Первой причиной для возвращения проекта платной магистрали № 7 в городскую информационную повестку стало подписание соглашения о намерениях по строительству трассы между губернатором Петербурга Александром Бегловым и президентом — председателем правления Банка ВТБ Андреем Костиным в рамках ПМЭФ-2023 16 июня.
Это событие взволновало умы активистов и буквально в тот же день они создали петицию против создания дороги, которая, по логике чиновников, должна связать центр и северные районы с выходом на Выборгское шоссе, а также подарить городу новый мост через Неву около Арсенальной улицы.
Сейчас под документом на портале Change.org оставлено почти 3000 подписей. Голосование ведётся также в различных пабликах в сети «ВКонтакте».
Активисты ратуют, прежде всего, за сохранение Удельного парка, по части которого должна пройти магистраль.
Но есть и те, кто за прошедшие годы приобрёл «квадраты», в том числе, в элитных жилых комплексах и не хотят видеть у себя под окнами шумную дорогу, по которой автомобили будут ездить 24 часа в сутки.
Люди беспокоятся: качество жизни из-за шума может снизиться, как и цена жилья. Так уже было, когда на Канонерский остров пришёл ЗСД, но зато в части Приморского района недвижимость подорожала.
Отметим сразу два важных момента. Соглашение о намерениях — это рамочный документ, в таком формате стороны договариваются о базовых принципах сотрудничества и нет детальной конкретики по проекту.
Так же, как и не существует сейчас конкретного и чёткого маршрута трассы.
Известно лишь, что она будет начинаться от Шпалерной улицы около Смольного института, пройдёт по новому мосту через Неву, выйдет на Арсенальную улицу, Полюстровский проспект, завернёт к железной дороге, пересечёт Удельный парк и далее устремится к Выборгскому шоссе в районе Парголово у развязки КАД.
Для трассы предусмотрены многочисленные эстакады, но без съездов на Арсенальную и Воскресенскую набережные. Видимо, по этой причине у активистов и возникла некая аналогия с ЗСД. Кроме, того трассу № 7 также планируется в рамках государственно-частного партнерства, как это и было с Западным скоростным диаметром.
При этом в осеннюю сессию 2023 года депутатам ЗакСа еще предстоит рассмотреть поправки в обновленный Генплан города. Здесь тоже возможны те или иные корректировки.
Противники строительства трассы упирают, прежде всего, на то, что в результате реализации проекта серьёзно пострадает Удельный парк, «где зафиксировано более 70 видов птиц (14 из которых краснокнижные, и десятки редких видов обитают непосредственно в парке).
— Парк обладает уникальным гидрологическим режимом, а редкая для города экосистема черноольховых топей достойна статуса ООПТ. Через парк проходит геологический памятник — литориновый уступ, берег древнего моря. Трасса М-7 нанесёт непоправимый ущерб птичьим сообществам и всей экосистеме парка, — отмечается в петиции.
Не устраивает активистов и вариант с созданием эстакады над железнодорожными путями.
— Под мостами и путепроводами не растёт даже трава, т. к. растениям необходимы солнечный свет и влага. И самое главное: с трассы, которая поднята вверх, шум и выхлопы автомобилей будут распространяться на большее расстояние, чем при наземной трассировке, — полагают они.
Ради справедливости стоит отметить, что так и происходит под эстакадой ЗСД на пересечении Планерной и Савушкина.
Впрочем, многих беспокоит не только парк, но и близость дороги к собственным домам.
— По плану трасса М-7 будет проходить возле крупных жилых кварталов Приморского района — «Невский стиль», «Шведская крона», «Приморский квартал», «Северная корона», а также новых домов со стороны Выборгского района, в т. ч. огромного ЖК «Светлана».
Возможность гулять по Удельному парку и дышать свежим воздухом была важнейшим критерием при выборе жилья для многих покупателей квартир, — подчёркивается в документе.
