное правило, как и в торговле. Поблизости от него не должно быть источников влаги.
Листовой чай многие хранят в железных коробках или в той таре, в которой он продаётся. Лучше воспользоваться стеклянной банкой с навинчивающейся, а не пластиковой крышкой. Не стоит пересыпать чай в бумажные пакеты и полиэтиленовые мешки.