На пропажу курятины в некоторых регионах России СМИ обратили внимание в первые дни нового года. Так, проблемы наблюдались в Екатеринбурге, Челябинске и Самаре, где холодильники с продукцией из куриного мяса практически опустели. Особенно заметно это было на примере магазинов «Пятёрочка», «Чижик», «Перекрёсток» — все они принадлежат X5 Group. Беда добралась даже до Москвы, где в середине праздничной недели тоже наблюдались пустые прилавки.
Причинами в пресс-службе холдинга назвали перебои в поставках из-за сильных снегопадов и морозов — помимо куриного дефицита, первые дни новогодья отличились нехарактерными для этого времени холодами, которые привели к проблемам в логистике. Кроме того, другие источники называют подобные проблемы обычными для праздников, когда спрос должен падать, а на деле происходит наоборот — результатом становятся пустые полки магазинов.
К началу рабочей недели ситуация более или менее выправилась: прилавки постепенно заполняются продукцией, хотя цены на неё пока не радуют. Свежие данные Росстата по индексу потребительских цен появятся только 12 января, однако на 25 декабря стоимость курицы выросла в среднем на 27% за год.
Пропажа курицы вызвала у россиян неприятные ассоциации с осенней историей, когда с прилавков точно так же исчезли яйца, а те, что остались, продавались по космическим ценам. Хотя текущая ситуация разрешилась значительно быстрее, причины и там, и там схожие.
— Это не сезонное явление и не повод для паники. Это повод конструктивно реагировать на внешние проявления определённых системных проблем в птицеводстве, которые могут неблагоприятным образом накладываться, достигая неблагоприятной синергии и проявляясь в сериях локальных сбоев, как это происходит осенью-2023, зимой-2024, — констатировал в беседе с 78.ru кандидат экономических наук, доцент, руководитель образовательной программы «Экономика» РАНХиГС Санкт-Петербург Дмитрий Десятниченко.
Эксперт обратил внимание, что производство курятины и в том числе яиц всё ещё сталкивается с глобальной проблемой — высокой зависимости отрасли от импортного оборудования и импортных полуфабрикатов, в частности яиц для мясного поголовья.
— В целом здесь часто изначально выстаивалась ситуация, похожая на организацию сборочных производств в обрабатывающей промышленности, когда продукция производилась на импортном оборудовании, из импортных комплектующих, по иностранной технологии. В условиях открытости внешней торговли и отсутствия санкция это было экономически оправданно и даже выгоднее, чем стремление к высокой степени локализации производств, — указал он.
Упрекать производителей за недальновидность было бы неправильно: до 2022 года Россия жила в мире открытой экономики и «безбарьерной среды», и хотя определённые сигналы о грядущем напряжении ситуации подавались, всё же предположить масштаб проблем, в том числе юридических, было не так просто. Сейчас производство уже два года существует в атмосфере острой необходимости импортозамещения, и эта задача постепенно решается, хоть и не так быстро, как хотелось бы.
Кроме того, одним из факторов текущего дефицита, который наслоился на системные проблемы, стала сезонная составляющая — в частности, вспышки куриного гриппа.
— Сезонная составляющая в данном случае проявляется как регулярные и достаточно массовые вспышки куриного гриппа, приводящие к масштабным выбытиям поголовья птицы, — отметил Дмитрий Десятниченко.
О проблемах со вспышками птичьего гриппа сообщалось ещё в ноябре прошлого года: на это обращал внимание и Россельхознадзор, и Росптицесоюз. По их данным, болезнь в течение года фиксировалась на шести птицефабриках, на одной из них поголовье сократилось на 43,6%. Всего по стране поголовье куриц уменьшилось на 3,2% год к году, отмечал тогда Росстат. Вместе с ростом расходов на зарплаты и закупку оборудования, выводом из строя старых мощностей и низкой рентабельностью это стало серьёзной проблемой для отрасли и спровоцировало новый сбой.
Однако, несмотря на декларируемое безрадостное положение, Петербург и Ленобласть пока вне опасности по куриному дефициту, считает Дмитрий Десятниченко. Причина прежде всего в самообеспечении регионов этим продуктом.
— Ленинградская область является крупнейшим производителем мяса птицы и яиц. В 2023 году здесь отмечается прирост объёмов производства. Есть планы существенного роста объёмов производства в ближайшие два-три года. По объёмам производства яиц Ленинградская область занимает первое место в России, по мясу птицы — пятое, — привёл данные эксперт.
В Ленинградской области пять птицефабрик, которые специализируются на производстве мяса курицы и яиц: «Птицефабрика Синявинская», «Роскар», «Оредеж», «Леноблптицепром», «Северная». Кроме того, на прилавки поставляется и продукция из других регионов — «Петелинка» (бренд московского «Черкизово»), «Приосколье» (Белгородская область). Есть и продукция из дружественной Белоруссии — бренд «Петруха».
Всё это позволяет предположить, что Петербург дефицит обойдёт стороной. Хотя от яичных проблем 2023 года лидерство Ленобласти в производстве яиц не спасло.
Чтобы подобные ситуации с локальными сбоями не повторялись, нужно прежде всего уйти от рисков технологической и сырьевой зависимости от иностранных поставщиков, указал Дмитрий Десятниченко.
— Необходимо стараться обеспечить собственные потребности регионов за счет развития локальных производителей по принципу производств полного цикла на основе технологической и сырьевой независимости. Это непросто. Но ряд регионов, та же Ленобласть, давно работает в данном направлении и уже достигают успехов, — отметил он.
Производители Ленобласти действительно масштабно вкладываются в расширение производства: так, в конце августа 2023 года стало известно, что «Роскар» вложит 2,5 млрд рублей в модернизацию производства, чтобы увеличить выпуск яиц до 300 млн штук в год. Проект рассчитан на 2024–2025 годы. Уже в декабре 2023 года о расширении сообщила «Птицефабрика Синявинская»: она уже приступила к постройке самого крупного птичника в Европе — на 550 тыс. голов.
Наконец, активно включилось правительство: оно отменило таможенные пошлины на ввоз замороженного мяса домашних кур в объёме до 140 тыс. т до 31 декабря 2024 года. Это должно поддержать цены на приемлемом уровне, пока не будут устранены проблемы в собственном производстве.
А россиянам остаётся ждать, сохранять спокойствие и, главное, не провоцировать панический спрос, иначе получится как с гречкой или с пресловутыми яйцами — иначе в ход пойдёт картельные сговоры, а у Федеральной антимонопольной службы прибавится работы.