Людмила Полякова знакома зрителям постарше, которые смотрели её не только в театре, но и в знаменитых советских комедиях. При этом она смогла выстоять и в суровые 90-е, а затем преуспела в 2000-х.
Людмила Полякова родилась 28 января 1939 года в Москве. Два года спустя началась Великая Отечественная война, и малышка вместе с мамой была эвакуирована под Муром. Там-то и прошло её детство. Из-за ужасов Великой Отечественной семье постоянно не хватало на еду и на элементарные вещи, поэтому уже с ранних лет ей пришлось работать и помогать маме.
— Продукты нам приходилось покупать не высшего сорта, — обрезь мяса, яблоки с бочками. Места, где мы жили, в народе называли «клоповничками», выхода из них практически не было. От безнадёги мужчины в «клоповничках» спивались, женщины зарабатывали проституцией… — вспоминала Полякова.
После 1945 года она переехала в солнечную Одессу, где решила стать океанографом. В школе она перечитала все книги, которые были в детской библиотеке по этой теме, а также с жадностью впитывала те редкие передачи, выходившие на отечественном телевидении.
Другой страстью девочки было актёрство. Она обожала смотреть спектакли и мечтала, что когда-нибудь сама окажется на сцене, но боялась своих мыслей. Дело в том, что для 50-х годов рост в 176 см воспринимался как «шокирующий», поэтому Полякова очень стеснялась своих внешних данных.
— По тем временам мой рост казался немыслимым. Это как сейчас, наверное, пара метров. Вы представляете: Москва, год эдак 55—57, я такая жердина. В школе на линейке выше всех, выше учителей, выше друзей родителей… Я входила в трамвай или в автобус, и каждый раз смущалась, — описывает ощущения Полякова.
Но всё-таки девушка пересилила себя, когда увидела объявление о приёме в Театральное училище им. Щепкина. Она подала заявление и… с первого раза покорила приёмную комиссию. Причём абитуриентку приметил сидевший в экзаменационной комиссии Юрий Соломин. Позже именно он позвал её в Малый театр.
Во время учёбы будущая звезда продолжала подрабатывать, а затем её позвали в Московской драматический театр на Малой Бронной, где она прослужила год — до 1965-го.
После этого она перешла в театр им. Станиславского, где проработала почти 20 лет — вплоть до 1982 года. Тут-то и раскрылся талант Поляковой, которая прекрасно чувствовала себя в классических произведениях. Например, ей досталась роль Розы в «Маленьком принце», а также Лиззи в «Продавце дождя» американского драматурга Ричарда Нэша.
Затем её взяли в Театр на Таганке, где актриса прослужила пять лет — до 1987 года. А затем по протекции Юрия Соломина звезду взяли в Малый театр. Это случилось в 1990-м. Как считала сама актриса, в стенах театра она окончательно раскрылась и смогла сыграть в тех постановках, в которых всю жизнь мечтала попробовать свои силы: «Горе от ума», «Ревизоре» и других.
— У меня есть театр. Мой дом, где меня любят, где меня ждут. Хотите верьте, хотите нет, но это театр — семья, — говорит Людмила Полякова.
Целую россыпь ролей можно вспомнить, говоря про творческий путь советской актрисы в Малом театре. Это и Мурзавецкая в «Волки и овцы», и Чебоксарова в «Бешеных деньгах», и Аграфена Кондратьевна из спектакля «Свои люди — сочтёмся!». Малый театр всегда платил добром актрисе, и в 2019-м к юбилею Соломин поставил спектакль «Дальше — тишина», где Полякова сыграла главную роль.
Дело в том, что 45 лет назад она увидела эту постановку, где блистали Фаина Раневская и Ростислав Плятт. И после этого ждала подходящего возраста, чтобы сыграть в ней.
Людмила Полякова одна из немногих советских актрис, которые преуспели не только на сцене в театре, но и смогли запомниться зрителям. Она начала сниматься в кино сразу после окончания института — в 1966-м её пригласили в эпизод киноальманаха «Начало неведомого века». После был фильм «Дорога домой», где её коллегой стала Любовь Виролайнен, а уже через год в фильме «Секретарь парткома» Людмила Петровна сыграла главную героиню — колхозницу Полину Гончаренко.
Кинокритики считают, что режиссёры не смогли до конца раскрыть Полякову и чаще всего звали её на роли второго плана, хотя героини ей доставались харизматичные и яркие. Поэтому и появились фильмы «Корона Российской империи, или снова неуловимые», а затем «Фронт без флангов» (1973) и в 1975 году фильм «Агония», правда, до зрителя он добрался лишь через 10 лет, так как партийным работникам не понравилась историческая драма. Партнёрами Поляковой тогда были Алексей Петренко, Алиса Фрейндлих, Леонид Броневой и другие.
После этого актрису продолжали приглашать в кино. Например, в начале 80-х вышла мелодрама «На берегу большой реки» — в картине речь шла о молодой девушке Анастасии (её роль исполнила Ольга Сирина), усыновившей трёх сирот. Полякова сыграла тётку.
В 1986 году Полякову пригласили в экранизацию «Бориса Годунова», где она сыграла вместе с немецкими актёрами. А в 1988 году вышла киноповесть «Семь дней Надежды».
Даже в суровые 90-е, когда в России почти не снималось кино, Полякова была востребована. Её пригласили в первый российский сериал «Мелочи жизни» — работа над ним продолжалась в течение пяти лет, и она перевоплотилась в героиню Лидию.
