Прямой эфир

Два десятка новых станций за пять лет? где и когда в Петербурге откроют новое метро

Лилия Батршина
10 апреля, 17:31
По итогам совещания на тему социально-экономического развития Петербурга, которое состоялось 8 апреля 2024 года, президент РФ Владимир Путин поручил форсировать строительство станции метро «Пулково». О том, к чему это приведёт, а также о том, как развивается Петербургский метрополитен и какие станции планируются к открытию, рассказывает 78.ru.
Коллаж 78.ru: АО "МССС", АО «Метрогипротранс», flaticon.com/Freepik

Метро до Пулково

В понедельник, 8 апреля, президент России Владимир Путин провёл совещание на тему социально-экономического развития Петербурга, по итогам которого был опубликован целый список поручений. Самый сильный акцент в них сделан на развитии транспортного сообщения в Петербурге и Ленинградской области.

Среди поручений выделяется требование проработать вопрос транспортного сообщения с аэропортом Пулково, в том числе с помощью метро.

«Правительству Российской Федерации совместно с Правительством Санкт-Петербурга проработать вопрос об обеспечении скоростного пассажирского сообщения Санкт-Петербургской городской агломерации с аэропортом Пулково, в том числе путем продления линий метрополитена, определив сроки строительства соответствующих объектов, объём и источники финансирования их строительства», — сказано в документе.

Ответственными за выполнение этого поручения назначены губернатор Александр Беглов и глава правительства Михаил Мишустин. Доклад они должны представить до 15 июня 2024 года.

Фото: Aleksey Smyshlyaev/globallookpress.com
Фото: Aleksey Smyshlyaev/globallookpress.com

О необходимости строительства станции метро «Пулково» говорили давно, однако у города не хватало средств на то, чтобы реализовать в одиночку этот проект. Так, ещё в 2013 году за федеральной помощью для строительства метро до Пулково обращался губернатор города Георгий Полтавченко — тогда на это требовалось 34 млрд рублей. Однако выбор в проектировании в тот год был сделан в пользу аэроэкспресса, проект которого так и не был в итоге реализован.

На современной перспективной карте метрополитена Петербурга станция метро «Пулково» есть — по последним данным, она должна быть построена к 2028 году, хотя на карте от 2018 года она обозначена как «планируемая к вводу после 2030 года». Помимо «Пулково», в этом ответвлении «красной» ветки будут ещё две станции — «Авиагородок» и «Ульянка».

На данный момент ведётся подготовка документации по планировке территории — она продолжается с 2020 года. Сроки несколько раз срывались, в результате текущий дедлайн — 15 декабря 2024 года. По срокам строительства самой станции, а также промежуточных перед ней точной информации нет, как и о том, в какую сумму оно может обойтись.

Вероятно, все эти данные появятся, когда Михаил Мишустин и Александр Беглов представят президенту доклад о развитии транспортного сообщения с аэропортом Пулково.

2024 год: «Горный институт», «Путиловская, «Юго-Западная»

На 2024 год у Петербурга большие планы — планируется открыть сразу три станции метро, чего не случалось с 2019 года, когда открыли «Проспект Славы», «Шушары» и «Дунайскую».

Одна новая станция — «Горный институт» — откроется на «оранжевой» ветке в южной части Васильевского острова и станет до её продления конечной. Её строительство началось ещё в 2014 году и неоднократно переносилось, в результате уже к 2018 году отставание в сроках достигло двух лет. Планировалось, что станция откроется в 2018 году, затем сроки перенесли на 2019 год, затем — на 2021, потом на 2022-й и наконец в конце 2021 года сроки завершения работ были сдвинуты на 15 декабря 2024 года. Они, судя по всему, будут выдержаны, более того, недавно Александр Беглов объявил, что станция будет открыта даже раньше — вероятно, к 1 сентября 2024 года. А 1 апреля на станцию прибыл первый состав — технический хозяйственный поезд.

