Экономика
13:1615 августа 2023

Чем обернётся введение страховки за работы по капремонту жилья для петербуржцев?

После встреч летом 2023-го с некоторыми разгневанными жильцами, испытавшими на себе последствия «криворуких» капремонтов, вице-спикер Госдумы Борис Чернышов придумал, как исправить ситуацию. Он предлагает ввести страхование качества работ подрядчиков сроком на пять лет. Разбираемся, чем благие намерения могут обернуться для петербуржцев.
Коллаж 78.ru: freepick.com/Фонд капитального ремонта Санкт-Петербурга, pixabay.com, flaticon.com/Smashicons

Сейчас обязанность для подрядчиков предоставить гарантии по работам в рамках капремонта многоквартирных домов (МКД) предусмотрена в Гражданском Кодексе РФ. Там речь идёт о двух годах.

В Петербурге часто заключаются договоры, где компании расписываются в гарантиях на «пятилетку». Однако, как и в Москве, претензий к качеству работ у жителей Северной столицы остаётся много.

Те или иные недоделки в Северной столице выявляются в 50% случаев, делятся эксперты.

Распространённая история про капремонт

Как отметил в своём telegram-канале Борис Чернышов, последствия «криворуких» ремонтов он видит свои глазами на встречах с избирателями.

— Только в июле жители Москвы прислали в мою интернет-приёмную более 1000 обращений с жалобами на качество капремонтов. Самые частые проблемы: текут стояки и крыши, чердачные перекрытия проваливаются прямо в квартиры, трещины на фасадах, ржавеют и разваливаются подъездные двери, — поделился он.

По данным активистов и экспертов, претензии к подрядчикам есть у трети жителей отремонтированных домов.

Фото: пресс-служба Фонда капитального ремонта Санкт-Петербурга
Фото: пресс-служба Фонда капитального ремонта Санкт-Петербурга

При этом добиться устранения недочётов по гарантиям практически невозможно.

— Люди годами живут с протекающими крышами, а компания-подрядчик, фонд капремонта и УК всё это время не спеша со вкусом судятся, — решают, кто должен оплатить доработки, — констатировал народный избранник.

Он предложил внести изменения в Жилищный кодекс, обязывающие компании, делающие капитальные ремонты, покупать страховку своей работы на пять лет. Если за это время дому понадобится ремонт, страховка покроет расходы.

По мнению автора корректировок, «ноу-хау» позволит оперативно, в срок 30 дней устранять любые недоработки.

— Новый закон создаст условия, в которых подрядчикам будет невыгодно плохо работать. Цена страховки будет зависеть от страховой истории. Если подрядчик постоянно косячит, страховка для него дорогая. Такие компании будут вынуждены повышать цены, останутся без заказов и со временем разорятся.
И наоборот: кто работает хорошо, для тех страховка будет дешевле, им будет проще получать новые заказы и развивать бизнес, — уверен Борис Чернышов.

Капремонт как ОСАГО для такси?

Опрошенные страховщики к инициативе для капремонта отнеслись с настороженностью. Маржинальность по такого рода продуктам окажется примерно такой же, как в ситуации с ОСАГО для такси, часто попадающих по статистике в ДТП. А постановка вопроса, что ответственность за всё переложат на плечи страховщиков, может и вовсе расхолодить подрядчиков по капремонту и отнять у них последние стимулы к эффективной работе.

Фото: пресс-служба Фонда капитального ремонта Санкт-Петербурга
Фото: пресс-служба Фонда капитального ремонта Санкт-Петербурга

Руководитель дирекции имущественного страхования СК «МАКС» Александр Агапов отмечает, что проблема заключается в следующем.

— Как только капитальный ремонт застрахован, для подрядчика теряется смысл в качественном выполнении работ, поскольку страховая компания возместит затраты на устранения недостатков. При этом, скорее всего, в договоре пропишут отсутствие у страховщика права на суброгацию, иначе для исполнителя теряется смысл в таком договоре.
Тогда страховщик должен будет иметь большой штат сюрвейеров (инспектор или агент страховщика, осуществляющего осмотр имущества, принимаемого на страхование — прим. редакции) для контроля качества работ, что неминуемо приведёт к удорожанию продукта. И, наоборот, на рынке быстро возникнет потребность в дешёвом продукте с минимальным покрытием. Но такой продукт не интересен для жильцов, — рассуждает Александр Агапов.

По его мнению, целесообразно сначала провести пилот по капремонту на небольшом регионе со среднестатистическим состоянием жилищного фонда для выработки окончательных решений.

Как добавляет эксперт, потребность в законе возникает, вероятно, потому что нет механизма включения такого страхования в смету расходов плюс разумное желание унифицировать правила и условия. Но частным образом провести страхование по капремонту через общее собрание собственников можно и сейчас.

