Рост цен на верхнюю одежду осенью 2023 по сравнению с летом выявили аналитики государственной системы маркировки «Честный знак». Например, пальто подорожали на 21,8%, стоимость плащей увеличилась на 34,3%, курток — на 37,1%, ветровок — на 9,7%.
Эксперты подчеркнули: это связано с пиком высокого спроса и выходом новых коллекций. Тем не менее, самое дорогое пальто было продано в Москве за 1,5 млн рублей, куртка— более 1,1 млн, плащ-ветровка — свыше 240 тыс. рублей.
78.ru разбирался, как ситуация обстоит на самом деле и каких ещё сюрпризов от цен ждать дальше.
По данным аналитиков «Честного знака», в сентябре в октябре в целом по России средняя стоимость пальто составила 9754 рубля против 8006 летом. Плащи подорожали до 7360 с 5479 рублей.
— Стоимость куртки увеличилась на 37,1% — 5494 рубля в сентябре против 4008 рублей летом, — рассказали в организации.
Меньше всего выросли в цене ветровки: с 2797 летом до 3067 в сентябре.
Как пояснила руководитель товарной группы «Легпром» Центра развития перспективных технологий (оператор «Честного знака») Анна Петрушина, «повышение цен — закономерная тенденция, связанная с наступлением сезона высокого спроса и выходом на рынок новых коллекций».
Как добавили в пресс-службе компании, в Петербурге средняя цена на пальто в сентябре составила 12,3 тыс. рублей, плащ около — 12,7 тыс., куртку — 6900, ветровку — 3800.
— По данным государственной системы маркировки «Честный знак», за 9 месяцев 2023 года в Петербурге было произведено более 500 тыс. пальто, плащей, курток и ветровок. По объёмам производства за 2023 год регион занимает третье место в России по производству пальто и плащей, пятое — по производству курток и 18-е — по производству ветровок, — заверили там.
При этом, стоимость самого дорогого пальто, продажа которого была зафиксирована в системе маркировки в 2023 году в Петербурге, составила более 756 тыс. Самый дорогой проданный плащ в этом году обошёлся покупателю в 610 тыс., куртка «ушла» за 480 тыс., а ветровка — более 117 тыс.
Опрошенные эксперты разводят руками: фактор сезонности и новых коллекций ещё никто не отменял, но секрет существенного подорожания осенью 2023-го заключается в другом.
Основатель Ассоциации непродовольственной торговли Ирина Валерианова напоминает, что курс доллара вырос на 30% в последнее время, а такая прибавка даёт автоматическое увеличение стоимости товара уже на 50%, и зависимость это не прямопропорциональная в силу различных факторов.
По её словам, стоимость логистики только в 2023 году выросла в два раза, а с начала пандемии за эти года привезти контейнер с одеждой стало в пять-семь раз дороже. Ввоз 1 кг ткани из Италии за эти годы увеличился в стоимости в три раза.
— При этом подорожала и сама ткань, которая на 80—90% для верхней одежды является импортной, как и фурнитура. Наша промышленность всегда была нацелена на лёгкие ткани. И вот всё это наслоилось друг на друга, вышел эффект домино.
Также не стоит забывать о выросших зарплатах швеям, часть из которых ушла в ОПК, а часть вернулась на свою родину. Так как у россиян эта профессия до сих пор не считалась престижной. Вторая категория швей как раз и предпочитала получать зарплату в долларах и отправляла её на историческую малую родину. А это также дополнительные расходы в стоимости итогового изделия, — пояснила эксперт.
Как считает Ирина Валерианова, лучше с ценами и качеством на предстоящий обозримый зимний сезон, к сожалению, не будет. Массовый спрос на одежду упал, продажи тоже просели, байеры закупают немного, и всё интересное быстро сметается.
— Так что если что-то подходит по цене, нравится и устраивает, то лучше приобрести сейчас.
Если мы говорим о стоимости пальто в Москве за 1,5 млн рублей, то это ещё не самые шоковые расценки. Я лично видела в этом сезоне и платье по стоимости 2,8 млн рублей, — делится она.
Основатель и генеральный директор INFOLine Иван Федяков рассуждает: 2,5 млн рублей и 756 тыс. за пальто — это, конечно, цены ЦУМа и ДЛТ, куда средний покупатель не ходит. Но здесь важно понимать другое: верхняя одежда даже масс-маркета — это высокотехнологичный продукт, который требует серьёзных затрат в производстве и расходов на материал и фурнитуру.
— Если изготовить нижнее бельё, футболки, сорочки — это, образно говоря, как собрать велосипед. Там если и нужны, то пуговицы и, по-минимуму, молнии. Поэтому мы и не увидели такого рывка в ценах в этой категории.
Так, верхняя одежда — это уже продвинутый мотоцикл для производителей. Здесь требуется качественная фурнитура, ткани и т. д., — отмечает он.
Как напоминает аналитик, в России традиционно не было никогда проблем с шубами. Но всё равно это был штучный товар, который собирался далеко не на конвейере. Те же шкурки подбирались вручную. Да и практически новую шубу всегда можно было продать по нормальной цене.
—То есть, проблемы у нас всегда имелись с тем, что производилось именно в фабричных условиях, на конвейере. Более дорогие товары везли из Европы, Турции. Изделия подешевле закупались в Китае и Бангладеш. И все эти страны годами специализировались на таких производствах и обучили персонал. При этом сами южные регионы в таком объёме тёплой одежды не нуждались и направляли её на экспорт, — разъясняет Иван Федяков.
По его мнению, в итоге на отечественных производителей до пандемии приходилось не более 10—15% объёма рынка. Сейчас этот показатель составляет лишь около 10%. А построить те же фабрики и запустить этот конвейер за какие-то полгода просто невозможно, хотя никто и не говорит, что на будущее этим заниматься не надо.
— Также надо обратить внимание на тот факт, что прошлым летом доллар стоил 50 рублей, а сейчас 100. То есть, мы имеем рост на 100%, а одежда подорожала на 25%. Так произошло не из-за того, что кто-то из поставщиков решил заняться дотированием отрасли из своего кармана. Просто байеры уже не стали закупать коллекции того ценового уровня, что раньше и присмотрелись (и будут это делать впредь) к чему-то более дешёвому, а, вероятно, не исключено, более низкого качества, — констатирует Иван Федяков.
По прогнозам аналитика, рост цен на верхнюю одежду продолжится до конца 2023 и пойдёт на новый виток в первом полугодии 2024-го.
В «Честном знаке» признают: проблемы с отечественным производством имеются, но ситуация не столь катастрофична, как её рисуют эксперты и участники рынка. В категории пальто на импорт приходится 74% товаров, куртки — 67%, ветровки — 55%, зато практически нет проблем с плащами (75% поставляют российские производители).