Культура
12:4610 марта 2024

Лиза Янковская и режиссёр Люба Мульменко – о съёмках фильма «Фрау», абьюзе и любви к Перми

В кинотеатре «Аврора» 7 марта состоялась премьера фильма Любы Мульменко «Фрау». Главную роль в картине исполнила Лиза Янковская – внучка великого Олега Янковского. Лиза и Люба приехали в Петербург, чтобы лично представить свою работу. В беседе они рассказали о съёмках в Перми, пермской алко-романтике и порассуждали о моральном насилии со стороны героини Лизы.

Лиза Янковская: «Я хотела бы жить в Перми»

Съёмки фильма «Фрау» проходили в родном городе Любы Мульменко – Перми. На экране разворачивается панорама набережной реки Камы, где герои едят бутерброды (с сыром и колбасой!), а главная героиня каждый вечер выходит после тяжёлой творческой работы со служебного входа Пермского театра оперы и балета. И, конечно, улочки и дворы провинциального города, перспектива, открывающаяся со старого балкона – всё это создаёт совершенно особую атмосферу.

В дебютном фильме «Дунай» Люба Мульменко любовно показала Сербию, а в этот раз ненавязчиво перенесла действие на Урал. Почему?

– Я знаю и люблю Пермь. И мне эгоистически приятно показывать места, которые мне нравятся, – честно призналась Люба.
фото: Кинокомпания «Пионер»
фото: Кинокомпания «Пионер»

А вот Лиза Янковская была более эмоциональна. Съёмки в провинциальной Перми коренную москвичку не только испугали, но и вовсе привели в восторг:

– Я очень люблю Пермь! Это мой любимый город России. Это реально крутой город, я провела там особенное время. Там особенные люди, природа. Я там уже три раза снималась и вообще хотела бы жить в Перми, в городе или в деревне.

В Перми Лиза Янковская сделала очень милое открытие о настоящей уральской любви:

– У меня было такое наблюдение, оно романтичное, не грустное. Никогда, ни в одном русском городе я не видела такое количество пьяных пар, которые сидят на лавках, на автобусных остановках. Они в щи, но очень любят друг друга. Для меня это было открытие, такой классный контраст, очень пермский. В общем, я фанат Перми.

Рыцарь Ваня и его солнечный мир

«Фрау» встречает зрителя звонкими и радостными советскими песнями. Картинка соответствует музыке: кадры наполнены солнцем и всеми атрибутами счастливой жизни в СССР из старых фильмов. Бодро звонит старый будильник, в светлой квартире с «бабушкиными» обоями герой в белой майке делает зарядку и садится завтракать сосисками с горошком.

Но события происходят совсем не в СССР. За пределами дома героя Ваню ждёт вполне современная реальность. Он идёт на работу в рыболовный магазин, где его уже ждут близкие друзья: Вовка и Колян. Интересный момент: Колян – это симпатичная молчаливая девушка, которую герой по какой-то причине совсем не воспринимает как «фрау».

фото: Кинокомпания «Пионер»
фото: Кинокомпания «Пионер»

«Фрау» для Вани – это все прекрасные женщины, которых он боготворит и считает высшими существами. Себя герой мнит рыцарем, задача которого – служение прекрасной даме. Его кумиром ещё в детстве стал Тиль Уленшпигель, а все речи и действия пронизаны высокими чувствами. В своей тайной тетрадке Ваня пишет такие возвышенные слова:

«Он принёс ей в дар фамильный пояс из собачьей шерсти…»

Одним словом, Ваня странный.

Ещё он мечтает жениться. Одиночество гнетёт его, но девушку он обнимал лишь однажды. И вот в театре он видит прекрасную балерину, которая всем своим видом воплощает его идеалы… И неожиданно решается подарить ей васильки.

Балерина в поисках нормального мужика

Балерина же, как ни странно, оказывается значительно более приземлённой натурой. Бабушка-профессор встречает её рано утром из кабака, где уставшая девушка выпивала после «Жизели» вместе с женатым любовником.

Такая связь девушку гнетёт. Бабушкины аспиранты ей не нужны – Кристина просто «хочет сдохнуть» от происходящего в её личной жизни. И вдруг у служебного входа её встречает забавный чудик с васильками. В отчаянии Кристина хватается за эту возможность – и впускает в жизнь «нормального мужика», который может и кран починить, и замуж позвать.

фото: Кинокомпания «Пионер»
фото: Кинокомпания «Пионер»

На странности нового кавалера балерина старается не обращать внимания. Она называет его «ретро-человек» и активно начинает очищать Ванин дом от всего этого «ретро». Между тем герой продолжает находиться во власти своих иллюзий и радуется странным вещам.