Слишком большой период ответственности в капремонте?

Вице-президент по развитию бизнеса компании «Ренессанс страхование» Татьяна Никифорович отмечает, что о привлекательности такого направления работы для страховых компаний судить пока сложно, так как пока не совсем понятны ключевые условия договора, например, стоимость полиса и лимит ответственности страховой компании.

Фото: freepik.com
Фото: freepik.com
— Это неплохой способ обеспечить быстрое исправление недостатков капремонта, но воздействовать стоимостью полиса на некачественно работающих подрядчиков можно будет только при целом ряде условий.
Например, нужна прозрачность страховой истории компаний, выполняющих ремонт — единая база страховых случаев, где страховая компания могла бы проверять историю строительной компании. Иначе недобросовестно работающие подрядчики после получения повышенного тарифа начнут просто менять страховщика, — предполагает эксперт.

Татьяна Никифорович добавляет, что, кроме того, многие отделочные работы по капремонту не требуют наличия членства в СРО, а это значит, что нет дополнительного контроля за уровнем квалификации.

— Предлагаемый период ответственности слишком продолжительный, в некоторых случаях сложно будет установить причинно-следственную связь между ущербом и качеством ремонта, — констатирует она.

Прецеденты есть?

Председатель совета Ассоциации управляющих и эксплуатационных организаций в жилищной сфере Евгений Пургин обращает внимание на то, что в Петербурге с капремонтом многое устроено немного иначе, чем в других регионах.

НО «Фонд капитального ремонта Петербурга» (региональный оператор) проводит предварительный отбор подрядчиков и только потом объявляет конкурсы. Обязательным условием допуска к процедурам торгов является то, что компания должна являться членом СРО. А для этого, в свою очередь, необходимо иметь страховку.

Фото: пресс-служба Фонда капитального ремонта Санкт-Петербурга
Фото: пресс-служба Фонда капитального ремонта Санкт-Петербурга

Таким образом, попасть в СРО и в итоге на конкурсы по капремонту может только организация с опытом и готовая потратить на эти цели не менее 1,5 млн рублей.

— Если ситуация развивается не по лучшему сценарию и недочёты выявлены, то Фонд обращается к страховщикам. Те предоставляют деньги региональному оператору.
Если размер выплат оказывается в итоге слишком большой, страховщики подают в суд на подрядчика и таким образом возмещают свои потери.
Нельзя сказать, что в Петербурге таких прецедентов много. Но они есть, — поясняет Евгений Пургин.

Собеседники на условиях анонимности припоминают, что в Петербурге при Фонде капремонта действительно существует реестр добросовестных подрядчиков, однако у некоторых организаций срок пребывания в нём не превышает два-три года. А те или иные претензии к качеству работ возникают в городе в 50% случаев.

Однако очевидно и то, что бизнес новые дополнительные расходы на себя брать не станет, а подведёт всё к идее увеличения тарифов для населения. В Петербурге на 2023 год они заложены в размере 22—23 рублей за 1 кв. м жилья. В Москве минимальный взнос установлен в размере 24,09 рублей.

Однако осенью в Северной столице традиционно возникает кампания по росту тарифов на капремонт, но так происходит не каждый год.

Юрист в сфере ЖКХ Кирилл Захарян ситуацию комментирует кратко: крупный страховой бизнес, типа того же «Росгосстраха», связывать с этой историей не захочет из-за низкой маржинальности. А небольшие компании, как и сами страховщики, как только почувствуют что-то неладное, тут же быстро уйдут с рынка, жильцы же останутся с очередными бумажками на руках.

Фото: пресс-служба Фонда капитального ремонта Санкт-Петербурга
Фото: пресс-служба Фонда капитального ремонта Санкт-Петербурга

Примечательно, что в «Росгосстрахе» от комментариев отказались.

Юрист Комиссии по недвижимости Общества потребителей Петербурга и Ленобласти Анна Горбенко отмечает: претензий к качеству капремонта в Петербурге много, но до судебных разбирательств дело доходят редко.

— Люди могут устроить сбор, постоять поворчать в подъездах или на лавках около дома. Но как только жильцы выясняют, какие процедуры им предстоит пройти, всё недовольство тут же сворачивается, — делится опытом она.

Во-первых, для суда необходимо собрать большой пакет документов, что непрофессионалу и в одиночку сделать практически не по силам. Кроме того, потребуется организовать и провести общее собрание собственников, и только после этого можно инициировать судебное разбирательство. Но для него предстоит внести госпошлины, а потом тратить время и нервы в судах с сомнительным исходом.

РемонтНедвижимостьДеньгиЖКХ
Новости партнеров