В Петербурге 6 октября стартовал отопительный сезон. У некоторых горожан батареи наполнились теплом на несколько дней позже из-за наладки системы – об этом каждая управляющая компания либо ТСЖ обязаны были заранее оповестить жильцов.
Но что делать, если никаких дополнительных оповещений не было, сезон отопления в разгаре, а батареи прохладные, а то и вовсе ледяные? Разобраться в этом вопросе нам поможет гость «Полезного утра» руководитель регионального центра «ЖКХ Контроль» Сергей Худяев.
Для начала мы решили выяснить – а что, если батареи не греют, потому что мы плохо подготовились к отопительному сезону? Как вообще жильцы многоквартирных домов должны к нему готовиться? Сергей Худяев нас успокоил:
– Мы, жители, должны готовиться только с той точки зрения, чтобы в окна не дуло, никаких щелей не было, и отопительные приборы были в порядке. А готовиться должен, по большей части, совет дома, управляющая компания, которым собственники делегировали провести все необходимые регламентные работы.
Это всё необходимо провести весной: промывку систем в многоквартирном доме, гидравлические испытания, нужно отремонтировать все необходимые элементы, проверить на проветривание где-то двери, где-то окна, на этажах. Все эти работы и проверки, связанные с тепловым контуром многоквартирного дома, должны быть проведены как подготовка к осени заранее.
Проблемы с отоплением могут быть разного рода:
Если вы слышите шум в стояках, значит, проходит процесс запуска отопления. Он может занять несколько дней, если обнаружились какие-то проблемы: например, течь или необходимость дополнительно выгонять воздух из системы. Но если шум закончился, прошло двое суток, а тепло в квартиру так и не пришло – пора обращаться в управляющую компанию.
Как отметил Сергей Худяев, именно обращение в УК – главное, что может и должен сделать жилец многоквартирного дома при такой проблеме.
– В этой ситуации мы звоним в диспетчерскую службу управляющей компании в обязательном порядке. Это первое, что необходимо сделать. Диспетчерская служба говорит: у вас обращение такое-то, в течение определённого периода времени к вам придут, с вами свяжутся и отработают ваше обращение.
После этого к вам должен прийти специалист, проверить радиатор и решить проблему. В случае аварийной ситуации, когда что-то прорвало, также необходимо звонить диспетчеру УК. Именно управляющая компания обязана быстро отреагировать, выслать бригаду ремонтников, чтобы те локализовали и устранили аварию.
Если управляющая компания отказывается решать вашу проблему, нужно пожаловаться в государственную жилищную инспекцию.
Причин может быть несколько. Но самая распространённая – воздушные пробки в радиаторе. Воздух, попадая в батарею, создаёт преграду, не давая теплоносителю равномерно распределяться по батарее, а то и вовсе доходить до неё.
Если воздушная пробка внутри батареи, то она будет с одной стороны тёплая, с другой – холодная. В этой ситуации вы можете самостоятельно спустить воздух, рассказал Сергей Худяев:
– В современных радиаторах есть кран Маевского, который позволяет спускать воздух. Это не опасно и как раз позволяет минимизировать вызов сантехников. Сантехники при подаче отопления по заявкам жителей, собственно, проходят по квартирам, спускают воздух, продувают систему, чтобы тепловой ресурс пошёл.
Если у вас старые радиаторы без спускных клапанов и крана Маевского, то вариант остается один – звонить в управляющую компанию.
Батарея может быть холодной также в случае засора: примеси в составе наполняющей её воды могут откладываться внутри корпуса. Тогда её нужно прочистить сильно струёй воды. При работающем отоплении это возможно, если у радиатора есть краны на входе и выходе. Но делать это также должен специалист.
В конце концов, тепла может не быть из-за того, что система отопления подключена неправильно. В этой ситуации также верх батареи может быть тёплый, а низ – холодный. Такое может случиться, если при установке мастер перепутал трубы для подачи и отвода теплоносителя. Другая вероятная причина – низкая скорость циркуляции воды в батарее.
Как правило, подача воды в батарею осуществляется сверху, а отток – снизу. Случается и наоборот, но довольно редко. В такой ситуации необходимо вызвать мастера, чтобы переподключить систему правильно.