Экономика
07:053 октября 2023

«Потери телефонов резко возрастут»: как меняется рынок такси и чего ещё ждать?

С 1 сентября этого года вступила в силу так называемая субсидиарная ответственность за причинения вреда здоровью пассажирам для всех без исключения агрегаторов такси. Как это «ноу-хау» реализуется и работает ли, с учётом того, что с 1 сентября 2024 таксистов обяжут возмещать ущерб за испорченный багаж. Между тем, эксперты уже бьют тревогу, что он может стать «клондайком» для мошенников.
Коллаж 78.ru: freepik.com/senivpetro, freepik.com, Alexander Legky/globallookpress.com, flaticon.com/Freepik

С 1 сентября в России начали действовать положения так называемого закона о такси. Среди новых требований имеется также обязанность агрегаторов нести финансовую ответственность перед пассажирами за причинение вреда жизни и здоровью наряду с перевозчиками.

В прежние годы ситуация развивалась в большинстве случаев по двум схемам. Пострадавшие быстро выясняли, что у самого водителя нет денег, а затем заваливали судебными исками его компанию-перевозчика. Либо те же крупные агрегаторы шли на добровольные выплаты до 2 млн рублей.

Примечательно, что именно такая сумма на компенсации заложена во «втором пакете» нововведений для отрасли, которые начнут работать с 1 сентября 2024 года. Тогда плюс к ОСАГО таксистам предстоит ещё оформлять полис страхования ответственности перевозчиков за причинение вреда жизни, здоровью и имуществу пассажиров (ОСГОП).

Так, за испорченный или утраченный багаж страховые компании вернут до 23 тыс. рублей. Это может стать обширным полем для махинаций, заранее предупреждают эксперты и призывают уже сейчас начать разрабатывать механизмы защиты от жульничества, а также чёткие и понятные схемы выплат.

Все наслоилось?

Как отметил соруководитель рабочей группы агрегаторов такси и цифровых платформ при РСПП Антон Данилов-Данильян, некоторые агрегаторы ещё до вступления в силу закона приступили к вводу программ добровольного страхования и лояльности. Но теперь эти начинания переходят в разряд обязательной процедуры.

Нововведение дало мощный толчок к общественным дискуссиям не только по наболевшему для отрасли ОСАГО, но, и в принципе, по страхованию, одним из ключевых факторов формирования цен на поездки для пассажиров. Всё чаще встают вопросы к участникам рынка, как они формируют себестоимость, что можно сделать, чтобы цены не росли, а в идеале снижались.

Фото: freepik.com
Фото: freepik.com

Как напомнил руководитель отдела по связям с общественностью сервиса заказа такси «Максим» Павел Стенников, сейчас у таксомоторных перевозчиков один вид страхования — ОСАГО. Для такси оно ничем не отличается от обычного автострахования. Сумма покрытия одинаковая — до 400 тыс. рублей за причинение имущественного вреда или до 500 при нанесении вреда жизни и здоровью.

— Но для такси страховые компании продают такой полис в разы дороже. В регионах его имеет очень маленький процент таксомоторных перевозчиков. Они ездят с ОСАГО без пометки «для такси» и в случае ДТП рискуют вообще не получить выплату, — пояснил он.

При этом в законодательстве существует понятие страхование ответственности перевозчиков за причинение вреда жизни, здоровью и имуществу пассажиров (ОСГОП). Оно до лета 2023-го имелось для любых видов транспорта, кроме легкового такси и метрополитена.

— Возмещение за вред жизни пассажира — 2 025 000 рублей, за вред здоровью пассажира — до 2 млн в зависимости от тяжести полученных травм, за вред имуществу пассажира — до 23 тыс. в зависимости от того, как сильно было повреждено имущество и какая у него стоимость, — пояснил Павел Стенников.

При этом в июне 2023 года Госдума приняла закон, распространяющий ОСГОП на легковое такси. Но обязанность его оформлять у таксистов наступит только с 1 сентября 2024 года.

