День преподобного Ефрема Сирина, или Ефремов день, как его называли в народе, отмечается 10 февраля — 28 января по старому стилю. Однако этот день закреплён только в православии, в католической же традиции день памяти Ефрема Сирина празднуется 9 июня.
С чем связано такое расхождение, неизвестно, поскольку обычно в православной и католической традиции дни памяти святых, которые почитались ещё до церковного раскола, отмечаются примерно в одно время. Католики отмечают день Ефрема Сирина, основываясь на дате его смерти — умер он, по историческим сведениям, именно 9 июня.
Почему в православной традиции принято вспоминать Ефрема Сирина 10 февраля, в источниках не указано. Есть только предположение, что это связано с Великим постом: в данный период читается созданная преподобным молитва, которая стала главной молитвой Великого поста. В феврале же либо начинается Великий пост, либо идёт подготовка к нему, поэтому празднование дня Ефрема Сирина выглядит в это время уместным.
Преподобный Ефрем Сирин, или Ефрем Едесский, родился в начале IV века в городе Низибии на северо-востоке Месопотамии. Точный год его рождения неизвестен, ближе всего, по мнению историков, 306-й. Семья у Ефрема была небогатая, родители его были земледельцами. Сами христиане, они и сына учили почитать Бога, однако с юности он страдал изъянами характера — вспыльчивостью и раздражительностью, склонностью ссориться.
Однажды Ефрема несправедливо обвинили в краже овец и заточили в темницу на время разбирательства. В это же время здесь находились и другие люди, которых также посадили под замок ни за что. Ефрем задумался о том, почему так произошло, и ночью ему во сне явился глас, который посоветовал вспомнить свои прегрешения. Будущий святой, пробудившись, вспомнил, как незадолго до этого выпустил из загона принадлежащую бедняку корову и ту растерзали волки, а сам Ефрем не понёс никакого наказания. Когда он опросил тех, кто содержался в темнице вместе с ним, выяснилось, что у каждого в прошлом был похожий эпизод — преступление, не получившее наказания. Тогда Ефрем осознал справедливость воздаяния. Вскоре невиновные из темницы были выпущены, настоящие преступники — наказаны, но это событие перевернуло всю жизнь Ефрема.
В глубоком покаянии он отправился в горы, где стал отшельником и одним из учеников епископа Низибийской церкви святого Иакова. Под его руководством Ефрем 14 лет учился христианской кротости и смирению, а тот, видя высокие достоинства своего ученика, поручал ему читать проповеди и обучать детей. Ефрем даже сопровождал святого Иакова на I Вселенский собор в Никее 325 года, где показал себя ревностным защитником христианских догматов.
После смерти святого Иакова и взятия Низибии персами в 363 году Ефрем перебрался в монастырь около города Едессы (поэтому его и называют Едесским). Жизнь подвижников здесь была тяжела: они жили в пещерах, питались растениями и проводили дни в послушаниях и молитвах. Однако именно здесь Ефрем познакомился с многими великими подвижниками, в том числе преподобным Иулианом.
Ефрем не раз порывался уйти в густой лес, чтобы там в уединении возносить Богу молитвы, но это противоречило Божьему замыслу — ему был дарован дар учительства, и, по преданиям, сам ангел, явившись ему, запретил уклоняться от назначенного Божественного служения. В результате Ефрем стал много заниматься просветительством, особенно среди еретиков и язычников, толковать Писание, проповедовать. Со временем он организовал в Едессе училище. Преподобный Ефрем написал много молитв и песнопений, некоторые из которых используются до сих пор (в том числе главная молитва Великого поста), его труды ценились ещё при жизни — хотя писал он по-сирийски (отсюда и имя Сирин, то есть сириец), их рано перевели на греческий, армянский, латинский и славянский языки.
