Экономика
12:3718 августа 2023

Из Петербурга в Москву за 2 часа: на сколько подорожают билеты на поезда после запуска ВСМ

Президент России Владимир Путин накануне, 17 августа, заявил, что настал момент для строительства высокоскоростной железнодорожной магистрали (ВСМ), первый этап которой пройдёт между Санкт-Петербургом и Москвой. 78.ru разобрался, какие сложности возникнуть при реализации проекта и как изменится цена на билеты для петербуржцев, путешествующих в столицу на поездах.
Коллаж 78.ru: пресс-служба ОАО "РЖД", Markus Mainka; Petrov Sergey/globallookpress.com, flaticon.com

Многолетние надежды

О высокоскоростной магистрали между Москвой и Санкт-Петербургом заговорили ещё в 1960-х годах, однако тогда до реализации дело не дошло — сказался комплекс проблем и с подвижным составом, и со строительством дополнительных путей.

Вопрос поднимали в 80-х, и даже 90-х годах, но к началу 2000-х проект положили в долгий ящик. Вновь его подняла РЖД в 2006 году, а в 2008-м правительство одобрило Стратегию развития железнодорожного транспорта до 2030 года, которая предусматривала строительство ВСМ Москва — Санкт-Петербург, Москва — Берлин и Москва — Нижний Новгород. В 2012 году в неё внесли поправки: новые маршруты больше не включали немецкую столицу, зато должны были дойти до Казани, Ростова-на-Дону, Адлера, а в перспективе — до Самары.

Современные маршруты, о которых говорил накануне Владимир Путин, должны быть проложены из Москвы до Петербурга, Нижнего Новгорода, Воронежа, Казани, Ростова-на-Дону, Адлера и Екатеринбурга.

Активизировались работы по проекту в 2019 году, когда за первенство в постройке боролись маршруты Москва — Петербург и Москва — Казань. Столица Татарстана в итоге борьбу проиграла: Минтранс счёл более устойчивым пассажиропоток из города на Неве, несмотря на то что у этого маршрута есть условно высокоскоростные «Сапсаны», а у трассы до Казани скоростных поездов нет.

Фото: vk.com/Сапсан
Фото: vk.com/Сапсан

Планировалось, что строительство начнётся в 2022 году, однако спецоперация и последовавшие за её началом санкции вновь отложили реализацию проекта. В том числе — из-за ухода основного партнёра Siemens, который должен был поставить для ВСМ электропоезда. Пришлось начинать всё с нуля.

— Вопрос строительства ВСМ между Москвой и Петербургом назрел уже давно. Ежедневно из Петербурга в Москву отправляется более 50 пар поездов, как дальнего следования, так и высокоскоростных, из которых 13 пар «Сапсанов» и 1 пара «Невский экспресс». Разумеется, ВСМ необходима, соединить две столицы крайне важно, — указал в беседе с 78.ru доцент факультета таможенного администрирования и безопасности РАНХиГС Санкт-Петербург, кандидат экономических наук Владимир Николаев.

По словам президента России Владимира Путина, сейчас наступил момент, когда за реализацию ВСМ между Москвой и Петербургом пора браться всерьёз. Однако проблемы у проекта до сих пор существуют, и как их будут решать — пока неясно.

На чём ездить

Одна из главных проблем ВСМ — подвижной состав. Для неё не подходят классические поезда, и даже скоростные «Ласточки» и «Сапсаны» не обладают достаточной мощностью, чтобы разогнаться до скорости ВСМ — до 400 км/ч.

— Технологические решения, которые используются в ВСМ, они, по сути, создают новые отрасли и новые производства, потому что там только называется «железная дорога», но на самом деле всё новое: то есть другие рельсы, другой подвижной состав и прочее, — уточнил независимый экономист, основатель Telegram-канала Angry Bonds Дмитрий Адамидов.
Фото: Bulkin Sergey/globallookpress.com
Фото: Bulkin Sergey/globallookpress.com

До санкций и массового исхода иностранных компаний предполагалось, что поставлять составы будет Siemens, с которой РЖД плотно сотрудничала по «Сапсанам» и «Аллегро». Однако 2022 год поставил на этом сотрудничестве крест, в том числе обнулив подписанный в 2021 году контракт на поставку высокоскоростных поездов.

В начале 2023 года Siemens сменила екатеринбургская компания «Синара».

«Синара» обещает представить поезд, способный ездить по ВСМ, к 2027 году — к моменту, когда магистраль должна быть достроена. Планы амбициозные, однако, учитывая скорость импортозамещения, которую показывают российские компании — особенно в сфере технологий, — можно осторожно предположить, что реализуемые.

На чьи деньги строить

Ещё одна проблема проекта — колоссальные финансовые затраты. Требуется построить полностью новую железнодорожную ветку, хотя современная проложена по самому оптимальному маршруту (именно поэтому в 1960-х отказались от проекта строительства и пустили скоростные поезда по уже имеющимся путям), создать инфраструктуру, в том числе рассчитанную на большой пассажиропоток.

На 2020 год общая стоимость проекта составляла более 1 трлн рублей, в 2021 году Минтранс подсчитал, что на постройку потребуется выделить 468 млрд рублей из Фонда национального благосостояния. Только на работы в 2023–2024 годах планируется потратить 41,3 млрд рублей.

