О высокоскоростной магистрали между Москвой и Санкт-Петербургом заговорили ещё в 1960-х годах, однако тогда до реализации дело не дошло — сказался комплекс проблем и с подвижным составом, и со строительством дополнительных путей.
Вопрос поднимали в 80-х, и даже 90-х годах, но к началу 2000-х проект положили в долгий ящик. Вновь его подняла РЖД в 2006 году, а в 2008-м правительство одобрило Стратегию развития железнодорожного транспорта до 2030 года, которая предусматривала строительство ВСМ Москва — Санкт-Петербург, Москва — Берлин и Москва — Нижний Новгород. В 2012 году в неё внесли поправки: новые маршруты больше не включали немецкую столицу, зато должны были дойти до Казани, Ростова-на-Дону, Адлера, а в перспективе — до Самары.
Современные маршруты, о которых говорил накануне Владимир Путин, должны быть проложены из Москвы до Петербурга, Нижнего Новгорода, Воронежа, Казани, Ростова-на-Дону, Адлера и Екатеринбурга.
Активизировались работы по проекту в 2019 году, когда за первенство в постройке боролись маршруты Москва — Петербург и Москва — Казань. Столица Татарстана в итоге борьбу проиграла: Минтранс счёл более устойчивым пассажиропоток из города на Неве, несмотря на то что у этого маршрута есть условно высокоскоростные «Сапсаны», а у трассы до Казани скоростных поездов нет.
Планировалось, что строительство начнётся в 2022 году, однако спецоперация и последовавшие за её началом санкции вновь отложили реализацию проекта. В том числе — из-за ухода основного партнёра Siemens, который должен был поставить для ВСМ электропоезда. Пришлось начинать всё с нуля.
— Вопрос строительства ВСМ между Москвой и Петербургом назрел уже давно. Ежедневно из Петербурга в Москву отправляется более 50 пар поездов, как дальнего следования, так и высокоскоростных, из которых 13 пар «Сапсанов» и 1 пара «Невский экспресс». Разумеется, ВСМ необходима, соединить две столицы крайне важно, — указал в беседе с 78.ru доцент факультета таможенного администрирования и безопасности РАНХиГС Санкт-Петербург, кандидат экономических наук Владимир Николаев.
По словам президента России Владимира Путина, сейчас наступил момент, когда за реализацию ВСМ между Москвой и Петербургом пора браться всерьёз. Однако проблемы у проекта до сих пор существуют, и как их будут решать — пока неясно.
Одна из главных проблем ВСМ — подвижной состав. Для неё не подходят классические поезда, и даже скоростные «Ласточки» и «Сапсаны» не обладают достаточной мощностью, чтобы разогнаться до скорости ВСМ — до 400 км/ч.
— Технологические решения, которые используются в ВСМ, они, по сути, создают новые отрасли и новые производства, потому что там только называется «железная дорога», но на самом деле всё новое: то есть другие рельсы, другой подвижной состав и прочее, — уточнил независимый экономист, основатель Telegram-канала Angry Bonds Дмитрий Адамидов.
До санкций и массового исхода иностранных компаний предполагалось, что поставлять составы будет Siemens, с которой РЖД плотно сотрудничала по «Сапсанам» и «Аллегро». Однако 2022 год поставил на этом сотрудничестве крест, в том числе обнулив подписанный в 2021 году контракт на поставку высокоскоростных поездов.
В начале 2023 года Siemens сменила екатеринбургская компания «Синара».
«Синара» обещает представить поезд, способный ездить по ВСМ, к 2027 году — к моменту, когда магистраль должна быть достроена. Планы амбициозные, однако, учитывая скорость импортозамещения, которую показывают российские компании — особенно в сфере технологий, — можно осторожно предположить, что реализуемые.
Ещё одна проблема проекта — колоссальные финансовые затраты. Требуется построить полностью новую железнодорожную ветку, хотя современная проложена по самому оптимальному маршруту (именно поэтому в 1960-х отказались от проекта строительства и пустили скоростные поезда по уже имеющимся путям), создать инфраструктуру, в том числе рассчитанную на большой пассажиропоток.
На 2020 год общая стоимость проекта составляла более 1 трлн рублей, в 2021 году Минтранс подсчитал, что на постройку потребуется выделить 468 млрд рублей из Фонда национального благосостояния. Только на работы в 2023–2024 годах планируется потратить 41,3 млрд рублей.
— Больше всего (проект ВСМ. — Прим. ред.) будет зависеть от бюджета, потому что, конечно, это инфраструктура неокупаемая, но она нигде не окупаемая, она и в Китае неокупаемая, и в Европе, и где угодно, — отметил Дмитрий Адамидов.