Таким образом, через год таксисты обязаны будут оформлять два вида страхования — ОСАГО и ОСГОП.

Попытки переложить ответственность?

Как рассказывают участники рынка, в случае ДТП пострадавший пассажир пытался взыскать ущерб с перевозчика. Как правило, с водителей нечего взять, поэтому и появлялись иски к службам заказа легкового такси. Складывалась разная судебная практика относительно попыток переложить ответственность перевозчика на агрегаторов.

Фото: Vladimir Baranov/globallookpress.com
Фото: Vladimir Baranov/globallookpress.com

По словам Павла Стенникова, в сервисе «Максим» с 2017 года действует программа материальной защиты пассажиров и водителей. Она защищает интересы пользователей сервиса в случаях причинения вреда жизни и здоровью в дорожно-транспортных и других происшествиях во время выполнения заказов, в том числе по вине третьих лиц. Сумма помощи составляет до 2 млн рублей на каждого пострадавшего. Программа подобна ОСГОП. Она реализуется добровольно.

— Для сервиса «Максим» в этом плане ничего не изменилось. Остальным участникам рынка тоже придётся создавать механизмы возмещения ущерба жизни и здоровью пассажиров, — отметил Павел Стенников и добавил, что в их компании с прецедентами по субсидиарной ответственности ещё не сталкивались.

Как рассказывают собеседники, добровольные выплаты есть и у Yandex.Такси.

Сами же таксисты?

Председатель Общественного совета по развитию такси Ирина Зарипова обращает внимание на то, что с ОСГОП есть много нюансов, кроме самого его тарифа, которые надо обсуждать уже сейчас.

— Когда вы едете в автобусе или летите в самолёте, там есть билет, подтверждающий, что лично Вы совершали поездку. И на основании этой поездки вы можете претендовать на какую-то выплату. В такси билета нет. Здесь действует договор устного фрактования. И если на основании приложения агрегатора мы ещё как-то можем доказать факт поездки, и то не всегда, так как можем заказывать такси для друга, знакомого, кого угодно. То, когда голосуем с руки, мы вообще ничего не можем доказать, — рассуждает она.
Фото: freepik.com/senivpetro
Фото: freepik.com/senivpetro

По мнению Ирины Зариповой, сама система ОСГОП может спровоцировать новый виток мошенничеств с её выплатами по 23 тыс. рублей за испорченное или утраченное имущество. Те же водители начнут сами себе заказывать поездки, заявлять, например, что потеряли телефон и потом отправляться за выплатами к страховщикам.

— И мне кажется, потери телефонов с 1 сентября 2024 года резко возрастут. Необходимо смотреть со страховым сообществом, как избегать мошенничеств, как сделать доступным для пассажира эти деньги, куда обращаться, какие доказательства собирать, — заявила она.

Заместитель председателя комиссии по безопасности и взаимодействию с ОНК Общественной палаты РФ Александр Холодов не исключает, что некий всплеск мошенничества возможен, но он вряд ли будет носить массовый характер.

— Да, кто может попытаться выдать разбитый где-то в другом месте телефон за ЧП в такси. Но здесь важно понимать два момента: за это уже может наступить уголовная ответственность, если будет проведено разбирательство с привлечением правоохранительных органов. Страховщики также не дураки, они как раз и могут потребовать копию заявления об обращении в полицию, а затем тому же таксисту, если именно у него пропал телефон, выставить финансовые претензии. Это уже аферы. Зарабатывать уголовное дело за 23 тыс. здравомыслящий человек точно не будет. Да и сами телефоны иногда стоят дороже, — прогнозирует он.

Стоит добавить, что отрасль действительно ещё ждут кардинальные изменения. С 1 марта 2024 года ОСАГО для такси можно будет купить на короткий срок вплоть до одного дня. А в Петербурге стартовал эксперимент, когда арендовать авто для занятий перевозками можно будет на несколько часов.

АвтомобилиТаксиМошенничествоСтрахование
Новости партнеров