14 июня 1995 года группа террористов, возглавляемая Шамилем Басаевым, ворвалась в маленький город Будённовск в Ставропольском крае. Террористы взяли в заложники по разным данным от 1200 до 1600 местных жителей, которых согнали в районную больницу.
«В центре города бандиты установили цистерну с топливом и разместили вокруг неё захваченных людей, постоянно угрожая взрывом. На улицах уже тогда творился полный хаос: не покидало ощущение, что началась война. Настоящий ад был впереди», ― признавались люди.
Захватчики требовали прекратить военные действия в Чечне и вступить в переговоры с режимом Джохара Дудаева. В результате вооружённого захвата погибли 120 человек, включая 18 милицейских и 17 военнослужащих. Более 400 человек получили ранения разной степени тяжести.
Более 200 боевиков до сих пор отбывают наказание в колониях, 22 ― находятся в федеральном розыске. Остальные террористы были ликвидированы или умерли при иных обстоятельствах.
С 1996—1999 годы террористы совершали серии взрывов в жилых домах в Буйнакске, Москве и Волгодонске. По данным следствия, организацией и спонсированием терактов занимались руководители Исламского института «Кавказ» Эмир аль-Хаттаб и Абу Умар. Боевики планировали организовать массовые убийства людей, таким образом устрашить население и оказать воздействие на власти страны.
Сообщалось, что во всех случаях террористы использовали взрывчатку на основе аммиачной селитры и алюминиевого порошка. На вид она ничем не отличалась от сахара.
«Я потом уже узнала, что под нашей квартирой был склад одного из магазинов. И позже вспомнила, как они грузили эти мешки с сахаром. Я тогда не знала, что этот сахар — не сахар. Просто подогнали большую машину под наши окна, за 23 года не слышно было, чтоб машина проходила со стороны дома. Я помню, как они разгружали эту машину, меня это очень раздражало. Они не выключили зажигание, много газа поднималось. И я точно помню, что они были нерусской национальности», ― рассказывала москвичка, пострадавшая во время теракта на Гурьянова.
В общей сложности погибли более 300 человек, включая детей, и более 1700 пострадали.
С 23 по 26 октября 2002 года группа из 40 вооружённых чеченских боевиков во главе с Мовсаром Бараевым захватила и удерживала 916 человек в здании Театрального центра на Дубровке.
Сначала террористы открыли стрельбу в воздух, а затем уложили бомбы вдоль стен зрительного зала на расстоянии пяти метров друг от друга. В самом центре зала и на балконе боевики оставили металлические баллоны, рядом с которыми постоянно дежурили женщины-смертницы. Внутри каждого баллона был 152-миллиметровый артиллерийский осколочно-фугасный снаряд. Планировалось, что взрывы будут идти навстречу друг другу, уничтожая всё живое.
«Первую ночь мы провели, слушая противные, режущие ухо звуки, издаваемые скотчем. Было заминировано всё, что можно. <…> Настоящее испытание начиналось внутри ямы. Надо было преодолеть брезгливость, унижение, стыд и страх», ― делилась воспоминаниями Татьяна Жаботинская, одна из заложниц.Террористы практически не давали заложникам еды и воды, даже не выпускали в туалет.
В результате штурма здания сотрудники ФСБ ликвидировали всех террористов и освободили большинство заложников. По официальным данным, погибли от 130 до 174 человек, включая детей.
24 августа 2004 года практически одновременно были совершены теракты в самолётах Москва ― Волгоград и Москва ― Сочи. Оба лайнера вылетели из Домодедово и через час с небольшим были подорваны женщинами-смертницами.
«22:55:16 ― Где мы?
Где мы сейчас упадём? Что с нами?
22:55:19 ― А-а-а!
22:55:20 ― На себя!
22:55:23 Прекращение записи. Столкновение с землей», ― данные записей, сделанные чёрным ящиком на рейсе Москва ― Волгоград.
Погибли 89 человек. Ответственность за случившееся взял на себя Шамиль Басаев.
Одна из самых страшных трагедий. 1 сентября 2004 года, во время торжественной и праздничной линейки, отряд из 32 террористов во главе с Русланом Хучбаровым взял в заложники детей, их родителей и сотрудников школы. Боевики удерживали более 1300 человек, отказывая им в еде, воде и естественных потребностях.
«Помню маленькую девочку, у которой от сухости потрескались губы. Она просила у мамочки: „Я воды хочу, я воды хочу“. Мать, бедная, плакала…», ― спустя 17 лет рассказывала одна из заложниц Лариса Кудзиева.
Чтобы запугать маленьких детей и взрослых, террористы показательно расстреляли около десяти человек. Кроме того, в первые дни захвата погибли почти все мужчины, оказавшиеся среди заложников.
«Потом у меня спросили, сколько у меня детей? Я сказала, что трое, имея в виду и Сармата. И услышала: „Мы выпустим твоих детей, а также твоих родственников, если они есть в зале, если ты наденешь хиджаб и пояс шахидки“», ― делилась воспоминанием женщина.
Сначала террористы не выдвигали никаких условий, но затем потребовали в школу президента Северной Осетии Александра Дзасохова, президента Ингушетии Мурата Зязикова, а также директора НИИ медицины катастроф доктора Леонида Рошаля. Единственным человеком, который 2 сентября попал в захваченное здание, стал экс-президент Ингушетии Руслан Аушев. Он сумел убедить боевиков отпустить вместе с ним 26 заложников — женщин и детей.
3 сентября в школьном спортзале раздались два мощных взрыва — они спровоцировали незапланированный штурм, который начал спецназ. Во время перестрелки были убиты 27 боевиков. Единственный взятый живым ― Нурпаша Кулаев ― был приговорён к пожизненному заключению.
