Депутаты Госдумы утвердили в трёх чтениях корректировки в ст. 9.23 Кодекса об административных правонарушениях (КоАП) о повышении штрафов за недопуск газовщиков в дома. В настоящее время за такие действия можно формально наказать рублём физлицо на 1000 — 2000 рублей.
По факту, в Петербурге такие штрафы никому не выписывали, признают участники рынка. Теперь планку повысят до 5 — 10 тыс. А максимальный размер штрафных взысканий увеличится до 2 млн рублей. Такую сумму потребуют в том случае, если речь идёт о невыполнении требований по газовому обслуживанию в случае аварии и угрозы жизни. При этом максимальный штраф смогут выписывать только юридическим лицам. Для жильцов эта же статья «обойдётся» в 150 тыс.
Разбираемся, сработает ли нововведение в Северной столице, где у «ПетербургГаза» около 1,2 млн абонентов, а правом по выписыванию штрафов обладает ГЖИ.
Отметим сразу, что в корректировках меняются только цифры, а формулировки остаются такими, как и существуют сейчас. Они-то как раз всегда и вызвали споры. Как в старом, так в новом варианте фигурируют понятия «отказ в допуске» и «уклонение от замены» оборудования.
И если жилец именно категорически отказывался открывать дверь, то с этим вопросов никогда не возникало. Совсем по-другому картина складывалась, если человек по каким-то причинам не успевал вовремя получить информацию (не увидел объявление, его сорвали и т.д.) или же находился в жилье (попал в больницу, уехал в отпуск, на ПМЖ заграницу, отправился в длительную командировку и т.д).
Как признают участники рынка, корректировки эти споры не снимают.
По словам председателя совета ассоциации управляющих и эксплуатационных организаций в жилищной сфере Евгения Пургина, само понятие «штраф» подразумевает, что у человека был злой умысел.
— Если же жилец не знал по каким-то причинам о предстоящих мероприятиях (находился на даче, в больнице, заграницей и т.д.), то есть, отсутствовал в доме, то это не проступок. В этом и заключается ключевая проблема, которая новыми формулировками и не решена.
Наличие умысла нужно ещё доказать именно тем, кто будет выписывать штрафы. И это сделать будет трудно, а разбирательства перейдут в судебную плоскость, — разъясняет, в частности, он.
При этом в правилах предоставления коммунальных услуг №354 закреплена именно обязанность жильца «обеспечить доступ».
Отчасти аналогичная дискуссия ведётся и в отношении термина «уклонение». Жилец может прямым текстом сказать, что не хочет устанавливать новое оборудование, так как привык к старому. Вот это и будет такой классический пример. Но собственник также может заявить, что он морально готов, но «вот прямо сейчас нет денег, попал в трудную жизненную ситуацию, ухаживает за тяжелобольными родственниками и т.д».
Как подчёркивают все опрошенные эксперты, о том, что петербуржцев штрафовали за недопуск газовщиков, никто никогда не слышал. В пресс-службе «ПетербургГаза», разъяснили, что обязанность выписывать штрафы сейчас закреплена за ГЖИ.
— Сами газовщики и наши сотрудники точно право выписывать штрафы не имеют, это незаконно, — подчеркнули в «ПетербургГазе».
В ГЖИ также не припомнили, чтобы выставляли штрафы петербуржцам.
Как пояснил Евгений Пургин, по теоретически существующей схеме, те же газовщики, представители ТСЖ, ЖСК, УК должны будут нажаловаться на жильца в ГЖИ. Оттуда должен быть направлен инспектор, который на месте разберётся, что на самом деле произошло. Так же в первый раз он должен выдать предписание об устранении нарушения. Затем, если оно устранено не окажется, инспектор сможет составить акт, на основании которого и предстоит выписывать штраф.
— Поэтому никто с этим связываться и не хочет, если дело не доходит до откровенных трагедий. Так что вряд ли что-то кардинально изменится, если сверху не поступят соответствующие сигналы, — констатировали собеседники на условиях анонимности.
Как добавил Евгений Пургин, если же говорить о серьёзном нарушении, которое действительно бы привело к трагедии, то здесь в жилищной сфере действует такой же принцип, как при ДТП. Нарушителю выписывается и штраф (теперь увеличенный до 150 тыс. рублей для населения при угрозе аварии и жизни), и к нему же пострадавшая сторона предъявляет материальные претензии.
Юрист в сфере ЖКХ Кирилл Захарян полагает, что, в основном, люди склонны пускать в жильё проверяющих. По его словам, просто должна быть нормальная система оповещения, а не только привязанная к месту жительства по паспорту. В большинстве своём у таких организаций есть фактические телефоны собственников, у многих заведены личные кабинеты, кто-то пользуется «Госуслугами». Вот по всем этим направлениям и должна вестись работа, а многие же ограничиваются вывешиванием только объявлений.
— Если мы говорим об отпуске, то он не длится бесконечно. Человек рано или поздно вернётся, и тогда можно провести эти проверки. Если же собственник уехал на ПМЖ заграницу, это уже совсем другой вопрос.
Газ — это лишь небольшая часть истории про обязательные проверки. ТСЖ, ЖСК, УК и работники их соответствующих служб должны по хорошему проверять приборы учёта, электропроводку, стояки, состояние радиаторов и т.д. У меня у самого была ситуация в одном из домов, когда женщина уехала на ПМЖ в Италию, а в доме необходимо было заменить стояки. Естественно, она заявила, что в РФ не вернётся. Я предложил ей тогда прислать ключи по почте, чтоб хоть как-то попасть в квартиру. Конфликт длился достаточно долго по времени, а из-за него другие семьи, постоянно проживающие в доме, терпели мучения, — делится Кирилл Захарян.
Юрист также разъясняет, что пользователем услуг является тот, кто фактически проживает в помещении. То есть, тот же арендатор, если договор белый, имеет право пустить проверяющих без согласования с собственником.
Юрист комиссии по недвижимости Общества потребителей Петербурга и Ленобласти Анна Горбенко разъясняет: арендатор должен уведомить собственника о приходе третьих лиц. При этом и владелец квадратов не может посидеть в жилье клиента в ожидании проверяющих, если нет таких договоренностей.
По словам Анны Горбенко, проблема здесь заключается в совсем другом. Все понимают, что есть люди, которые либо сами всё переделывают на свой страх и риск и в меру «собственных знаний и талантов», либо нанимают непонятно кого, а затем возникают аварийные ситуации. Потом многие такие жильцы, действительно, никого не пускают, да и ещё и набрасываются с бранью.
— С такими, наверное, надо, что-то делать. Но по факту, не сделаешь ничего. ТСЖ, ЖСК, УК, службы идут в суды. Получают предписание на доступ, и…на этом всё замирает. Потому что их всё равно не пускают в квартиры, — констатирует Анна Горбенко.
Как добавляет юрист, есть и вторая добропорядочная категория жильцов. Они бы и хотели всё сделать по закону. Такие люди обращаются в службы, а там слышат, что сотрудники работают с понедельника по пятницу с 10:00 до 18:00. То есть, выходит замкнутый круг.
— Все понимают, что большинство работают. Но на уступки никто идти не хочет. Возможно, следовало бы внести такие ситуации в перечень оснований для работника на получение отгула от работодателя. Но пока такого основания официально нет, — пояснила она.
Как считает Анна Горбенко, выходом могло бы стать и обязательное письменное оповещение жильца, как минимум, за 10 дней.