Прямой эфир

Куда исчезла «Дачная» и другие тайны подземки: все, что вы хотели знать о метро Петербурга

Анастасия Шиляева
27 ноября 2023, 19:58
Открытие метрополитена в Ленинграде состоялось в 1955 году, с тех пор подземка является неотъемлемой частью жизни петербуржцев и туристов. И пусть новые станции появляются не часто, метро Петербурга является одним из самых красивых во всем мире. Убранству залов позавидуют дворцы и музеи. Об истории метро, новых станциях, перспективах развития и тайне исчезновения станции – в материале 78.ru.

В середине месяца, 15 ноября 2023 года, петербургский метрополитен отметил 68-ю годовщину. В настоящее время тяжело представить жизнь крупного мегаполиса без метро, ведь куда удобнее и быстрее порой добраться до нужной точки именно так, чем наземным транспортом. Пробки, вечный ремонт дорог и непогода значительно ухудшают мобильность по Петербургу.

Туристы, приезжающие из других городов и стран, отмечают не только глубину станций петербургского метрополитена, но и их красоту. Тяжело спорить с этим, ведь некоторые вестибюли и подземные сооружения поражают изяществом и роскошью. Сразу понятно — перед вами метрополитен культурной столицы России!

Станции метро Санкт-Петербурга

Первую очередь метрополитена в Северной столице планировали открыть к декабрю 1942 года. Весной 1941 были заложены 34 шахтных ствола, однако строительство пришлось отложить из-за начала Великой Отечественной войны. В итоге горожане получили долгожданную подземку в 1955 году, она стала второй в СССР после московской, запущенной на 30 лет раньше.

Сколько станций метро в Петербурге? Какая из них самая глубокая? Именно этими вопросами задаются не только приезжающие и переезжающие в Петербург люди, но и даже местные. В Северной столице сейчас действуют пять линий метрополитена, при этом у каждой есть не только официальное название, но и удобное обозначение по цвету, которое используют в повседневной жизни.

  • Линия 1 (Кировско-Выборгская) — красная
  • Линия 2 (Московско-Петроградская) — синяя
  • Линия 3 (Невско-Василеостровская) — зеленая
  • Линия 4 (Правобережная) — оранжевая
  • Линия 5 (Фрунзенско-Приморская) — фиолетовая

Все они сообщаются между собой с помощью семи пересадочных узлов. Шесть из них двухстанционные, один — трехстанционный.

Всего в Петербурге 72 станции, две из которых — «Чернышевская» и «Ладожская» — находятся на ремонте и временно закрыты. При этом большая часть станций петербургской подземки — глубокого заложения.

Лидером среди станций Петербурга по данном параметру является «Адмиралтейская» — около 86 метров. Отметим, что она не только самая глубокая в городе, но и во всей России. Следом идут «Комендантский проспект» — 75 метров, «Пролетарская» — 72 метра, «Площадь Ленина» — 71 метр, «Чернышевская» — 70 метров.

фото: wikivoyage.org / Antares 610
фото: wikivoyage.org / Antares 610

Станции метро у вокзалов Петербурга

Многие туристы для посещения Петербурга выбирают железнодорожное сообщение. В городе на Неве пять вокзалов, при этом все, кроме Ладожского, находятся рядом с центром Северной столицы. Удобно для путешественников и то, что до метро рукой подать. Зачастую не нужно даже выходить на улицу, чтобы пересесть с одного вида поезда на другой.

Московский вокзал имеет вход в ближайшую станцию подземки — «Площадь Восстания» — в основном холле. Он находится слева от памятника Петру Великому. В здании Балтийского вокзала располагается вход в метро «Балтийская», в Финляндском — на станцию «Площадь Ленина».

В нескольких метрах от Витебского вокзала находится «Пушкинская». Станция подземки «Ладожская» также имеет вход через здание Ладожского вокзала. Отметим, что сейчас эта станция закрыта, поэтому добраться ж/д транспорта стало сложнее.