Станция, по информации «Метростроя Северной столицы», будет отделана мрамором как отсылка к идее Петра I о замене дорог на Васильевском острове водными каналами. Она располагается на глубине 70 метров и сможет пропускать за день 97 тыс. человек. Вестибюль планируется один, на Большом проспекте В. О.

Фото: ОАО
Фото: ОАО "Ленметрогипротранс"

Ещё две новых станции — «Путиловская» и «Юго-Западная» — относятся к «коричневой» ветке метро, которая пока будет состоять только из них, остальные проектируются.

Вестибюль «Путиловской» расположится около улицы Васи Алексеева, 72, она станет пересадочной со станции «красной» ветки «Кировский завод». Точной информации, как станция будет выглядеть, нет, известно только, что между поездом и платформой установят автоматические платформенные двери. Её глубина заложения — 58 метров.

Фото: АО «Метрогипротранс»
Фото: АО «Метрогипротранс»

«Юго-Западная», она же «Казаковская» по проекту, откроется на улице Маршала Казакова. Она станет первой станцией метро в Красносельском районе. В её оформлении планируется использовать цвета ленты государственных военных наград ордена Святого Георгия и Георгиевского креста, а также цвет оружейной стали. Глубина станции — 55 метров.

Проект станции, версия 2019 года/ Фото: АО «Метрогипротранс»
Проект станции, версия 2019 года/ Фото: АО «Метрогипротранс»

Обе станции планируется открыть в декабре 2024 года, строятся они с 2015 года и тоже со сдвигом сроков: предполагалось, что они откроются ещё в 2022 году, затем сроки передвинули на 2023 год. Сильно выросла и стоимость строительства: согласно Адресной инвестиционной программе на 2023–2025 годы, стоимость участка «Казаковская» — «Путиловская» оценивалась в 60,7 млрд рублей, хотя в 2019 году строительство почти всей «коричневой» ветки оценивалось в 37,7 млрд рублей.

2024–2028 годы: «Театральная»

Особняком стоит станция «Театральная» «оранжевой» ветки: она также должна открыться в 2024 году, однако у неё до 2026 года (а возможно, и до 2028-го) не будет выхода на поверхность, более того, пока на строительство вестибюля для неё даже не заложены средства. Пока же она будет только транзитной от «Спасской» до «Горного института».

Вестибюль станции, когда он будет построен, расположится на Лермонтовском проспекте, 1/44. Она располагается на глубине 53 метра и способна пропустить за сутки 743 тыс. человек. Оформить её планируется в серо-голубых тонах с отсылкой к театральным подмосткам, а арочные конструкции платформы должны быть похожи на распахнутые кулисы.

Фото: ОАО
Фото: ОАО "Ленметрогипротранс"

Строительство станции впервые анонсировали в 2012 году и планировали её открыть в 2015-м, однако затем сроки последовательно сдвигались на 2018 и 2019 годы. Наконец было решено открыть станцию как транзитную в 2024 году, а уже затем решить вопросы с наземным вестибюлем, как когда-то уже сделали со «Спасской». На конец 2021 года предполагаемая стоимость строительства составляла больше 18 млрд рублей.

2028 год: «Богатырская» («Туристская», «Яхтенная»), «Каменка» («Зоопарк», «Планерная»), «Шуваловский проспект»

Если в 2025 году «Метрострой Северной столицы» сосредоточится на горнопроходческих работах, то уже в 2026 году планируется открыть ещё две станции, на этот раз на «зелёной» ветке — «Богатырская» и «Каменка». На их строительство в адресно-инвестиционной программе заложено 7,6 млрд рублей на 2024 год, 2,3 млрд рублей — на 2025-й и 16,8 млрд рублей на 2026-й. Изначально предполагалось, что они откроются в 2026 году, однако в феврале появилась информация, что сроки сдвинулись на 2028 год.