В конце своей жизни преподобный Ефрем отправился в Египет, чтобы познакомиться с великими пустынниками, и приняли его там как желанного гостя. На обратном пути в Кесарии Каппадокийской он встретил святителя Василия Великого, который предложил Ефрему сан пресвитера, однако тот отказался и только после серьёзных настойчивых уговоров согласился принять сан диакона. Позднее святитель Василий предлагал ему кафедру епископа, но Ефрем и от этого отказался, не считая себя достойным такой чести.
Даже в конце жизни Ефрем не оставлял служения ближним: несмотря на желание провести остаток своих дней в уединении, когда в Едессе случился голод, он обратился к богатым горожанам, чтобы те оказали помощь неимущим — в итоге люди были спасены. Кроме того, на средства пожертвований он построил богадельню и только затем смог удалиться в пещеру под Едессой, где и скончался в 372 или 373 году. Перед этим он попросил в завещании не устраивать пышных проводов, а похоронить его в общей могиле с чужеземцами.
Судьба мощей преподобного Ефрема Сирина сложна. Изначально он был похоронен, как и было указано в завещании, скромно среди нищих и преступников, однако вскоре его останки перенесли в усыпальницу едесских епископов. Затем на протяжении многих веков Едесса была центром многочисленных военных конфликтов: город брали то арабы, то крестоносцы, то вновь захватывали мусульмане. В результате часть христианских святынь была утрачена, а часть вывезена.
На сегодняшний день частицы мощей Ефрема Сирина хранятся в разных греческих монастырях — Великой Лавре, Дионисиате, Лавре Саввы Освящённого и других. Также они хранятся в монастыре святого Марка в Иерусалиме и в коптском монастыре святого Паисия, в Сирийском монастыре.
В России также хранится частица святых мощей Ефрема Сирина — она находится в Троицком соборе Данилова монастыря.
Преподобного Ефрема Сирина в православии называют отцом покаяния. Поэтому к нему стоит обращаться, если одолевают уныние или лень, то есть пренебрежение данными Богом талантами.
Кроме того, он помогает тем, в ком кипит страсть управлять людьми — семьёй, друзьями, коллективом; Ефрем Сирин дарит таким людям смирение, помогает понять, что всё в руках Божьих.
В целом же преподобному Ефрему молятся о терпении и мудрости.
Чаще всего встречаются два образа Ефрема Сирина, в которых он изображается на иконах в православии. Первый из них — это поясной образ. На таких иконах преподобный Ефрем изображается по пояс, а в руках он держит свиток, либо в левой руке у него свиток, а правая повёрнута ладонью к зрителю. Есть и ещё один вариант этого образа — без свитка, когда обе ладони преподобного повёрнуты вперёд.
Второй образ — полноростовой. Обычно на такой иконе Ефрем запечатлён в виде старца, который стоит на коленях в пустыне перед Священным писанием и воздевает руки в молитве.
На обоих образах Ефрем Сирин изображается в виде умудрённого жизнью старца, облачённого в монашеские одежды.
Молитва 1:
«О, уго́дниче Христо́в, о́тче наш Ефре́ме! Принеси́ моли́тву на́шу к ми́лостивому и всеси́льному Бо́гу и испроси́ нам, раба́м Бо́жиим (имена), у бла́гости Его́ вся я́же на по́льзу душа́м и телесе́м на́шим, ве́ру пра́ву, наде́жду несумне́нну, любо́вь нелицеме́рну, кро́тость и незло́бие, во искуше́ниях му́жество, в злострада́ниях терпе́ние, во благоче́стии преспе́яние, да не во зло обрати́м дары́ Всеблага́го Бо́га. Не забу́ди, чудотво́рче святы́й, и святы́й храм (дом) сей и прихо́д наш: сохрани́ и соблюди́ их моли́твами твои́ми от вся́каго зла. Ей, свя́тче Бо́жий, сподо́би нас кончи́ну благу́ю улучи́ти и Ца́рствие Небе́сное унасле́дити, да просла́вим ди́внаго во святы́х Свои́х Бо́га, Ему́же подоба́ет вся́кая сла́ва, честь и держа́ва, во ве́ки веко́в. Ами́нь».