Новые станции метро Петербурга

В последний раз новые станции метро в Северной столице были открыты 3 октября 2019 года. Тогда в эксплуатацию ввели «Проспект Славы», «Дунайскую» и «Шушары». За год до этого построили и запустили «Беговую» и «Зенит». К слову, последняя из них изначально называлась «Новокрестовская», но в 2020 году ее переименовали.

Сейчас в Петербурге активно строят четыре станции метро: «Юго-Западную» («Казаковская») и «Путиловскую», находящиеся на коричневой ветке, а также «Горный институт» и «Театральную» — на оранжевой. Их планируют запустить в 2024 году.

В планах до 2030 года открыть еще 11 новых станций в Петербурге, а в 2045 замкнуть кольцевую линию, которая должна иметь желтый цвет.

фото: wikipedia.org / A.Savin
фото: wikipedia.org / A.Savin

С какой станции метро добраться в аэропорт Пулково

Один из удобных и бюджетных способов добраться до Пулково — это воспользоваться подземкой, а оттуда наземным транспортом доехать до воздушной гавани. От станции метро «Московская» курсируют автобусы № 39 и № 39Э. Стоит учитывать, что в среднем поездка до аэропорта занимает полчаса. Однако лучше не рисковать, закладывая на путь больше времени.

В планах у городских властей строительство метро до Пулково. Ожидается, что станция завершит Кировско-Выборгскую линию, включив в себя также станции «Ульянка» и «Авиагородок». В настоящее время разрабатывают документы по планировке территории.

Карта станций метро 2023

фото: metro.spb.ru
фото: metro.spb.ru

Самые красивые станции метро Петербурга

Многие станции петербургского метрополитена имеют оригинальное архитектурно-художественное оформление, восемь признаны объектами культурного наследия России. Мы же расскажем о самых красивых, которые можно посещать вместо музеев, любуясь мастерством создателей.

фото: vk.com / Петербургское метро
фото: vk.com / Петербургское метро

«Автово»

Станция была открыта 15 ноября 1955 года в составе первой очереди метрополитена, названа она так из-за расположения в историческом районе. Эту станцию называют не только самой красивой в Петербурге, но она также входит в число красивейших по всему миру.

фото: wikipedia.org / Alex 'Florstein' Fedorov
фото: wikipedia.org / Alex 'Florstein' Fedorov

При этом находится она на глубине всего 12 метров. Станция оформлена в стиле неоклассицизма. Тематика внутреннего пространства — оборона Ленинграда в годы Великой Отечественной войны. Красной нитью проходит в оформлении эта тема.

Роскошь создают колонны, 30 из которых облицованы мрамором, а 16 — пластинами из стекла с обратным рельефом. Станцию освещают массивные люстры, расположенные по центру зала и над платформами.

фото: wikimedia.org
фото: wikimedia.org

«Адмиралтейская»

Не только самая глубокая, но одна из щедро украшенных станций метро Петербурга открылась в 2021 году. Долгое время станцию называли призраком, потому что сооружение построили еще в конце 90-х, однако запуск состоялся лишь спустя почти 15 лет.

фото: wikimedia.org
фото: wikimedia.org

Концепция воспевает основание флота Петром I и посвящена морской тематике. Полы вымощены серым и красным гранитом с тремя инкрустациями роз ветров. Изображения с якорями украшают решетки на дверях путевых стен. Венчает же роскошь станции мозаичное панно «Основание Адмиралтейства», которое находится в центральном зале. При этом в пешеходном коридоре можно встретить панно «Нева» и «Нептун». За красоту нужно благодарить художника Александра Быстрова.

фото: wikipedia.org / Alex 'Florstein' Fedorov
фото: wikipedia.org / Alex 'Florstein' Fedorov

«Спортивная»

Станцию ввели в эксплуатацию в сентябре 1997 года, а в мае 2015 года был открыт второй вход, расположенный на Васильевском острове. Отметим, что второй вестибюль соединен со станцией 300-метровым подземным пассажирским тоннелем с траволатором.

