После того, как в декабре 1862 года было открыто движение поездов из Санкт-Петербурга в Варшаву, он долгое время был единственным международным вокзалом России.
Железнодорожное сооружение стало третьей гаванью для поездов, открытой в столице Российской империи после Царскосельского – сегодня Витебского, и Николаевского – ныне Московского вокзалов.
Почти сразу после открытия железнодорожного сообщения между Москвой и Петербургом Николай Первый приказывает разработать более масштабный проект – строительство линии в сторону европейских столиц.
Работы начинаются, и уже 13 ноября 1853 был торжественно открыт первый участок дороги – до царской резиденции в Гатчине и само здание вокзала.
То сооружение, скорее, напоминало скромный двухэтажный дом. О том, что оно предназначено для пропуска большого людского потока, свидетельствовали лишь широкие дверные проемы.
Но скоро выяснилось, что этого недостаточно, и здание перестроили. Главный фасад украсили арочные окна с большим витражом, соорудили башню с часами. П-образный вокзал с боковыми двухэтажными корпусами вынесли практически вплотную к Обводному каналу и значительно расширили в сторону путей. Соорудили два дебаркадера – для составов, курсирующих в данный момент и для отстойного парка вагонов.
Службы вокзала расположили под единой крышей таким образом, чтобы в специально оборудованном павильоне спальные вагоны мыли, а затем теплыми и сухими подавали на пути для следующей поездки. Кроме нового здания вокзала, были построены паровозное депо и жилые дома для служащих.
С 1881 года вокзал становится «царским»: Александр III, вступивший на престол, боялся покушения и большую часть времени проводил в Гатчине.
В 1901 году перед зданием была установлена уникальная стеклянная часовня-шатёр. Но сначала перед витражом была установлена икона.
Образ в массивном гранитном киоте и на гранитном же фундаменте появился здесь в память о чудесном спасении семьи Александра Третьего во время крушения поезда в Борках. А затем уже был сооружен футляр в виде часовни. Впрочем, ни часовня, ни икона не спасли министра внутренних дел и шефа жандармов Плеве. В 1904 году у стен Варшавского вокзала на него было совершено смертельное покушение.
Вокзал сильно пострадал от бомбежек во время блокады. Его отреставрировали только в 1949 году. Тогда же было решено установить здесь памятник Ленину. Поскольку места перед вокзалом не было, решили встроить его непосредственно в фасад.
Скульптуру вождя авторства Томского с трудом отыскали на одном из заводов: ее готовили для размещения в другом месте. При установке оказалось, что часть Ильича упирается в несущие конструкции, которые было решено разрезать. Вокзал вздрогнул, но устоял.
В 1967 году, при электрификации Варшавской линии, железнодорожные пути вынесли из-под дебаркадера, а часть остеклённой крыши разобрали.
Вплоть до 1975 года Варшавский был единственным международным вокзалом Ленинграда. От его перронов отправлялись составы в Берлин, Дрезден, Варшаву, Будапешт, Софию, Прагу. Ежедневно вокзал обслуживал по 20 пар поездов дальнего следования, не считая пригородных электричек.
С развалом Советского Союза популярность этих направлений снизилась. Пригородные поезда были переведены на Балтийский вокзал, поезда дальнего следования отошли к Витебскому вокзалу.
В 2001 году Варшавский вообще прекратил свое существование в качестве транспортного узла. Недолгое время его пути использовали для составов Музея железных дорог.
Ленина убрали. Потом установили во дворе университета имени Лесгафта. А фасад отреставрированного здания вокзала, превратившегося в очередной торгово-развлекательный комплекс, украсил витраж. На нем изображена счастливая молодая женщина с покупками.
В 2021 году торговый комплекс «Варшавский экспресс» был закрыт. Через год, в ноябре 2022-го, после значительного преобразования открылся самый большой в России фудмолл Vokzal 1853.
Часть бывшей территории вокзала к настоящему времени застроена многоквартирными жилыми комплексами. От старого вокзального комплекса, помимо здания вокзала, остались еще несколько зданий. В частности, сарай для императорских поездов, товарная контора и полуразрушенный пакгауз.
И кто знает, может быть какой-нибудь современный Достоевский начнет свой роман со строк, посвященных именно этому месту. Но поезда и пассажиры там уже точно фигурировать не будут. Ведь Варшавский вокзал как-то тихо и без паровозного гудка ушёл в историю.