Молитва 2:
«О, свяще́нная главо́, преподо́бне о́тче, преблаже́нне а́вво Ефре́ме! Не забу́ди убо́гих твои́х до конца́, но помина́й нас всегда́ во святы́х и благоприя́тных моли́твах к Бо́гу: помяни́ ста́до твое́, е́же сам упасл еси́, и не забу́ди посеща́ти чад твои́х моли́ за ны, о́тче свяще́нный, за де́ти твоя́ духо́вныя, я́ко име́яй дерзнове́ние к Небе́сному Царю́: не премолчи́ за ны ко Го́споду, и не пре́зри нас, ве́рою и любо́вию чту́щих тя: помина́й нас недосто́йных у Престо́ла Вседержи́телева, и не преста́й моля́ся о нас ко Христу́ Бо́гу, и́бо дана́ тебе́ бысть благода́ть за ны моли́тися. Не мним бо тя су́ща ме́ртва: а́ще бо те́лом и преста́вился еси́ от нас, но и по сме́рти жив сый пребыва́еши, не отступа́й от нас ду́хом, сохраня́я нас от стрел вра́жиих и вся́кия пре́лести бесо́вския и ко́зней диа́вольских, па́стырю наш до́брый. А́ще бо и моще́й твои́х ра́ка пред очи́ма на́шима ви́дима есть всегда́, но свята́я твоя́ душа́ со а́нгельскими во́инствы, со безпло́тными ли́ки, с Небе́сными си́лами, у Престо́ла Вседержи́телева предстоя́щи, досто́йно весели́тся, ве́дуще у́бо тя вои́стину и по сме́рти жи́ва су́ща, тебе́ припа́даем и тебе́ мо́лимся: моли́ся о нас Всеси́льному Бо́гу, о по́льзе душ на́ших, и испроси́ нам вре́мя на покая́ние, да невозбра́нно пре́йдем от земли́ на Не́бо, от мыта́рств же го́рьких, бесо́в возду́шных князе́й и от ве́чныя му́ки да изба́вимся, и Небе́снаго Ца́рствия насле́дницы да бу́дем со все́ми пра́ведными, от ве́ка угоди́вшими Го́споду на́шему Иису́су Христу́: Ему́же подоба́ет вся́кая сла́ва, честь и поклоне́ние, со Безнача́льным Его́ Отце́м, и с Пресвяты́м и Благи́м и Животворя́щим Его́ Ду́хом, ны́не и при́сно, и во ве́ки веко́в. Ами́нь».
