Прямой эфир

Внешне — «Солярис», внутри — «китаец»? Стоит ли покупать новый Solaris HS из Петербурга

Лилия Батршина
14 марта, 18:55
Первые автомобили, произведённые на заводе Hyundai в Петербурге после двухгодичного простоя, 12 марта поступили в дилерскую сеть, а их продажи начнутся не позднее конца марта-2024. Что это за машины и стоит ли занимать очередь на их покупку, разбирался 78.ru вместе с экспертами.
Фото: ООО «АГР»

Многострадальный завод

Петербургский завод Hyundai не работал два года — с начала специальной военной операции на Украине в 2022 году. Тогда в простой вывели 2206 из 2537 сотрудников предприятия.

Корейская фирма все эти два года хранила упорное молчание о судьбе своего производства: официально она из России ушла, однако и продавать завод российским собственникам, как многие конкуренты, не хотела. Это понятно: Hyundai вложил в петербургский завод, а также в локализацию производства на территории Ленинградской области, много труда и средств, отдавать такие активы не хотелось категорически.

Однако в конце 2023 года сделать это всё же пришлось: тогда стало известно, что завод наконец вышел из простоя, который постоянно продлевался на протяжении двух лет.

Январь 2024 года стал для производства первым рабочим месяцем. Правда, штат его сильно сократился — до 800 человек, хотя необходимое оборудование сохранилось. Подробностей сделки по продаже завода официально не публиковалось, однако, согласно информации от инсайдеров, предприятие продали всего за 7 или 10 тыс. рублей — то есть потери Hyundai составили около 220 млн долларов по самым скромным оценкам. Тем не менее, возможно, компания сохраняет надежду вернуться после того, как внешнеполитическая ситуация придёт в норму — на это намекает сумма продажи.

Фото: Photoagency Interpress/globallookpress.com
Фото: Photoagency Interpress/globallookpress.com

В начале 2024 года эксперты не торопились с оптимистичными прогнозами по работе завода — очевидно, что с ней есть проблемы. Hyundai отозвал лицензию на производство своих оригинальных автомобилей, а что ещё можно собирать на заводе, заточенном под корейские машины, — непонятно.

Автоэксперт Дмитрий Попов ранее в беседе с 78.ru рассказывал, что производственные линии у корейских фирм специфические и не подойдут для сборки других автомобилей — следовательно, при переходе на иные модели потребуются огромные вложения в модернизацию.

Прошедшие два месяца приоткрыли завесу тайны над работой бывшего завода Hyundai: по всей видимости, он планирует выпускать «нелицензионные копии» корейских моделей. Так, 8 марта стало известно, что в дилерские сети вот-вот поступит (а 12 марта появилась информация, что уже поступила) партия первых собранных на заводе седанов под подозрительным названием Solaris HS. Продавать их собираются в трёх комплектациях стоимостью от 1,9 до 2,1 млн рублей.

Тот же «Солярис»… или нет?

Опубликованные фотографии и технические характеристики новой модели не оставляют сомнений: это Hyundai Solaris, просто с изменённым шильдиком. Эксперты предполагают, что это модель, не прошедшая рестайлинг, которую выпускали на заводе до 2022 года.

Косвенно это подтверждается ранее курсирующими слухами о том, что на заводе после ухода фирмы из России остались до 70 тыс. машинокомплектов, готовых к сборке, — якобы именно на них и базируется работа вновь запущенного завода.

— В прессу просочились слухи, что машины будут собираться из тех комплектующих, которые остались на складах завода. Скорее всего, это не совсем правда. Даже если что-то и осталось, то в любом случае запасы не бесконечны, — констатировал в беседе с 78.ru автоэксперт Сергей Клоков.
Фото: ООО «АГР»
Фото: ООО «АГР»

Оценка в 70 тыс. машинокомплектов раньше также подвергалась сомнению в экспертном сообществе: отмечалось, что хранить такое количество запчастей никогда не имело смысла. Поэтому, если принять за аксиому теорию о сборке «почти оригинальных» Hyundai Solaris, у завода есть два пути — либо добывать недостающие оригинальные комплектующие, либо пользоваться аналогами.

Описывая данные сценарии, Сергей Клоков так прокомментировал вероятность покупки оригинальных деталей:

— На мой взгляд — скорее нет, чем да. Может быть, частично будут использовать какие-то комплектующие, но точно не 100%. Причины, думаю, всем понятны, и главная — это уход компании с российского рынка.

