В России уже несколько дней подряд атакуют военкоматы. Зафиксированы десятки поджогов и их попыток. Четыре случая произошли на территории Петербурга и Ленобласти. Однако на месте преступления правоохранители раз за разом вместо диверсантов и идеологически заряженных активистов ловят людей с явными отклонениями психики.
Так, к военному комиссариату Кронштадтского и Курортного районов в Сестрорецке с тремя «коктейлями Молотова» подошла 53-летняя женщина. К счастью, уже на месте она растерялась и сама сообщила о наличии взрывоопасной смеси охране.
Полиции задержанная объяснила, что всё началось со звонка из «Центробанка». Сперва петербурженку обманом убедили перевести 650 тыс. рублей мошенникам. Потом подключились мнимые правоохранители. В итоге женщину научили смешивать керосин с машинным маслом и отправили к военкомату возвращать деньги. Для этого следовало поджечь окно, снимая происходящее на мобильный.
А 53-летнего водителя ВАЗа из Петербурга к зданию военкомата на улице Чайковского отправил «сотрудник ФСБ Колесников». В итоге мужчина облил вход бензином и пытался протаранить арочные ворота. Таким способом он пытался помочь правоохранительным органам в борьбе с комиссарами-диверсантами, которые отправляли важные документы на Украину.
На первый взгляд обстоятельства звучат курьёзно, однако они повторяются раз за разом во всех уголках России. Причём преступления совершают люди, от которых этого менее всего следовало ожидать.
Так, в Россоши «коктейль Молотова» в военкомат бросила учительница истории. Педагог пыталась помешать кредитным мошенникам. Способ подсказали в «Центробанке». А в Феодосии «коктейль Молотова» в военкомат бросила учительница русского и литературы. И опять в деле фигурируют кредитные мошенники, а также мнимые сотрудники банка и правоохранительных органов.
В Копейске коктейль Молотова в военкомат метал 54-летний инженер, работающий на местном заводе. А в Омске поджечь здание военного комиссариата пыталась 21-летняя студентка педагогического колледжа, без пяти минут учитель начальных классов. И опять это была борьба с кредитными мошенниками. Мнимые сотрудники банки убедили девушку, что военкомат — логово преступников.
О реальном месте жительства кураторов из «ФСБ» и «Центробанка» догадаться несложно. Но как такая простая и на первый взгляд глупая схема работает? И почему борцы психологического фронта столь легко находят себе подходящих жертв?
Конечно, в первую очередь на ум приходит вариант с утечкой медицинских документов. После получения данных о людях с психологическими отклонениями найти их контакты в соцсетях — дело несложное. Однако в школьные учителя с выявленными психическими диагнозами точно не берут, так что схема работает как-то иначе.
Судя по всему, специалисты по ту сторону фронта просто вступают в переписку с тысячами россиян. Вероятно, под рукой у них составленная профессиональными психиатрами и психологами методичка, позволяющая быстро выявлять эмоциональную лабильность. А дальше уже включаются несложные техники убеждения, знакомые даже менеджерам по продажам.
При этом из официальных отчётов Минздрава можно сделать утешительные выводы о том, что психическое здоровье россиян укрепляется год за годом. К примеру, в 2000-м году у 121 тыс. человек впервые нашли болезни, связанные с психическими расстройствами и расстройствами поведения. Дальше показатель уменьшался из года в год, пока к 2020-му не достиг 50,5 тыс. То есть, за 20 лет психические болезни стали выявлять в два с половиной раза реже.
В 2021-м году поставлено 53,7 тыс. таких диагнозов. По 2022-му данных пока нет. При этом если рассчитать тот же показатель на 100 000 человек, чтобы он не зависел от колебаний численности населения, контраст даже чуть вырастет. В 2000-м с ментальными болезнями к врачам впервые попадали 83,1 пациента на 100 000 жителей, а в 2020-м — только 34,5. В 2021-м показатель подрос до 36,9.
Одновременно в России уменьшается количество людей, состоящих на учёте в психоневрологических диспансерах. В 2000-м их было 1 млн 784 тыс. За 20 лет этот показатель сократился на 358 тыс. Если вернуться к расчётам на 100 000 человек, то окажется, что доля пациентов под постоянным наблюдением специалистов сократилась на 22%.
В Петербурге на учёте в ПНД к 2023-му году состояли 67 тыс. человек. При этом в городском комздраве отмечают сокращение количества госпитализаций людей с психическими отклонениями. В 2017-м году их было 29 тыс., а в 2022-м — только 22,5 тыс.
Но у Всемирной организации здравоохранения куда менее утешительная статистика. В прошлом году там заявили, что проблемы с ментальным здоровьем испытывает каждый восьмой житель планеты. Да и российские специалисты практически единогласно отрицают то, что россияне стали в два с половиной раза здоровее.
В этом свете задача поиска поддающихся внушению людей становится не такой уж сложной. Фактически можно говорить о том, что на Украине открыли новый вид оружия, ставший доступным благодаря распространению современных каналов коммуникации. Кажется очевидным, что издеваться над психически больными людьми — это за гранью, но кураторов из «Центробанка» этический вопрос, видимо, не смущает.