Уникальность же «Спортивной» не только в том, что она является первой в мире односводчатой двухъярусной станцией глубокого заложения, но и в оформлении. Название отсылает нас к двум крупным объектам, находящимся на поверхности — стадиону «Петровский» и дворцу спорта «Юбилейный».

фото: wikipedia.org / Alex 'Florstein' Fedorov
фото: wikipedia.org / Alex 'Florstein' Fedorov

Неудивительно, что и оформление связано именно со спортом. Ему даже посвятили оду, текст которой находится на стене верхнего яруса. Нижний же украшен вставками, отражающими тематику времен античности. Мозаичные панно с изображением 12 олимпийских богов украшают тоннель эскалатора, а зал подземки венчает панно с профилями участников первых Игр в Древней Греции. К слову, даже светильники стилизованы под тематику и выполнены в виде факелов.

фото: wikipedia.org / Alex 'Florstein' Fedorov
фото: wikipedia.org / Alex 'Florstein' Fedorov

«Международная»

Была открыта 28 декабря 2012 года и в течение семи лет являлась конечной станцией Фрунзенского радиуса. Мозаичное панно с изображением фрагментов из жизни и мифологии древних народов находится над эскалаторами.

фото: wikipedia.org / Alex 'Florstein' Fedorov
фото: wikipedia.org / Alex 'Florstein' Fedorov

Пол станции облицован серым гранитом, а колонны обшиты золотистыми латунными листами, что создает ощущение золочения. Центральный же неф украшен шикарным мозаичным панно с изображением Атланта, который держит небесную сферу. Возникает ощущение, будто титан удерживает станцию на своих плечах.

фото: wikipedia.org / Alex 'Florstein' Fedorov
фото: wikipedia.org / Alex 'Florstein' Fedorov

«Нарвская»

Станцию открыли в первой очереди метрополитена — в ноябре 1955 года. Назвали ее в честь исторического района — Нарвской заставы. Тематикой оформления стала трудовая доблесть советского народа.

фото: wikipedia.org / Ninara
фото: wikipedia.org / Ninara

В вестибюле станции установлен горельеф «Слава труду!», на нем изображены рабочие, собравшиеся на площади Ленина. В подземном зале на 22 пилонах находятся барельефы людей разных профессий: ученых, врачей, деятелей искусства, колхозников и других.

Ранее стену украшало мозаичное панно «Сталин на трибуне», но в 1961 его закрыли фальш-стеной.

Станции метро с памятниками

Мы уже рассказывали, что подземка Петербурга похожа порой на произведения искусства. Неудивительно, что на некоторых станциях можно увидеть памятники. При этом на двух из них — они посвящены одному человеку. Речь идет о поэте Александре Сергеевиче Пушкине.

фото: wikipedia.org / Kora27
фото: wikipedia.org / Kora27

Монумент писателю установлен на станции «Пушкинская» и стал первым подземным памятником. Статуя авторства Михаила Аникушина находится в торце центрального зала. За ней располагается панно художницы, изображающее уголок Царскосельского парка.

фото: wikipedia.org / Alex 'Florstein' Fedorov
фото: wikipedia.org / Alex 'Florstein' Fedorov

Второй памятник писателю находится на станции «Черная речка». Гипсовая скульптура, покрытая бронзовой краской, также была создана Аникушиным. К слову, станцию открыли в годовщину 145-летия гибели Пушкина.

фото: wikipedia.org / Alex 'Florstein' Fedorov
фото: wikipedia.org / Alex 'Florstein' Fedorov

Еще один бюст можно встретить у стены центрального зала на станции «Кировский завод». Там установлен памятник Владимиру Ленину, к которому ведет «дорожка» из бордового гранита с черно-белым кантом.

