Прямой эфир

Онлайн-кинотеатры против телевидения: кто выиграет в этом противостоянии?

Маргарита Звягинцева
19 июня 2023, 18:00
Стриминговые платформы прочно вошли в нашу жизнь. Многие из нас давно привыкли смотреть сериалы не по телевизору с рекламой, а запоем в интернете. Но как российские онлайн-кинотеатры пережили уход западного контента? И что ждёт их в будущем?
Коллаж 78.ru: pngwing.com, pexels.com, freepik.com, flaticon.com/srip

Изменения к лучшему

На данный момент онлайн-кинотеатры в России регулярно посещает около 10,5 млн человек. В среднем, зритель проводит на таких платформах по 50 минут в день – об этом рассказала на ПМЭФ Светлана Баланова, гендиректор АО «Национальная медиа группа». Количество и востребованность российских цифровых кинотеатров растёт. А ведь ещё совсем недавно, когда в 2022 году «Нетфликс» заявил об ограничении доступа к своему контенту для россиян, нам казалось, что век стриминговых платформ в России закончился.

Тогда же, с марта 2022 года, начались проблемы с контентом и в российских онлайн-кинотеатрах. Зарубежные правообладатели стали отзывать права на голливудские фильмы и западные сериалы, платформы начали пустеть. Но эта проблема послужила толчком как для создания нового качественного российского контента, так и для налаживания новых международных связей.

Место западного контента стали занимать популярные во всём мире южнокорейские дорамы, а также индийские и турецкие сериалы. Выросли качество и объёмы производства и российских сериалов. Смогут ли онлайн-кинотеатры оставить позади «классическое» телевидение? В чём между ними принципиальная разница? И какие тенденции сейчас наблюдаются на российских стриминговых платформах?

Онлайн-кинотеатры против ТВ: в чём принципиальная разница?

Глубина погружения имеет значение

В чём заключается ключевое различие между стриминговой платформой и «классическим» телевидением? По мнению экспертов, оно состоит в самом качестве погружения зрителя в контент.

Фото: pexels.com
Фото: pexels.com

Сейчас чаще всего мы включаем телевизор не для того, чтобы окунуться в просмотр передач или фильмов с головой – в большинстве случаев это так называемое «фоновое» смотрение. Такому подходу способствует и появление рекламных блоков через каждые несколько минут, на которых точно не хочется заострять внимание. Постоянное отвлечение на рекламу наносит ощутимый удар по сосредоточенности на фильме или передаче.

А вот контент на стриминговой платформе мы выбираем сами, и делаем это целенаправленно и осознанно. Включая фильм или сериал на странице онлайн-кинотеатра, мы, как правило, погружаемся глубоко. Эксперты называют это «внимательным смотрением». При таком внимании к контенту зритель замечает все огрехи. А значит, материал на онлайн-платформах должен быть более качественным и продуманным.

Зритель стриминговых платформ не хочет терпеть ни плохое качество материала, ни лишнюю рекламу – ведь он уже заплатил за подписку, а возможно, дополнительно и за сам фильм, и имеет право на полное погружение.

Разный контент для разных платформ

Именно из-за разного типа смотрения контент, «выстреливающий» на стриминговых платформах, может совсем не зайти телезрителям. Драмы из онлайн-кинотеатров, например, часто невозможно смотреть с рекламными вставками, вырывающими из глубокого и вдумчивого погружения в атмосферу фильма.

Далеко не каждый телевизионный сериал подойдёт и для зрителей стриминговых платформ. Хотя есть и исключения, которые прекрасно смотрят на любой площадке – например, сериал «Мосгаз». Правда, как считает медиаменеджер Гавриил Гордеев, зрительский охват телевидения пока недосягаем для российских стриминговых платформ – потому и многие сериалы, готовящиеся к выпуску в онлайн-кинотеатрах, часто рекламируют на ТВ.

Есть у внимательного смотрения и другие интересные эффекты, помимо повышения требований к качеству контента. Новый контент должен обладать новой ценностью. Заплатив деньги за подписку, потратив усилия на выбор фильма, зритель онлайн-кинотеатра хочет провести время с максимальной пользой. Посетители цифровых платформ начинают думать не только о том, как приятно убить пару часов, но и о смыслах потребляемого контента.

Фото: pexels.com
Фото: pexels.com
– Сейчас имеет смысл думать именно о ценностях внутри контента, – отметил на ПМЭФ Гавриил Гордеев. – Может быть, они простые, тривиальные, но это даёт нам возможность шагнуть в будущее. Смыслы и ценности, которые закладываются в контент, дают нам возможность создавать вечное. Дают нам возможность размышлять о том, а что мы можем заложить в 2035 год, например.

Тренды стриминговых платформ в России

Источники идей

Зритель стриминговых платформ, действительно, ценит качество выше: по словам Алексея Гореславского, гендиректора АНО «Институт развития интернета», практика показывает, что в топе неизменно находятся только наиболее продуманные и хорошо проработанные проекты. Но откуда берётся сама идея проекта? Ведь недостаток качественных сценариев и сценаристов, как и идей, является сейчас главной головной болью всей киноиндустрии, от Голливуда до «Нетфликса».