Молитва 3: «Преподо́бне о́тче Ефре́ме! Воззри́ на на́с ми́лостивно и к земли́ приве́рженных возведи́ к высоте́ небе́сней. Ты́ горе́ на небеси́, мы́ на земли́ ни́зу, удалены́ от тебе́, не толи́ко ме́стом, ели́ко грехми́ свои́ми и беззако́нии, но к тебе́ прибега́ем и взыва́ем: наста́ви на́с ходи́ти путе́м твои́м, вразуми́ и руково́дствуй. Вся́ твоя́ свята́я жи́знь бы́сть зерца́лом вся́кия доброде́тели. Не преста́ни, уго́дниче Бо́жий, о на́с вопия́ ко Го́споду. Испроси́ предста́тельством свои́м у Всеми́лостиваго Бо́га на́шего ми́р Це́ркви Его́, под зна́мением креста́ во́инствующей, согла́сие в ве́ре и единому́дрие, суему́дрия же и раско́лов истребле́ние, утвержде́ние во благи́х де́лех, больны́м исцеле́ние, печа́льным утеше́ние, оби́женным заступле́ние, бе́дствующим по́мощь. Не посрами́ на́с, к тебе́ с ве́рою притека́ющих. Вси́ правосла́внии христиа́не, твои́ми чудесы́ испо́лненнии и ми́лостьми облагоде́тельствованнии, испове́дуют тя́ бы́ти своего́ покрови́теля и засту́пника. Яви́ дре́вния ми́лости твоя́, и и́хже отце́м всепомоществова́л еси́, не отри́ни и на́с, ча́д и́х, стопа́ми и́х к тебе́ ше́ствующих. Предстоя́ще всечестне́й ико́не твое́й, я́ко тебе́ жи́ву су́щу, припа́даем и мо́лимся: приими́ моле́ния на́ша и вознеси́ и́х на же́ртвенник благоутро́бия Бо́жия, да прии́мем тобо́ю благода́ть и благовре́менную в ну́ждех на́ших по́мощь. Укрепи́ на́ше малоду́шие и утверди́ на́с в ве́ре, да несомне́нно упова́ем получи́ти вся́ блага́я от благосе́рдия Влады́ки моли́твами твои́ми. О, превели́кий уго́дниче Бо́жий! Все́м на́м, с ве́рою притека́ющим к тебе́, помози́ предста́тельством твои́м ко Го́споду, и все́х на́с упра́ви в ми́ре и покая́нии сконча́ти живо́т на́ш и пресели́тися со упова́нием в блаже́нныя не́дра Авраа́мова, иде́же ты́ ра́достно по труде́х и по́двизех ны́не почива́еши, прославля́я со все́ми святы́ми Бо́га, в Тро́ице сла́вимаго, Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь».
В России всего 10 церквей и престолов, посвящённых преподобному Ефрему Сирину.
Церкви находятся в Ефремовском скиту в Калужской области, в посёлке Марьяновка Омской области, в самом городе Омске, в селе Омутском Владимирской области, на острове Палей в Республике Карелия, в городе Вышний Волочек Тверской области и на погосте Ефремий Ширь в Костромской области.
Престолы Ефрема Сирина есть в церкви Симеона и Анны в Санкт-Петербурге, в церкви собора Михаила Архангела в Белогостицком Георгиевском монастыре в Ярославской области и в церкви Троицы Живоначальной в селе Федяево Смоленской области. Кроме того, престол Ефрема Сирина есть в церкви Зосимы и Савватия Соловецких в Успенской Флорищевой пустыни Нижегородской области.
День Ефрема Сирина в народе называли Ефремовым днём или Ефрем-ветродуй. Ещё преподобного Ефрема называли «запечником» и «сверчковым заступником». Считалось, что в этот день надо всячески ублажать домового, который празднует именины: для него оставляли в печке миску с молоком и горшок с кашей. Предполагалось, что попробовавший кушание домовой весь год будет добрым и покладистым.
Кроме того, чтобы привлечь к себе счастье, женщины весь Ефремов день занимались стиркой, шили и чинили одежду. А рыбакам Ефремов день обещал отличный клёв.
Главное, чего нельзя делать на Ефремов день — убивать насекомых в доме, недаром Ефрем Сирин назывался «сверчковым заступником». Речь не только о сверчках, но даже о тараканах и клопах. Также нельзя обижать домашних животных, иначе можно привлечь в дом несчастье.
Кроме того, в именины домового нельзя разводить в доме беспорядок, ссориться и ругаться. А ещё не рекомендуется засыпать в тишине.
Ефрема недаром называли «ветродуем» — считалось, что если в этот день дует сильный ветер, это предвещает сырое лето. Почерневший в этот день лес говорил об оттепели. Если же ветра на Ефремов день нет, скоро придут снегопады.
Приключившуюся 10 февраля беду списывали на домового — чтобы такого не повторялось, его следовало ублажить подношением. Также, по поверью, если в этот день подметать пол веником из полыни, можно вымести из дома всё плохое.