Ответственность за теракт в школе в Беслане взял на себя Шамиль Басаев.
В результате террористического акта погибли более 300 заложников, большая часть из них ― дети. Также в результате штурма по разным данным погибло от 10 до 19 сотрудников ЦСН ФСБ, ещё из них 783 получили ранения.
Первый громкий теракт в столичной подземке случился 6 февраля 2004 года. Террорист Анзор Ижаев привёл в действие взрывное устройство, закреплённое на его теле, между станциями «Автозаводская» и «Павелецкая». Погибли 42 человека, около 250 пассажиров получили ранения.
В следующий раз два взрыва прогремели на центральных станциях «Лубянка» и «Парк Культуры» 29 марта 2010 года. Ответственными за теракт стали две женщины-смертницы и двое боевиков. В августе того же года силами ФСБ и МВД был ликвидирован организатор ― Магомед Вагабов. Ещё один выживший террорист, причастный ко взрыву в метро, был приговорён к пожизненному сроку. Погибли 39 человек, свыше 70 ― ранены.
3 апреля 2017 года в петербургском метрополитене произошёл террористический акт в перегоне между станциями «Сенная площадь» и «Технологический институт».
«Мне сложно это вспоминать, повсюду были крики, тела и кровь», ― рассказывала одна из свидетельниц.
По данным следствия, взрыв совершил смертник Акбаржон Джалилов. В его крови позднее обнаружат следы гашиша, кокаина и психотропных препаратов. В теракте погибли 16 человек, пострадали более 103. В апреле 2018 года СК заявил, что выявил всех причастных к организации теракта. Виновными оказались 11 человек, принадлежащих к радикальному исламскому сообществу.
24 января в зале международных прилётов террорист-смертник Магомед Евлоев взорвал бомбу мощностью от 5 до 10 кг. В результате погибли более 35 человек, ранения ― порядка 170. Организатором взрыва стал лидер террористической группировки «Имарат Кавказ» Доку Умаров. Также к пожизненному заключению были приговорены трое боевиков.
«Осколки остались в наших телах навсегда», ― рассказывал пострадавший Сергей Зезин.
Первая попытка подорвать «Невский экспресс» была предпринята 13 августа 2007 года. Тогда чудом удалось избежать жертв: около 60 человек оказались ранены. Вторая попытка была совершена террористами 27 ноября 2009 года. На 285-м километре Октябрьской железной дороги три последних вагона сошли с рельсов. Погибли 28 человек, ранены оказались не менее 132. Лидер «Кавказского эмирата» Доку Умаров взял на себя ответственность за оба подрыва электропоезда.
«До сих пор перед глазами эта жуть: в темноте горят два мощных фонаря МЧС, в лучах видно, как один вагон лежит на рельсах, другой рухнул на территорию частного участка. Из последнего вагона пассажиры сами выносили пострадавших. Людей разбросало как спички. За путями устроили место, куда можно было отнести раненых», ― делился петербуржец Иван Снегов.
По данным следствия, сработало самодельное взрывное устройство мощностью 7 кг в тротиловом эквиваленте. В момент крушения скорость поезда составляла 190 км/ч.
21 октября 2013 года в волгоградском рейсовом автобусе, где находились более 40 пассажиров, совершила самоподрыв террористка-смертница Наида Асиялова. Мощность взорванной бомбы составила 2-3 кг в тротиловом эквиваленте. Погибли 7 человек, около 50 пострадали.
«Внутри было всё выжжено, поручни выгнуты. Было ощущение, что автобус изнутри взорвался», ― рассказывала очевидец трагедии Елена Жемчужнова.
29 декабря на входе в здание железнодорожного вокзала террорист-смертник подорвал не менее 10 кг в тротиловом эквиваленте. На месте происшествия погибли 14 человек. В их числе подростки, сотрудники полиции и ОАО «РЖД». Помощь медиков потребовалась 49 пострадавшим.
На следующий день, 30 декабря, произошёл ещё один теракт в троллейбусе, двигавшемся в центр города. В результате подрыва террориста-смертника погибли 16 человек, пострадал 41. Из них 27 были госпитализированы.
Около 20 часов 22 марта в КЗ «Крокус Сити Холл» в Московской области ворвались мужчины в камуфляже и открыли стрельбу из автоматического оружия по людям. В тот момент в здании находились более 6000 человек. Они пришли на концерт группы «Пикник». В вечер теракта в здании также проходили детские соревнования по танцам, в «Крокусе» выступал и симфонический оркестр Ленинградской области «Таврический».
Затем в здании начался пожар. Площадь возгорания составила примерно 12 тыс. кв. м. Около 01:00 его локализовали. Сотрудники МЧС продолжают работать на месте трагедии. Они занимаются разборами завалов — в первую очередь зрительного зала, где обрушились перекрытия.
― Я была с молодым человеком и мамой. Мы лежали под креслами, прямо над нами стреляли. Все говорили без паники выходить — мы вышли, побежали, все кричат. Смотрим вниз — а внизу просто трупы лежат, лужи крови. Естественно, паника. Пытались спрятаться за стульями, за креслами, за столами. Но бестолку по большому счёту, давка была жуткая, всех выталкивали. Бегали туда-сюда какое-то время. Потом всех по эскалатору вытолкали вниз и наружу, просто бежали по трупам, — рассказывала 78.ru очевидица Полина.
Глава ФСБ России Александр Бортников доложил президенту РФ Владимиру Путину о задержании 11 человек, в том числе четырёх террористов, причастных к нападению на посетителей «Крокуса».
На момент написания статьи известно о том, что в результате террористической атаки на подмосковный концертный зал погибли 115 человек, в том числе трое детей. Многие из 140 пострадавших находятся в тяжёлом состоянии.