В конце 90-х — начале 2000-х, когда отечественные сериалы заполонили тв-эфир, Полякова снялась в «Каменской», «Улыбке пересмешника», «Есенине». Были у неё небольшие роли в культовых фильмах «Бумер» и «Каникулы строгого режима».
Ещё будучи студенткой Щепкинского училища Людмила Полякова закрутила роман с однокурсником Василием Бочкарёвым, который тоже стал известным советским актёром.
— Мы не разлучались ни на минуту. Всё время вместе-вместе-вместе. Жизни без Васи я себе не представляла. Но расстались. Самое главное — это то, что у нас не было детей. Что тут поделаешь, не было, и всё! Не получалось, — признавалась Полякова.
Пара прожила в браке восемь лет, но затем они решили расстаться — из-за нежелания иметь детей. При этом пара разошлась мирно и без скандалов. Более того, даже после этого они ещё много лет играли в Малом театре.
— Он мне цветы подарил, мы поужинали в ресторане… Хорошо разошлись, — сказала Полякова.
Далее она вышла замуж второй раз за лётчика. Причём, имени и фамилии актриса не называет. Но именно в этих отношениях она осуществила другую свою мечту и стала мамой в 1974 году. Сын хотел быть актёром, но, поступив на театральный факультет, решил не продолжать и пошёл в музыканты. На данный момент он диджей, который живёт в Барселоне с супругой и детьми.
— Он хорош был безумно. Почти два метра ростом. Но при этом молчаливый, только смотрел на меня и дарил цветы. У меня не хватало кастрюль, банок — я не знала, куда ставить цветы. Я жила в каком-то райском саду, — вспоминает она.
Пожила пара вместе пару лет — дело в том, что мужчина часто улетал по работе, поэтому они приняли решение разойтись. Да и у Поляковой карьера резко пошла вверх, поэтому ждать мужа дома она не хотела.
— Мы не были расписаны, когда я забеременела — это была неожиданность. Я почему-то решила, что не выдержу, мне уже почти 34 года. Тогда я решила расписаться с отцом ребёнка. Как только я родила Ваньку, его заразили стафилококками. Это было очень страшно, — вспоминает артистка.
В итоге несколько лет лечения принесли свои плоды. Мальчик полностью поправился, а недуг никак не отразился на его жизни.
После развода женщина не осталась одна. Например, её связывали бурные отношения с режиссёром Андреем Смирновым, но только тот был женат и не собирался оставлять семью.
— Для меня сам момент сидеть, смотреть на него и слушать его — выше этого ничего не было, — рассказала артистка.
Полякова настолько сильно переживала, что даже подумывала о суициде.
— Это был единственный момент в моей жизни, когда я действительно хотела покончить с собой. Мы прелестно посидели в ресторане, чего-то вкусненького поели, но настал момент прощаться. Всё уже. Я помню, как шла по встречке, мне ужасно хотелось не быть, чтобы не чувствовать боль. Потом очень на долгий период наступили заморозки. Вы понимаете мне очень важно, чтобы мне «задурили» голову. Для меня самое главное — это была работа, театр. Я могла влюбляться только в талант. Физическая, физиологическая жизнь меня не интересовала совсем, — призналась актриса.
Далее случился ещё один яркий роман — уже с режиссёром Анатолием Васильевым. Он также был женат, но при этом продолжил ухаживать за молодой актрисой. Их отношения длились 12 лет.
— Он был женат. Хотя вёл довольно свободный образ жизни. Представить себе его мужем — никогда в жизни! Но длилось это очень долго, я много раз исчезала и думала, что ничего уже не будет. Но он безумно талантлив, ну, гений просто. Как уйти? Уйти от гения невозможно, — так описывала артистка отношения с Васильевым.
Сейчас актриса живёт одна.
— Одиночество превратилось в естественное моё состояние и не тяготит совершенно…. Я вообще люблю жизнь с тех пор, как про себя поняла, что лучшее моё состояние — одиночество. Сегодня сама мысль жить с кем-то кажется дикой. Одной мне гораздо комфортнее. Наконец я сижу в своей сказочной башне и перебираю цветные стёклышки самых удивительных своих воспоминаний, — откровенничала Людмила Петровна.
В 2010-е и начале 2020-х Людмила Полякова продолжает сниматься в кино и сериалах. В мюзикле «Детка» она играла директора школы. Ещё был рейтинговый триллер «Палач» с её участием, а также мелодрама «Улыбка пересмешника».
По большей части ей сейчас достаются возрастные образы — чаще всего это бабушки. Но бывают и исключения, в 2016-м, например, она снялась в комедии со Светланой Ходченковой «Вы все меня бесите», где сыграла врача.
В 2022-м году на экраны вышел сериал «Земский доктор. Восемь лет спустя», где у актрисы тоже есть своя роль. Также она снялась в фильме «Мятеж».
Последние годы Полякова играет в нескольких антрепризах, в том числе и знаменитой «Бешеные деньги», регулярно гастролируя со спектаклями по городам России.
Интересно, что у Поляковой есть квартира не только в Москве, но и в Барселоне. Когда её сын переехал в столицу Каталонии, то она решила не терять связи, поэтому продала дачу в Подмосковье и приобрела апартаменты. Квартиру актриса зовёт «моя Барселонщина» — туда она приезжает три-четыре раза в году.
— Я проходила мучительное собирание себя по частям. Но у меня не осталось злости. Такое ощущение, что я люблю их всех, — откровенничает Полякова.
По материалам «Судьба человека» на канале «Россия 1», «Наедине со всеми» на Первом канале, «СтарХита», «7дней», News.ru», «Комсомольской правды».