Рубль в последнюю неделю тревожно ослаблялся: накануне, 14 августа, его курс к доллару превысил 101 единицу, а к евро — 110 единиц, опустившись за день больше чем на 2 рубля. Это сильно напоминало обвал марта 2022 года, когда сразу после начала спецоперации и введения первых, самых жёстких санкций, рубль стремительно ослабел, в моменте пробив отметку в 120 единиц за доллар.
Тогда положение спас целый комплекс мер, начиная от остановки торгов на бирже и заканчивая ограничением на вывод валюты из страны. Однако одной из главных мер стало повышение ключевой ставки Центробанка сразу до 20%.
Сейчас ситуация не столь критичная, поэтому и меры не такие беспрецедентные. Тем не менее подъём ключевой ставки сразу на 3,5% говорит о серьёзном беспокойстве Центробанка об экономической ситуации в стране.
Последствия повышения ставки всегда двояки, и первое из них — это повышение ставок по кредитам и, как их разновидности, ипотекам. В ближайшее время крупные банки выйдут с соответствующими заявлениями, как это делают всегда. Первым уже отреагировал «Альфа-банк», пообещав не поднимать кредитные ставки, несмотря на действия ЦБ.
— Последствия для кредитования, естественно, всегда однозначны — это повышение кредитных ставок по потребительскому кредиту, по корпоративному, по всем кредитным условиям. Вот это для деловой активности не слишком здорово, потому что это станет для неё торможением. Одновременно это и некоторое, может быть, охлаждение потребительского спроса по её кредитной составляющей, — прокомментировал для 78.ru экономист, руководитель направления «Финансы и экономика» Института современного развития Никита Масленников.
Сейчас потребительские кредиты в Петербурге можно взять в среднем под 14,7% годовых и выше. Банки ориентируются на ставку рефинансирования Центробанка, то есть на тот процент, который они должны заплатить регулятору за использование средств. Чем выше ставка ЦБ, тем выше вынуждены поднимать ставки и организации.
Россияне, которые уже взяли кредиты и ипотеки, могут не беспокоиться: повышать по ним ставки напрямую запрещено законодательством — ст. 29 Федерального закона «О банках и банковской деятельности». Согласно ей, банк не может в одностороннем порядке увеличить размер процентов и/или порядок их определения, причём ни при выдаче кредита обычному гражданину, ни при кредитовании юридических лиц.
Однако есть и лазейки: так, если в кредитном договоре прямо указана плавающая ставка, которая зависит от ключевой ставки Центробанка, это не нарушает законодательства и банк имеет право повысить процент, если сочтёт это необходимым.
Поэтому, прежде чем заключать кредитный договор, следует внимательно изучить его условия, а также текущую экономическую обстановку. Рубль ослаблялся на протяжении полугода, поэтому повышение ставки Центробанка было лишь вопросом времени.
Повышение ставки ЦБ всегда несёт негативные последствия, поскольку удорожание денег для банков «охлаждает» экономику — обычные люди отказываются от кредитов и снижается их покупательская способность, а организации перестают занимать средства для расширения производства. Однако есть и те, кому повышение ключевой ставки придётся по душе, — это владельцы депозитов.
— Повышение депозитов, естественно, может кому-то даже компенсировать эффект повышения кредитной ставки. Люди заработают больше, потому что здесь уже достаточно серьёзное повышение депозитного процента. Если он повысится с 8,5% до 12%, то диапазон, может, станет для кого-то тоже достаточно выигрышной вещью, — предположил Никита Масленников.
В 2022 году, после повышения ставки ЦБ до 20%, наблюдался настоящий «бум» депозитов, поскольку они позволяли не только уберечь средства от инфляции, но и заработать — это поддержало и оказавшиеся в незавидной ситуации банки. Сейчас ситуация не столь накалена, однако и она для владельцев депозитов может стать выгодной.
Повышение ключевой ставки — это классический инструмент регулятора для управления экономикой и спасения её от «перегрева», то есть от превышения спроса над предложением. Именно по этой причине в такое заметное пике за последнее время ушёл курс рубля: спрос бесконтрольно вырос, внутреннее производство не могло его удовлетворить, импорт становился всё востребованнее — следовательно, рубль падал. Теперь из-за резкого подъёма ставки спрос, в первую очередь на валюту и импорт, охладится, и это стабилизирует рубль.
Обратная сторона негативная: разогнавшаяся российская экономика (за второй квартал она выросла на 4,9%, согласно данным Росстата) «притормозит», и по итогам года цифры могут выйти не такими впечатляющими.
— Включается дополнительная сберегательная мотивация людей, сокращается потребительский спрос, и, конечно же, на выходе до конца года мы будем иметь некую более слабую экономическую активность. Я думаю, что через некоторое время придётся чуть-чуть корректировать прогнозы экономического роста. Если раньше мы говорили о росте больше 2%, то, может, через пару месяцев мне придётся говорить, что ожидаемый рост в этом году вблизи 2%, — спрогнозировал Никита Масленников.
Эксперт предполагает, что Центробанк станет только «первой ласточкой» и в скором времени за рубль «вступится» правительство: вполне возможно, что будут применены те же меры, которые использовались в 2022 году для стабилизации курса. ЦБ же сейчас создаёт для них необходимый фундамент.
И это лучше, чем иметь дело с долларом за 100 рублей и евро за 110, тем более что полностью экономический рост решение Центробанка не срежет — только несколько его замедлит. Текущее ослабление российской валюты имеет чисто спекулятивные причины, поскольку никаких серьёзных предпосылок для этого не было — а значит, ужесточение денежно-кредитной уменьшит для спекулянтов свободу манёвра.
Скорее всего, по прогнозам Никиты Масленникова, в ближайшее время рубль снизится в диапазон 90–95 или 91–96 единицы за доллар.
Пока же рубль остаётся волатильным, опускаясь перед самым заседанием ЦБ до 95,5 единицы, а сразу после него — поднимаясь обратно в район 99 единиц за доллар на спекулятивных «качелях».