– Представляешь, здесь подрались бурозубки! Один на один, бурозубка на бурозубку, – с энтузиазмом показывает он Кристине место эпичной битвы.

Но реальность разрушает надежды и мечты о счастливой семейной жизни героев. Представления о том, что «нужно», совсем не соответствуют их реальным глубинным желаниям. Которые Ваня и Кристина безуспешно пытаются подавить – пока не происходит взрыв.

Уэс Андерсон здесь не бывал

Игра актёров в фильме очень живая и органичная, а сюжет хоть и кажется с одной стороны странным в начале, позже выливается во вполне жизненную драму. Но главное, что цепляет в фильме сразу, – это картинка. Наивная детская сказка советских времён исходит от Вани – рыцаря и взрослого ребёнка. Многие сравнивают яркие краски и центрированную композицию в первой части фильма «Фрау» с подходом Уэса Андерсона. Но сама Люба Мульменко с этим не согласна:

– Мне кажется, что ассоциация с Андерсоном возникает у людей просто потому, что это самый ситуативно знаменитый режиссёр, который любит яркие цвета, симметрию, равнение по центру. Но нарратив у фильма и актёрское существование отличаются от Андерсона. Я не большой его знаток. Мне было бы сложно сейчас пересказать какой-нибудь его фильм достаточно подробно. У меня есть какое-то впечатление от него на подкорке, но он не входит в список режиссёров, которые как-то на меня сильно повлияли.
фото: Кинокомпания «Пионер»
фото: Кинокомпания «Пионер»

Режиссёр фильма «Фрау» отметила, что, если она чем-то и вдохновляется, это происходит неосознанно.

– Я не ищу референсы, не пересматриваю, не перечитываю ничего. В какой-то момент я уже задним числом обнаружила, что речь главного героя Вани похожа на речь персонажа Платонова, которого я очень люблю. И обнаружила я это как читатель своего сценария, а не как архитектор.

Разные истории – разные операторы

Над картинкой фильма работали два оператора. И, хоть яркая атмосфера Ваниного мира сменяется жёсткой реальностью по ходу развития сюжета, резкого диссонанса между подходом первого и второго режиссёр не чувствуется.

Как рассказала Люба Мульменко, получилось это случайно:

– Должен был быть единственный оператор – Артём Емельянов. Он снял полностью две трети фильма летом и должен был снимать третий блок, зимний. Но зимой у него уже были забиты все даты, он был занят в другом проекте, и мне пришлось искать замену.

Найти её было очень сложно:

– Какому оператору хочется приходить в уже готовую историю и стоять в титрах через запятую? Не говоря уже о том, что это не только тяжело в смысле творческих амбиций операторов, но и просто тяжело попасть в уже в существующий стиль.
фото: Кинокомпания «Пионер»
фото: Кинокомпания «Пионер»

Спасла дружба с оператором Марией Фалилеевой, которая согласилась доснять зимний блок.

– Она очень хорошо вписалась, – уверена Люба Мульменко. – Тем более, что зимняя часть по смыслу отличается от летней. Я вижу разницу в операторской работе: Маша и Тёма по-разному ставят свет. Но это не страшно, потому что зимой герои проживают другую историю.

Кристине – вино, Лизе – вишнёвка

Кристина в фильме, помимо запретной любви, далеко не чужда и других мирских радостей: она любит выпить. Не «в щи», конечно, но до состояния кристальной честности. То коктейльчики в караоке-баре глушит один за другим под Аллегрову (хотя это женская классика, будем честны), то винишко. Именно две бутылки белого вина, к слову, и стали для идеального Вани последней каплей, спровоцировавшей взрыв.

А что сама Лиза Янковская любит выпить в реальной жизни? Актриса призналась:

– Я достигла того возраста, когда мне наскучил любой алкоголь. Но недавно я была в Лиссабоне, там есть такая вишнёвка, ликёр из черешни, и они для туристов делают шоколадные стаканчики, в них как рюмку наливают, и ты сразу пьёшь алкоголь и шоколадку съедаешь. Я поняла, что это самый вкусный алкоголь, который мне нравится. А так, в целом, – ну, вино красное.

А что насчёт еды? В фильме Ваня (которого, кстати, сыграл лидер группы OQJAV Вадим Королёв) удивляется худобе балерины и, угощая её бутербродами, уверенно говорит:

– Женщина должна быть дородной. Когда у меня будет жена, я буду кормить её пять раз в день.
фото: Кинокомпания «Пионер»
фото: Кинокомпания «Пионер»

Герой очень переживает, что Кристина совсем не «питается». Как это соотносится с его склонностью выбирать худеньких почти до прозрачности девушек, не совсем понятно. Но чем питается сама Лиза Янковская? Не вдаваясь в подробности, актриса ответила:

– Питаться я люблю. Я очень люблю еду, там видно, кстати, даже разницу в весе между летом зимой.