Вестибюль станции
Вестибюль станции "Богатырская"/ Фото: ОАО "Ленметрогипротранс"

«Богатырская» расположится на Туристской улице около её пересечения с Богатырским проспектом, а «Каменка» — на пересечении Комендантского и Шуваловского проспектов. Она станет пересадочной: в будущем с «Каменки» можно будет перейти на станцию «Шуваловский проспект» «фиолетовой» ветки.

Проект станции метро
Проект станции метро "Каменка"/ Фото: ОАО "Ленметрогипротранс"

Станции планируются не такими глубокими, как предыдущие — в целом работы будут вестись на глубине от 10 до 38 метров. Вестибюли у них будут подземными.

2029 год: «Броневая», «Заставская», «Боровая», «Обводный канал — 2» («Каретная»)

На 2029 год предварительно запланировано открытие ещё четырёх станций «коричневой» ветки метро — «Броневой», «Заставской», «Боровой» и «Обводного канала — 2». Пока они находятся на этапе проектирования, на разработку проекта выделены 1,57 млрд рублей, представлен он должен быть до августа 2026 года. Стоимость строительства пока оценивается в 12,75 млрд рублей.

И сроки, и стоимость строительства окончательно не определены — точно можно будет говорить и о том, и о другом только после завершения проектирования. Также пока непонятно, где именно она будет располагаться: есть предположения только по «Броневой», которая может открыться рядом с одноимённой железнодорожной станцией, но и они официально не подтверждены.

2027–2029 годы: «Кудрово»

Многострадальная станция метро «Кудрово», которую очень ждут жители одноимённого города в Ленинградской области, возможно, появится в 2027–2029 годах. Областные власти очень надеются, что её построят поскорее, однако на строительство требуется софинансирование федерального бюджета — стоить оно будет больше 70 млрд рублей. Пока же станция даже не проектируется, а на этот этап потребуется два года.

Однако есть надежда, что метро в Кудрово всё же появится — многие работы были выполнены ещё в 1990-х годах, когда об этой станции только начали говорить. Сейчас уже проложенные тоннели законсервированы, а выходы из них, вероятно, находятся где-то возле «Мега Дыбенко».

Один из проектов станции/ Фото: wikipedia.org/metro.vpeterburge.ru
Один из проектов станции/ Фото: wikipedia.org/metro.vpeterburge.ru

2030 год: «Гавань», «Морской фасад»

На 2030 год запланировано открытие ещё двух станций «оранжевой» ветки — «Гавань» и «Морской фасад», которые расположатся на Васильевском острове. «Гавань», согласно схеме «Метростроя Северной столицы», получит выход где-то около Шкиперского протока, а «Морской фасад» — рядом с одноимённым портом. Пока станции на этапе проектирования.

#

Проект станции "Гавань"/ Фото: пресс-служба ОАО "Ленметрогипротранс"

#

Проект станции "Морской фасад"/ Фото: пресс-служба ОАО "Ленметрогипротранс"


Какие ещё станции ждёт Петербургский метрополитен

Согласно заявлению губернатора Александра Беглова, до 2032 года в Петербурге должно появиться ещё 20 новых станций. К ним, помимо уже перечисленных, относятся пересадочные «Лиговский проспект — 2», «Знаменская» (третья станция к «Маяковской» и «Площади Восстания»), «Суворовская». Есть также планы на строительство станций «Улица Доблести», «Брестская», «Петергофское шоссе» и «Сосновая Поляна» «коричневой» ветки. А до 2035 года планируются к постройке станции, продолжающие «красную» ветку после «Пулково» — это «Пулковские высоты», «КВЦ Экспофорум», «Пушкин», «Царское Село», «Кампус» и «Технологическая долина.

Всего на строительство метро за период до 2035 года предполагается выделить около 1,2 трлн рублей. Ранее Александр Беглов заявил, что остановок в строительстве метро больше не будет, а на его строительство на ближайшие три года заложено 150 млрд рублей.