Можно, конечно, полагаться на параллельный импорт запчастей, но у него с самого начала были проблемы: это и опасность санкций для производителей и поставщиков, и слишком длинные пути поставок, и повышенная цена (разница может доходить до 30%). Рано или поздно это скажется на ритмичности работы завода и, как следствие, на стоимости выпускаемых автомобилей, которая и так не поражает воображение дешевизной.

Второй вариант — собирать автомобили из аналогов, и здесь первыми на ум, конечно, приходят китайские комплектующие.

— Вот тут я ничему не удивлюсь. Китайцы со своей расторопностью могут наладить поставки абсолютно любых запчастей, и они это не раз уже демонстрировали. Опыт есть, ресурсы есть, необходимые материалы есть, а больше, собственно говоря, ничего и не нужно, — указал Сергей Клоков.

Здесь также встаёт вопрос санкций за работу с российскими предприятиями, но в значительно меньшем масштабе, который за два года научились обходить. С другой стороны, неоригинальные запчасти несут в себе угрозу контрафакта — то есть низкокачественных подделок, а не «реплик». Качество таких запчастей всегда ниже, что провоцирует различные угрозы безопасности, предупреждали эксперты ранее.

Фото: ООО «АГР»
Фото: ООО «АГР»

Однако у «корейцев» и конкретно «Соляриса» в этом смысле есть существенный плюс, отметил Сергей Клоков.

— «Солярис» — машина не уникальная и не требует каких-то передовых разработок. Это также относится ко всему модельному ряду, который выпускался на российском заводе. Эта модель (с китайскими запчастями. — Прим. ред.), мне кажется, наиболее очевидна, — констатировал эксперт.

Есть, конечно, ещё один вариант работы завода, но он ещё менее вероятный, чем производство из оригинальных запчастей — подключение российских поставщиков комплектующих. Но такой информации пока нет, резюмировал Сергей Клоков.

Итак, что же это за машина — Solaris HS? Тот ли это «Солярис», любимый российскими водителями? С большой вероятностью нет — проблемы с запчастями наверняка дадут о себе знать. Призывает не торопиться с выводами и автоэксперт Дмитрий Попов.

— Пока не могу сказать, точно ли это будут те же «Солярисы» или под внешней оболочкой «Соляриса» будут находиться другие автокомпоненты. И тогда это совсем другой автомобиль. Надо бы посмотреть, что выйдет, сначала, а уж потом делать выводы, — рекомендовал он.

Стоит ли покупать?

Solaris HS — это пятиместный седан с механической или автоматической трансмиссией на выбор и с бензиновым мотором на 100 или 123 лошадиных силы. Стоимость его при этом начинается, судя по информации источников 78.ru, от 1,9 млн рублей.

Это не самые дешёвые седаны на российском авторынке: так, конкуренцию новому «Солярису» составляет Lada Vesta, которая 11 марта как раз объявила о старте продаж с вариатором. Ранее на протяжении двух лет «Веста» поставлялась только с механической коробкой передач, поскольку партнёры, предоставляющие для неё коробки-«автомат», ушли из России. Наконец, в 2024 году свершилось давно обещанное руководством АвтоВАЗа возвращение «Весты» с автоматической трансмиссией, пусть даже и с нелюбимым многими вариатором. При этом в топовой комплектации с вариатором «Веста» стоит 1,89 млн рублей.

Фото: Bulkin Sergey/globallookpress.com
Фото: Bulkin Sergey/globallookpress.com

Есть конкуренты и среди «китайцев»: это, например, седан Geely Emgrand, который стоит от 2 до 2,5 млн рублей в зависимости от трансмиссии, и Changan Alsvin, цена которого составляет до 1,8 млн рублей.

Таким образом, «свято место» два года не пустовало, оно активно занималось другими брендами, и вернувшемуся «Солярису» будет не так просто отвоевать его обратно. Тем более учитывая настороженное отношение к «начинке» этого автомобиля.

Дмитрий Попов не рекомендовал торопиться и строить планы по приобретению петербургского «Соляриса», той же позиции придерживается и Сергей Клоков.

— Что касается выбора между «Солярисами» или насытившими наш рынок китайскими машинами, то тут пока трудно говорить. Давайте всё-таки дождёмся «рождения ребёнка», а потом будем делать выводы. В любом случае конкуренция будет, и это должно позитивно сказаться на нашем внутреннем рынке, — считает Сергей Клоков.

Так или иначе, у запуска завода и производства «Солярисов» в Петербурге есть плюсы: это и возобновление производства, и наработка компетенций, и рабочие места, и насыщение рынка. А что из этого получится, узнаем скоро — не позднее начала апреля, когда первые машины можно будет опробовать в деле.