И действительно, острые скулы актрисы летнего периода съёмок зимой превращаются в щёчки.

Вопрос абьюза и совместной жизни

Помимо бутылок вина в морозилке, Кристина приносит в дом Вани и другие новые вещи. Так, она решает избавить бабушкину квартиру от советского флёра – и начинает ремонт. Обои с узором сменяются белоснежными стенами, Ваня своими руками вешает новые шторы, а советские банки для круп отправляются «родакам в деревню».

И тут возникает вопрос: ломает ли балерина таким образом нашего рыцаря? Насилие это или нет – кардинально менять мир своей половины? Вот как отвечают на этот вопрос Люба Мульменко и Лиза Янковская:

– У нас было много по этому поводу разговоров с Лизой. Мы пытались вместе разобраться, вправе ли Кристина переклеивать эти обои, и сошлись на том, что дело не в акте переклейки, а в модальности, в интонации. То есть она так ему свою волю изъявляет, что именно сама форма отталкивает.
Я уверена, что можно как-то по-другому договориться об общей жизни. Она просто делает это унизительно для Вани, и в этом проблема, а не в том, что музей тут сломали у него.

Лиза Янковская призналась, что тоже очень много размышляла на эту тему:

– Я вот никак не могу понять, это абьюз или не абьюз. Потому что квартира Ванина, правильно, квартира-то и так его, он всё там знает, привык. Она немножко подправила, какие-то старые коробки выкинула.
Конечно, вкупе с другими проблемами, с тем, что она запрещает ему общаться с Коляном, ходить на рыбалку и прочее, это всё абьюз. Но, если всё это убрать и просто оставить историю с домом, то я так же делаю. Мне кажется, это нормально, обставить, что-то красиво сделать.

Прототип Вани и топорик за пазухой

Интересно, что у персонажа Вани был вполне реальный прототип. Люба Мульменко рассказала, что списала его со своего знакомого. Конечно, не один в один – но довольно близко. Как и Ваня, этот человек был преданным поклонником Тиля Уленшпигеля, называл всех прекрасных дам «фрау» и мечтал встретить ту самую принцессу, которой он будет преданно служить.

Правда, в реальности никакой балерины прототип Вани не встретил. По словам режиссёра, она решила пофантазировать на тему: а что бы случилось, если бы девушка для этого рыцаря всё же нашлась? Смог бы он справиться с жестокой реальностью?

фото: Кинокомпания «Пионер»
фото: Кинокомпания «Пионер»

К слову, у героя «Фрау» тоже есть свои пугающие особенности. Например, он постоянно носит за пазухой топорик. Вполне настоящий, и точит он его каждый день. И на районе, к слову, все об этом прекрасно знают…

– Наверняка кто-то из зрителей ждал, что в конце концов Ваня зарубит Кристину этим топором, – посмеялась Люба. – И окажется, что у него в бабушкиной кладовке уже хранится несколько таких Кристин…

Сама Мульменко не против того, чтобы поубивать своих героев в других проектах. Но пока это лишь идеи и мечты.

Быть как Тринити и пиратка: ролевые модели Лизы и Любы

У многих актрис есть любимые звёзды, на которых они ориентируются. Да и все остальные люди нередко равняются на какие-то идеалы и «ролевые модели». Лиза Янковская призналась, что её «ролевая модель мечты» далека от образа воздушной балерины. Больше всех героинь кино ей хотелось бы быть похожей на «Тринити» из «Матрицы».

Женщина в коже, которая лихо убегает от преследователей, гоняет на мотоцикле и, в целом, выглядит сильной и независимой, очень импонирует Лизе. Правда, актриса призналась, что пока эту ролевую модель она не переняла.

– Мне кажется, ты двигаешься в этом направлении, – успокоила её Люба Мульменко.

Сама Люба призналась, что нашла себе такую ролевую модель ещё в детстве. Тогда Люба с подружкой часто посещали библиотеку, где зачитывались женскими любовными романами. Но один роман особенно поразил их десятилетние сердца:

– Наша любимая книжка называлась «Звезда моря». Там была женщина альфа-самка по имени Анна Бонни. Её украли пираты, потом все они её полюбили, она была такая страшно роковая.

Маленькая Люба решила, что будет именно такой, когда вырастет.

– Просто мне хотелось, чтобы у меня была интересная жизнь. В целом, это сбылось. Без пиратов, но всё равно.
Культура КиноЗвезды
Новости партнеров