Отметим, что на многих станциях есть барельефы, горельефы и панно. Например, на «Ломоносовской» — это фигура самого учена, в честь которого названа станция.

фото: wikipedia.org / К. Карташов
фото: wikipedia.org / К. Карташов

Закрытая станция метро в Петербурге

В Северной столице некогда была станция метро, на которой снималось большое количество фильмов. Однако «Дачное» считалась уникальной не только из-за этого. Это была первая и единственная в городе станция под открытым небом.

Станция «Дачное» также была первой временной, а также осталась единственной навсегда ушедшей в историю. Изначально метро в Ленинграде строили так, чтобы соединить заводы Кировского района с центром города, а в 1960-е юго-запад стал активно расширяться новым жильем. Массовое строительство развернулось в районе начала проспекта Ветеранов и Ленинского проспекта, тогда он назывался проспектом Героев.

фото: Pr Scr OpenStreetMap
фото: Pr Scr OpenStreetMap

Было бы логичнее сюда продлить ветку от уже построенной станции «Автово», к тому же грунт на юге не создавал проблем для строительства метро. Однако градостроители понимали, что Ленинграду нужна разветвленная подземка, поэтому после открытия первого участка все силы бросили на создание второй ветки, на продление уже существующей линии, а также во всю шло строительство третьей линии.

Только в середине 60-х вернулись к проблеме юго-запада, решив ее довольно элегантным способом: воспользовались существующим депо «Автово» и возвели наземную станцию. Такой вариант экономически выглядел идеально, ведь нужно было кинуть два дополнительных пути по незастроенной территории, возвести платформу и устроить небольшое помещение для касс и турникетов.

фото: subway-spb.ru
фото: subway-spb.ru

Станцию «Дачное» открыли 1 июня 1966 года. Название же она получила благодаря поселку Дачное, появившемуся в окрестностях Петербурга в начале XX века.

Отличалась станция и необычной планировкой. Здесь не было привычных для метро города на Неве эскалаторов, поэтому, оплатив проезд, пассажиры поднимались по лестнице и мгновенно оказывались на платформе. Конечно, комфортной для непогоды ее назвать сложно, ведь она продувалась со всех сторон ветром.

фото: 78.ru
фото: 78.ru

Выход на улицу пассажиров, которые прибыли на «Дачное» на поезде ничем не ограничивался. Люди выходили с платформы на лестницу, ведущую прямо на Трамвайный проспект.

Уникальна была эта станция и из-за того, что была конечной, а составы нужно было разворачивать. Обычно для этого используют оборотные тупики со стрелками, но здесь не было места для подобной манипуляции. Было принято гениальное решение: сделать стрелки не «за», а «перед» станцией. Машинисты высаживали пассажиров на платформе, приводили свою кабину в нерабочее состояние и выходили из нее. Далее их ожидала прогулка к хвостовой кабине, которая быстро превращалась в головную.

фото: subway-spb.ru
фото: subway-spb.ru

Ленинградцы любили «Дачное» за вид из окна, ведь подземка города на Неве не так разнообразна: пассажиры видели только стены тоннелей. Выезд на поверхность же воспринимался за маленькое чудо.

Несмотря на своей недолгий век, станция «Дачное» просуществовала всего 11 лет, она кроме фильма «Цвет белого снега» успела сняться в картинах «Шаг навстречу», «Происшествие, которого никто не заметил» и «Его звали Роберт».

фото: subway-spb.ru
фото: subway-spb.ru

«Дачное» изначально задумывалась как временная станция, поэтому с открытием «Ленинского проспекта», ее вывели из эксплуатации. А случилось это 5 октября 1977 года. Позже пути и большая часть пассажирской платформы были демонтированы, а кассовый вестибюль снесен. Остатки бывшей станции теперь межрайонный регистрационно-экзаменационный отдел (МРЭО) ГИБДД.