На российском рынке есть несколько интересных трендов. И наиболее любопытный – это выход на кинорынок идей из литературного самиздата. Сейчас опубликовать своё произведение на литературном сайте может каждый, и нередко неизвестные авторы самиздата набирают невиданную популярность. Наиболее востребована в этом плане фантастика.

– Когда у какого-то произведения обнаруживается миллион-два прочтений, приходит время экранизации, – отметил Гореславский.

Среди других тенденций – экранизация игр, по которым всё чаще снимают сериалы. Очень востребовано и аниме. Кроме того, востребованы проекты, в центре внимания которых – специалисты или процессы, ими осуществляемые. Речь идёт о работе медиков, учёных и т.п.

Короткие ролики-«крючки»

Есть и ещё один любопытный жанр, который сейчас с большим интересом смотрят зрители стриминговых платформ по всему миру. Правда, жанр этот не самостоятельный и короткий – речь идёт о бэкстейджах. Это «съёмки о съёмках», видео о том, как снимался тот или иной фильм, сериал или передача.

Фото: pexels.com
Фото: pexels.com

Зрителям очень нравится заглядывать за кулисы и узнавать реальную «кухню» проектов, поэтому они с нетерпением ждут не только новых серий собственно сериалов, но и новых коротких видео «с обратной стороны». В свою очередь, продюсерам этот жанр помогает продвигать основной проект.

Кроме того, короткие видео, вырезанные из различных сериалов и фильмов, помогают аудитории познакомиться с контентом в соцсетях. Шортс, или короткие видео – это суперконверсионный формат, отметила гендиректор «ВКонтакте» Марина Краснова, и он привлекает внимание аудитории к более длинным видео.

Подростки за бортом

А вот чего в России сейчас недостаёт – так это качественных фильмов и сериалов для подростков.

– 10-16 лет – провальный возраст, нет для него нормального контента. У нас нет приключенческого кино, которое можно посмотреть в 12 лет, – пожаловался Алексей Гореславский. – Мы поддержали в прошлом году шесть сериалов, направленных на этот возраст, посмотрим, что из этого получится. Мы находимся в постоянном поиске проектов, направленных на этот возраст.

Возрастное различие

Отметим, что возраст влияет и на выбор платформы, и на выбор любимых жанров контента. Не секрет, что аудитория 50+ предпочитает «классическое» телевидение стриминговым платформам. Тем не менее, с годами всё большая часть старшего поколения погружается в цифровую среду – и в скором времени здесь наступит баланс. Это подчеркнул на экономическом форуме Александр Нечаев, замгендиректора ВГТРК.

Для старшей аудитории также более характерен интерес к серьёзным жанрам. В остальном же эксперты уверены: не стоит делать глобального разделения между аудиториями ТВ и цифровых платформ. Зрители смотрят видео там, где им удобно.

Фото: pexels.com
Фото: pexels.com

На сегодняшний день топ-5 популярных жанров, по словам Светланы Балановой, составляют:

  • сериалы
  • новости
  • общественно-политические передачи
  • фильмы
  • развлекательные шоу

При этом на сериалы приходится 80% интереса зрителей цифровых платформ.

Будущее цифровых платформ

Интерактив и гибридные форматы

Есть новые тенденции и в интересах зрителей в социальных сетях. По словам Марии Красновой, аудитории «ВК» сейчас очень нравятся коллаборации различных звёзд, а также интерактив. Что касается последнего, тут речь идёт уже о новых технологиях: на платформе создаётся «комната», внутри которой зрители могут смотреть видео онлайн вместе, чтобы обмениваться в процессе комментариями и мнениями.

Интерактив – один из трендов, которые будут активно развиваться в будущем, считает гендиректор «ВКонтакте». Без сомнения, всё так же популярны будут короткие и сверхкороткие форматы, вертикальное видео. По мнению Александра Нечаева, в ближайшие несколько лет графика может подешеветь, и её, как и качественной анимации, станет ещё больше.

Фото: pexels.com
Фото: pexels.com

Среди других тенденций, которые будут развиваться в будущем, замгендиректора ВГТРК выделил формирование различных гибридных жанров и «кросс-возрастного» контента – такого, который можно смотреть всей семьёй, включая разные поколения. Удачным примером подобного контента является фильм «Чебурашка».

Революционные разработки

Дополненная реальность, элементы VR, попытка погрузить человека в какую-то более сложную вселенную – это прогноз от Алексея Гореславского. Также гендиректор «Института развития интернета» считает, что каждая платформа будет развивать свою экосистему, то есть полный комплекс приложений и услуг внутри одного сервиса, как Сбербанк или «ВК».

Что касается революционных тенденций – тут мнения экспертов разделились. По мнению Нечаева, никаких революций в сфере контента в ближайшие 3-5 лет ждать не стоит. Да и искусственный интеллект вряд ли заменит живых сценаристов, а современные эксперименты в этой сфере – лишь развлечение.

А вот гендиректор «ВК» с этим не согласна – по её мнению, через 3-5 лет создавать контент будет ещё проще, а смотреть – намного удобнее. Так, на данный момент специалисты соцсети работают над возможностью для зрителей выбирать из видео любой кадр или точку и акцентироваться на нём – например, при просмотре утренней гимнастики выбрать любимого спортсмена и без потерь вынести его на первый план.

Планов и разработок у представителей цифровых платформ сейчас немало – так что без интересного контента в будущем российские зрители точно не останутся.