— Больше всего (проект ВСМ. — Прим. ред.) будет зависеть от бюджета, потому что, конечно, это инфраструктура неокупаемая, но она нигде не окупаемая, она и в Китае неокупаемая, и в Европе, и где угодно, — отметил Дмитрий Адамидов.
Фото: Cfoto/globallookpress.com
Фото: Cfoto/globallookpress.com

Часть инфраструктуры уже построена — это московский МЦД-3, старт движению по которому накануне вместе с мэром Москвы Сергеем Собяниным дал Владимир Путин. Этим и объясняется тема строительства ВСМ, которую поднял президент в ходе общения с прессой. Он также уточнил, что инвестировать в проект будут банки — правда, не указал, какие именно.

— Добиться поставленной цели только за счёт государственных средств вряд ли получится. Стоит вопрос инвестиций и их окупаемости. Отсюда и даже боюсь представить, какая будет цена билета, — опасается Владимир Николаев.

Кому по карману, а кому — нет

Исторически так сложилось, что чем быстрее поезд — тем выше цена в нём на билет. Если скоростная «Ласточка», которая добирается от Москвы до Петербурга за 5,5–7 часов в зависимости от рейса, предлагает билеты эконом-класса от 1600 рублей, то в четырёхчасовом «Сапсане» эконом обойдётся от 2400 рублей и выше.

Следуя этой логике, билеты на ВСМ должны стоить минимум вдвое дороже, чем на «Сапсан», ведь идти поезда по ней будут всего чуть больше двух часов. Однако цену в 9000 рублей вряд ли можно назвать рассчитанной на массовый сегмент, и стоит ли тогда своих затрат эта магистраль?

В данных рассуждениях кроется фундаментальная ошибка, предполагающая, что после введения в строй ВСМ на основной ветке железной дороги останутся «Сапсаны». Но если всё пойдёт по плану, они будут не нужны, ведь магистраль строится в том числе для того, чтобы освободить от скоростного движения пути для грузовых составов. Это означает, что пассажиропоток с «Сапсанов» будет переориентирован на ВСМ.

— Насчёт стоимости звучало заявление от проектной компании, что стоимость будет не дороже «Сапсанов». Это логично, потому что у «Сапсанов» тот тариф, который позволяет конкурировать с авиацией и населению по силам, тем более у них достаточно гибкое ценообразование — например, можно купить билет заранее со скидкой, — рассказал Дмитрий Адамидов.
Фото: vk.com/Сапсан
Фото: vk.com/Сапсан

Таким образом, в оптимистичном сценарии для жителей Москвы и Петербурга с точки зрения цен ничего не изменится (либо изменится с учётом инфляции, которая накопится к 2027 году) — зато время в пути сократится в два раза. Пессимистичный же сценарий, который предполагает попытки хоть как-то отбить инвестиции за счёт стоимости билетов, выглядит печальным и, что самое главное, — бесперспективным, поскольку рубит спрос на корню.

Работы предстоит много

Проект ВСМ по-прежнему вызывает вопросы, в том числе по заявленным маршрутам — так, Владимир Николаев сомневается в необходимости остановок рядом с Великим Новгородом и Тверью, учитывая высокоскоростное движение. Есть сомнения и в заявленном повышении грузопотока по освобождённым от скоростных поездов путям — по мнению эксперта, для этого им необходима реконструкция.

— Если говорить о грузовом сообщении между Петербургом и Москвой, то прежде всего необходимо модернизировать Сонковский ход, как минимум его полностью электрифицировать и сделать двойные пути, — утверждает Владимир Николаев. — На мой взгляд, прежде чем начать строительство ВСМ, можно попробовать провести оптимизацию главного хода. Прежде всего распределить медленные поезда и скоростные по времени суток или путям. Перевести поезда дальнего следования на ночное время, а дневное время отдать скоростным поездам. Оптимизировать движение пригородных поездов, в том числе и «Ласточек».

Вероятно, оптимизация действительно произойдёт — ведь до открытия ВСМ пройдёт ещё минимум четыре года. И хотя после стольких лет сплошной «говорильни» об этом проекте заявления о его реализации вызывают скорее скептицизм, чем воодушевление, то, что эту тему поднял президент, возвращает потерянную надежду.

— Скорее всего, это означает, что всё-таки решение уже принято, и если Путин поддержал это дело, то промедление невозможно — а промедление это было в основном потому, что нужны достаточно большие бюджетные инвестиции, достаточно сложный проект. Я думаю, что раз глава государства поддержал, наверное, никаких подковёрных интриг и прочего не должно быть, — предполагает Дмитрий Адамидов и добавляет: — Я надеюсь, дело всё-таки сдвинется, потому что, конечно, разговоры уже несколько утомили, все ждут, а ничего не происходит. А мы ждём и уже готовы брать билеты.
Фото: Christoph Schmidt/globallookpress.com
Фото: Christoph Schmidt/globallookpress.com

Осторожный оптимизм вызывают последние новости из Петербурга: здесь выделили участки территорий под строительство магистрали.

Транспорт Поезда
Новости партнеров