Время 08:55, аэропорт Юлемисте. Лайнер Ту-124 компании «Аэрофлот» должен совершить регулярный рейс Таллин — Москва. На борту — 7 членов экипажа и 45 пассажиров. Самолёт взлетает, постепенно набирает высоту. Но экипаж замечает: носовую стойку шасси заклинило. Не получилось убрать сразу. Капитану — Виктору Мостовому — нужно принять, пожалуй, самое важное решение в жизни: вернуться обратно в аэропорт невозможно — слишком густой туман, а долететь до Москвы не получится…
Юрий Туйск показывает главный снимок своей жизни. Нет, там запечатлена не свадьба или рождение детей. Фотография сделана ровно 60 лет назад, когда на Неву около Финляндского железнодорожного моста приземлился пассажирский самолёт.
— Я увидел, что народ бежит к Неве. И я почему-то подумал, что самолёт, который летал, с ним что-то случилось. Но когда я пришёл, то увидел не этот самолёт Ил-14, а Ту-124, — вспоминает Юрий Туйск.
Как Юрия с фотоаппаратом тогда не заметили, до сих пор неизвестно. Снимки более 30 лет пролежали в личном архиве: о происшествии долго не говорили.
— Когда человек пытался снимать, к нему быстро подлетал милиционер, засвечивал плёнку, — всё, до свидания, — продолжает Туйск.
Авиадиспетчеры решают посадить самолёт в ленинградском аэропорту Пулково. Там уже начали готовиться к аварийной посадке: стали подгонять пожарную технику и врачей.
Время почти 11:00, Ту-124 уже рядом с Ленинградом. «Только бы сесть», — мелькает в голове у капитана. Но ещё рано: нужно потратить всё авиатопливо, чтобы избежать пожара при посадке. Напряжение возрастает.
Счёт кругам уже не ведут. Время 12:10. Экипаж получает разрешение на пролёт к аэропорту Пулково через центр города. Сначала отказывает один двигатель, а через некоторое время — второй. Самолёт летит вблизи Исаакиевского собора и Адмиралтейства. Капитану нужно срочно принимать решение: время идёт на секунды. Единственное, что можно сделать, — сесть на воду. Решено. До сближения с водой остаётся 500 метров…
Виктор Чацкий, пассажир рейса, даже спустя 60 лет помнит, кажется, каждую минуту.
— Прилетели в Ленинград, очень низко над полосой прошёл [капитан]. У меня было ощущение, что не может сесть. <…> Кто-то из женщин завизжал: «Куда летим, вокруг вода?!». А в самолёте тихо, двигатели не работают, командир кричит: «Садимся на воду», — рассказывает Чацкий.
Видео 78.ru
Нужно садиться на воду. Капитан принимает решение отдать управление второму пилоту — Василию Чеченову, который служил в военно-морской авиации и имеет опыт приводнения.
Время 12:15. Самолёт пролетает над домом №6 по Малоохтинскому проспекту, затем всего в четырёх (!) метрах над мостом Александра Невского. «Садимся, здесь!».
Посадка на воду была совершена между мостом Александра Невского (он тогда только строился, и чудо было в том, что не было установлено ни одной мачты освещения) и Финляндским железнодорожным мостом. При посадке самолёт получил пробоину и начал набирать воду.
Находившейся в этот момент паровой буксир во главе с капитаном Юрием Поршиным оттянул самолёт к правому берегу Невы. Рядом с местом оказалась и баржа, благодаря которой эвакуировали пассажиров.
— Вокруг него [самолёта] какая-то баржа ходила, и плоты подгоняла, у нас тут всё было в плотах, — вспоминает Владимир Цивинский, очевидец.
Видео 78.ru
Плоты — это связанные брёвна, по которым пассажиры и экипаж и вышли на берег. Для Владимира Цивинского чудо на Неве стало определяющим: после увиденного он решил связать жизнь с авиацией. Пошёл в диспетчеры, долгое время руководил воздушным движением в Пулково. Сейчас читает лекции в Университете гражданской авиации. В том числе и про посадку на Неве.
Посадку Ту-124 считают чудом, но шансы выжить и умереть были одинаковы. После этого события стандарты авиационной безопасности изменили. Сегодня даже в теории нельзя допустить, чтобы диспетчер разрешил аварийному самолёту пролететь над многомиллионным городом.
Сейчас посадка на воду — один из обязательных элементов подготовки экипажей. Благо, на современных тренажёрах его можно сымитировать без риска для людей и техники. Инструктор помогает выйти на нужную высоту — 500 метров, затем выключает двигатели…
— В любой аварийной ситуации, особенно критической, диспетчер может помочь сориентироваться в пространстве, местоположении. Но дать команду на посадку на воду или на гору — нет. Принимает решение всегда командир воздушного судна, — рассказывает проректор ФГБОУ ВО СПбГУ ГА им. Новикова по организации лётной работы и профессиональной подготовке Виталий Пичевский.
Всего 14 секунд было на принятие решения у Виктора Мостового, капитана авиалайнера Ту-124. Можно только представить, что чувствовал и думал он в тот момент. На самом деле у истории счастливый финал благодаря отлаженной работе второго пилота — Василия Чеченова. Его опыт, пожалуй, сыграл ключевую роль в этой истории.
— Экипаж — герои. Они спасли город, самолёт и спасли 50 человек, которые были в самолёте, — говорит очевидец Владимир Цивинский.
Мало кто знает, но для пилотов эта посадка обернулась долгим расследованием. Виктора Мостового и Василия Чеченева сначала хотели отдать под суд, но когда их невиновность была доказана, награждать героев почему-то не стали. В 1990-х годах подвиг пилотов стал широко известен, но ни памятника, ни даже мемориальной таблички на набережной не появилось. Историческую несправедливость исправляют сейчас. Работа по созданию композиции, посвящённой героям, началась. Но даже без официального признания чудо на Неве остаётся уникальным событием в истории города.
78.ru выражает благодарность компаниям «Центр полётов» и «PikAero» за предоставленную информацию и возможность снять репортаж.