Часть инфраструктуры уже построена — это московский МЦД-3, старт движению по которому накануне вместе с мэром Москвы Сергеем Собяниным дал Владимир Путин. Этим и объясняется тема строительства ВСМ, которую поднял президент в ходе общения с прессой. Он также уточнил, что инвестировать в проект будут банки — правда, не указал, какие именно.
— Добиться поставленной цели только за счёт государственных средств вряд ли получится. Стоит вопрос инвестиций и их окупаемости. Отсюда и даже боюсь представить, какая будет цена билета, — опасается Владимир Николаев.
Исторически так сложилось, что чем быстрее поезд — тем выше цена в нём на билет. Если скоростная «Ласточка», которая добирается от Москвы до Петербурга за 5,5–7 часов в зависимости от рейса, предлагает билеты эконом-класса от 1600 рублей, то в четырёхчасовом «Сапсане» эконом обойдётся от 2400 рублей и выше.
Следуя этой логике, билеты на ВСМ должны стоить минимум вдвое дороже, чем на «Сапсан», ведь идти поезда по ней будут всего чуть больше двух часов. Однако цену в 9000 рублей вряд ли можно назвать рассчитанной на массовый сегмент, и стоит ли тогда своих затрат эта магистраль?
В данных рассуждениях кроется фундаментальная ошибка, предполагающая, что после введения в строй ВСМ на основной ветке железной дороги останутся «Сапсаны». Но если всё пойдёт по плану, они будут не нужны, ведь магистраль строится в том числе для того, чтобы освободить от скоростного движения пути для грузовых составов. Это означает, что пассажиропоток с «Сапсанов» будет переориентирован на ВСМ.
— Насчёт стоимости звучало заявление от проектной компании, что стоимость будет не дороже «Сапсанов». Это логично, потому что у «Сапсанов» тот тариф, который позволяет конкурировать с авиацией и населению по силам, тем более у них достаточно гибкое ценообразование — например, можно купить билет заранее со скидкой, — рассказал Дмитрий Адамидов.
Таким образом, в оптимистичном сценарии для жителей Москвы и Петербурга с точки зрения цен ничего не изменится (либо изменится с учётом инфляции, которая накопится к 2027 году) — зато время в пути сократится в два раза. Пессимистичный же сценарий, который предполагает попытки хоть как-то отбить инвестиции за счёт стоимости билетов, выглядит печальным и, что самое главное, — бесперспективным, поскольку рубит спрос на корню.
Проект ВСМ по-прежнему вызывает вопросы, в том числе по заявленным маршрутам — так, Владимир Николаев сомневается в необходимости остановок рядом с Великим Новгородом и Тверью, учитывая высокоскоростное движение. Есть сомнения и в заявленном повышении грузопотока по освобождённым от скоростных поездов путям — по мнению эксперта, для этого им необходима реконструкция.
— Если говорить о грузовом сообщении между Петербургом и Москвой, то прежде всего необходимо модернизировать Сонковский ход, как минимум его полностью электрифицировать и сделать двойные пути, — утверждает Владимир Николаев. — На мой взгляд, прежде чем начать строительство ВСМ, можно попробовать провести оптимизацию главного хода. Прежде всего распределить медленные поезда и скоростные по времени суток или путям. Перевести поезда дальнего следования на ночное время, а дневное время отдать скоростным поездам. Оптимизировать движение пригородных поездов, в том числе и «Ласточек».
Вероятно, оптимизация действительно произойдёт — ведь до открытия ВСМ пройдёт ещё минимум четыре года. И хотя после стольких лет сплошной «говорильни» об этом проекте заявления о его реализации вызывают скорее скептицизм, чем воодушевление, то, что эту тему поднял президент, возвращает потерянную надежду.
— Скорее всего, это означает, что всё-таки решение уже принято, и если Путин поддержал это дело, то промедление невозможно — а промедление это было в основном потому, что нужны достаточно большие бюджетные инвестиции, достаточно сложный проект. Я думаю, что раз глава государства поддержал, наверное, никаких подковёрных интриг и прочего не должно быть, — предполагает Дмитрий Адамидов и добавляет: — Я надеюсь, дело всё-таки сдвинется, потому что, конечно, разговоры уже несколько утомили, все ждут, а ничего не происходит. А мы ждём и уже готовы брать билеты.
Осторожный оптимизм вызывают последние новости из Петербурга: здесь выделили участки территорий под строительство магистрали.