Из Эстонии вопреки всем международным нормам начали депортировать постоянных жителей этой страны с паспортом негражданина. Ещё в феврале такая участь постигла эстонского активиста Сергея Чаулина, координатора «Бессмертного полка», а в начале июня похожий случай произошёл с волонтёром Зоей Палямар.
Зоя Анатольевна, которая уже 40 лет живёт в Эстонии, приехала в Петербург к подруге-однокласснице, которой сделали операцию. Женщина планировала два-три дня поухаживать за знакомой, после чего вернуться домой, однако этому не суждено было сбыться.
Когда Палямар оказалась в Северной столице, ей позвонили из Департамента полиции Эстонии и сообщили, что имеется решение о лишении её постоянного вида на жительства и статуса негражданина Эстонии.
— Когда я уже приехала на вокзал в Петербург, мне позвонили с полиции нашей эстонской, и сказали, что мне на почту пришло предписание, что погранохрана лишила меня вида на жительство, лишили всего — и шенгенской визы на 10 лет. Вот так я оказалась здесь. Узнала я об этом уже в России, прямо на вокзале мне позвонили, я даже не успела шагу сделать, — рассказывает женщина.
По словам Палямар, вида на жительство её лишили за участие в волонтёрской деятельности в благотворительном фонде «Добросвет».
— Мы отправляли людям, детям одежду, еду. Нам в то время помогали все страны: Швейцария, Швеция, Финляндия, Германия — отовсюду приходили. Мы распаковывали, запаковывали вещи, еду, сортировали и отправляли, я там была просто волонтёром. Чисто гуманитарная помощь, она была законная, ничего правонарушительного в этом не было. И в то время, 14 год, не говорили, что это запрещено, — подчёркивает женщина.
Оказавшись в безвыходном положении, Палямар осталась жить у одноклассницы, которая является пенсионером-инвалидом, и не может её содержать. Сама Зоя тоже инвалид и страдает от астмы, при этом лекарств она с собой взяла всего на несколько дней. Посильную помощь женщине оказала депутат Ольга Зонко.
В Таллине у Палямар остались муж-инвалид, дочь и два внука — все граждане Эстонии. Зоя Анатольевна намерена добиться правды и справедливости от эстонских властей, чтобы они как можно скорее рассмотрели дело и вернули её домой. Женщина собирается обратиться в Европейский и международный суд. Вариант с получением российского гражданства она пока не рассматривает.
— Я не являюсь агентом, как считают погранвойска. У меня аннулированы все документы. Даже когда муж пошёл в поликлинику, чтобы взять выписку о моём состоянии здоровья для адвокатов, ему на руки этого не дали. Мне закрыто всё, я сейчас просто на голом асфальте. Приехав на вокзал, имея здесь всего одного знакомого, одноклассницу, остаться без денег, без всего. Это просто страшно. Меня просто бросили в пропасть, — отмечает она со слезами на глазах.
Сейчас женщине остаётся лишь рассчитывать на здравомыслие вышестоящих органов и помощь от фактически чужих людей, которые не остались равнодушными в этой ситуации.
С Сергеем Чаулиным случилась похожая история ещё в феврале. Его обманом попросили зайти в полицию в Эстонии, где задержали, изъяли все вещи, не разрешив позвонить даже адвокату, и предъявили документ о выдворении из страны. После чего отвезли на границу в Нарву и отправили в Россию.
Чаулину помогли лидер «Ночного дозора» Максим Рева и активист Алексей Есаков (обоих выдворили из Эстонии ещё в прошлом году, но у них есть гражданство России). Они помогли изгнаннику обосноваться в Петербурге.
— Пять человек депортировали по политическим мотивам. У всех, кроме меня и Александра Корнилова, история одинаковая: их взяли на улице и выслали сюда, — рассказывает Максим Рева.
Чаулин подчёркивает, что никогда не делал ничего провокационного и противозаконного. В департаменте полиции ему просто подсунули документы и фактически заставили подписать согласие на депортацию, ничего не расшифровав и не предоставив переводчика.
— Про мой паспорт мне сказали, что он 15-го заканчивается, и 14-го числа меня выслали. Я только перешёл границу, и он через час перестал действовать, — вспоминает мужчина.
По его словам, если даже Зое Палямар удастся вернуться в Эстонию, там её, скорее всего, ждёт тюрьма.
— Я когда-то сам там сидел в тюрьме видел это, её могут посадить в иммиграционную тюрьму. И там в отличие от остальных тюрем человека можно держать годами. Причём я сам видел постановление суда, когда человека-негражданина Эстонии держали в тюрьме 5 лет. Постановлении Эстонии было простым: Таджикистан должен принять своего гражданина, но Таджикистан не принимал его, и вот его держат в тюрьме, — рассказывает Сергей.
Сейчас Чаулин уже получил вид на жительство в России. В ближайшее время он намерен зарегистрироваться, а потом подать заявление на российское гражданство. Здесь он собирается открыть центр помощи попавшим в беду жителям Прибалтики.
В Эстонии у мужчины осталась семья, дети, внуки, дом и квартира. С родными он сейчас общается по телефону. Мужчина рекомендует им воздержаться от поездок к нему, потому что это может вызвать непредсказуемую реакцию эстонских властей.
— Пример Зои многое показал — она никогда не была инициатором действий, только волонтёром, и всё равно её депортировали. Она одна из множества таких активных людей. Ладно, я организовывал акции, но Зоя никогда даже ничего не подписывала, только помогала, — подчеркнул Чаулин.
Он выразил надежду, что Зое Палямар всё-таки удастся помочь, однако отметил, что ещё ни разу подобные дела не были выиграны в эстонском суде…
В то же время складывается опасный прецедент. Вслед за Палямар и Чаулиным из Эстонии могут точно так же безнаказанно выдворить порядка 80 тысяч неграждан этой страны, а из Латвии — порядка 200 тысяч.