Кто-то вспоминает проект бизнес-класса «Усадьба на Ланском».
Также можно привести пример «вторички», располагающейся около станции «Ланская» практически вплотную к ж/д ветке.
Опять же, от себя отметим, что ЖК «Шведская крона», например, был сдан в конце 2015 года. ЖК «Светлана», скандально известный в прошлом городской долгострой, ввели в эксплуатацию в начале 2021-го.
При этом идея самой дороги появилась ещё в 1966-м. Затем в 2005 году она была заложена в Генплане, а из перечня зелёных насаждений «вырезали» 80 га земли в восточной части Удельного парка. Тогда объект оценивался в 61 млрд.
В 2009-м было принято постановление на уровне города о проектировании и строительстве объекта в 2012 — 2015-м.
В далеком теперь 2012 году развернулся очередной громкий виток борьбы с дорогой. Тогда бывший глава КРТИ утверждал, что ведутся переговоры с ОЖД, «чтобы большая часть трассы прошла в полосе отвода железной дороги, так что вырубать ничего не придётся».
Но зато надо было сносить в районе Поклонногорской улицы ряд деревянных домов, правда, практически расселённых.
Тогда реализация проекта оценивалась в 100 млрд рублей и обсуждалась даже версия с подземным тоннелем.
Теперь цена вопроса выросла в три раза: до 300 млрд.
Руководитель проекта LifeDeluxe Сергей Бобашев отмечает, что обеспокоенность петербуржцев вполне можно понять и разделить, но стоит всё-таки дождаться конкретики.
— В ситуации с ЗСД всё развивалось далеко не по одному сценарию. Где-то стоимость «квадратов», как это произошло на Турухтанных островах, действительно снизилась.
Да, непосредственная близость трассы в большинстве случаев негативно влияет на цены. Но в целом по тому же Приморскому району квартиры серьёзно подорожали. Впрочем, есть и те, кто вообще покупает такое жильё из-за футуристических видов. У всех представления о жизни свои, — поделился он.
По словам Сергея Бобашева, опасаться того, что из-за улучшения транспортной доступности застройщики бросятся строить на севере «человейники», не стоит.
— Там и так уже всё застроено, или находится на стадии реализации проектов. Для этого трасса, собственно, и нужна, чтобы людям было быстрее добираться в город, — констатировал он.
Заместитель председателя комиссии по безопасности и взаимодействию с ОНК Общественной палаты РФ Александр Холодов также призывает дождаться конкретного проекта. В пример он приводит ВСД, для которого существует несколько вариантов маршрута.
— По ВСД я сам их видел. Так что не стоит сейчас размышлять над тем, чего пока нет. Все прекрасно понимают и то, что существование мегаполисов сейчас невозможно без развития дорожного развития, хотя кому-то за это и придётся заплатить комфортом, — отметил он.
Эксперт транспортного развития территории ООО «Лабград» Илья Резник считает, что гипотетически новая магистраль нужна городу, но с фактическим воплощением проекта могут возникнуть сложности.
— Первый её участок до Кушелевки, по моим представлениям, крайне трудно сделать платным. У нас есть городские улицы: Арсенальная, Полюстровский проспект, за пользование ими нельзя вводить плату. Или магистраль пойдёт «вторым этажом»? Как это будет выглядеть на практике? — задаётся эксперт вопросом.
По его словам, не меньше сложностей и с частью магистрали от Кушелевки к северу. В некоторых местах ж/д пути и так приподняты над землей.
— То есть, по факту мы говорим о создании уже третьего уровня? Технически, если задаться целью, этот вопрос можно решить, и есть примеры, но вот как по факту это будет всё согласоваться У нас там два железнодорожных пути туда-обратно, а для трассы надо будет создать четыре-шесть полос. После Кушелевки мы выходим тоже не в свободные поля, а в Шувалово и Озерки, там придёется выкупать частный сектор у населения, и не несколько небольших объектов, а достаточно много, — рассуждает он.