Прямой эфир

Езда без правил: как кикшеринги пытаются сделать поездки на самокатах безопаснее

Дарья Воронёнкова
2 апреля, 12:18
Вместе с количеством самокатов на улицах Петербурга растёт и число пострадавших в результате ДТП. Какие меры принимают кикшеринги, чтобы сделать поездки на самокатах безопаснее – в материале 78.ru.
Фото: 78.ru

Обороты российских компаний бьют рекорды — десятки миллиардов рублей ежегодно. По скромным прогнозам аналитиков, к 2025 году рынок кикшеринга вырастет втрое — до 40 млрд. По соотношению петербуржцев к количеству самокатов, Северная столица опережает Москву — один самокат на 120 человек. Представители компаний утверждают, что это не предел. Разбираемся, как кикшеринги пытаются сделать поездки на самокатах безопаснее.

В 2024 году на улицах Петербурга появились новые модели самокатов с датчиком, запрещающим использование средств индивидуальной мобильности (СИМ) в паре. Самокат автоматически должен сообщать о нарушении в диспетчерскую службу, после чего аппарат необходимо заблокировать. Вот только система пока не работает. Петербуржцы на новых моделях до сих пор ездят по городу парами.

— Я, конечно, не оправдываюсь, но очень похоже на то. [Самокат — прим. ред.] не блокировался, — заявил житель Приморского района Владислав после поездки на самокате с девушкой.
Фото: 78.ru
Фото: 78.ru

Ещё одно предложение бизнеса — авторизация по банковским картам или через «Госуслуги». Так клиенты кикшерингов не смогут пользоваться самокатами анонимно. Однако пока это нововведение не более чем проект.

— Правила нашего сервиса позволяют использовать самокаты только клиентам старше 18 лет. Когда человек арендует аппарат мы, конечно же, не можем это определить, — поделился операционный управляющий макрорегиона Северо-Запад компании Whoosh.

Вероятно, петербургским кикшерингам следовало бы обратиться к опыту коллег из Казахстана, где ездить разрешено только в шлеме и светоотражающей одежде, а на тротуарах действует скоростное ограничение до 6 км/ч.

— Когда была пресс-конференция сотрудникам МВД задали вопрос: «А вы как будете определять скорость?». В ответ прозвучало: «Пока на глаз». Но это же не серьёзно, самокатчик тоже может сказать, что на глаз не видел ограничений. [В пример можно — прим. ред.] привести Китай, где тотально запретили самокаты, но люди перешли на электрические инвалидные коляски, — поделился руководитель филиала республиканского общественного объединения «Путь справедливости» в Карагандинской области Рустам Танишпеков.

Судя по последним историям, кикшеринги до сих пор не могут обеспечить безопасное использование СИМ в Петербурге. Самокаты вернулись на городские улицы после зимовки, но петербуржцы продолжают пренебрегать установленными правилами.

Так, например, на Университетской набережной молодые люди летают на самокатах по проезжей части, не обращая внимания на светофоры. Догнать их практически невозможно. Большинству из них нет 14 лет.

— [Мы всегда — прим. ред.] катаемся по двое. Если нет денег — приходится. Лично меня никогда не штрафовали, — поделился подросток.

Ещё опаснее, когда молодые самокатчики выезжают на крупные магистрали. Всю прошлую неделю в городе активно обсуждали парня, который ехал по обочине ЗСД.

— Был задержан нашими сотрудниками. Остановлен подросток на пункте взимания платы. Его передали сотрудникам полиции. К сожалению, этот случай не единственный, — уточнил начальник управления по связям с общественностью ООО «МСС» Андрей Цапу.
Фото: 78.ru
Фото: 78.ru

Движение любых видов транспорта кроме автомобилей, большегрузов и мотоциклов на крупных магистралях запрещено. Огромная фура или внедорожник расталкивает перед собой воздух и отбрасывает его в стороны. Человека на велосипеде или самокате легко может занести под колёса.

— Машины смерти — эти жёлтые самокаты. Катаются пьяными под 50 км/ч. Очень опасно. Нужно что-то делать, — заявил житель Центрального района Михаил Кудрявцев.

Когда кикшеринги доведут до ума — неизвестно. Власти занимаются пробелами в законах, но как только они будут ликвидированы, возникнет ещё одна проблема — отсутствие велодорожек в Петербурге. Компании платят городу за парковку, но инфраструктуру на эти деньги никто создавать не собирается.