Наталья Мещанинова приехала в Петербург на фестиваль Александра Сокурова представить сразу два своих проекта – совершенно разных как по масштабности, так и по сюжету. Для морской драмы «Снегирь» о суровом мужском социуме режиссёра Бориса Хлебникова Наталья написала сценарий. А вот драма «Один маленький ночной секрет» о страшной семейной тайне девочки-подростка была создана ею «от и до»: от идеи и сценария до режиссёрской работы и даже подбора актёров.
Сюжет фильма «Один маленький ночной секрет» одновременно прост и страшен. Главная героиня – 14-летняя девочка Мира, которая живёт в, казалось бы, счастливой семье. Дома девочку ждут мама, отчим и новорожденная сестра, а ещё есть друзья, с которыми Мира планирует весело встретить Новый год большой шумной компанией. Игры в снегу, взаимная симпатия с парнишкой, приехавшим из Риги, подготовка к празднику…
Но дома Миру ждёт кошмар. А именно – отчим, который регулярно её насилует. И мама, «не замечающая» страшных вещей. Мира молчит: у положительного со всех сторон отчима ещё две дочки от прошлого брака, он всем нравится и всем хорош. Кто ей поверит? И приходится возвращаться в персональный ад снова и снова.
Премьера фильма уже состоялась в январе в Роттердаме, а вот когда он выйдет в прокат – пока неизвестно.
– Это очень личная история, – призналась Наталья Мещанинова. – Она не автобиографическая в контексте сюжета, но она про сексуализированное насилие в семье. И это, собственно, моя история, про которую я написала сценарий, как-то очень быстро и пронзительно.
Наталья сама пережила сексуализированное насилие со стороны отчима в детстве, о чём ранее, в 2017 году уже написала книгу. В подростковом возрасте, из-за происходящего в жизни ужаса, включая постоянное насилие и травлю одноклассников, она бросила школу. Впоследствии, впрочем, всё же выучилась на режиссёра в университете родного Краснодара. Наталья долго держала эту боль в себе, но однажды не выдержала – и написала в соцсетях пост с рассказом о пережитом. И неожиданно получила огромный отклик, которого режиссёр совершенно не ожидала.
– Мне вообще на тот момент казалось, что эти истории случаются крайне редко, и что эта злая вещь произошла исключительно со мной, – призналась Мещанинова. – И для меня было большим удивлением, когда я обнаружила, что почти каждая третья моя знакомая женщина или каждый 6-7 знакомый мальчик в детстве переживали что-то подобное, в разных формах. И это всегда происходило с ближним кругом.
Потом я познакомилась с Юлией Титовой, которая основала фонд «Тебе поверят». И выяснилось, что да, действительно, только по официальной статистике каждая пятая девочка и каждый тринадцатый мальчик подвергаются сексуальному насилию в семье.
Наталья подчеркнула: изначально поднимать тему домашнего сексуализированного насилия в глобальном масштабе она не планировала. Лишь потянула за ниточку, к которой была привязана сама, – и вытянула за неё чудовищную правду второго дна нашей повседневной реальности:
– Изначально это был личный крик, попытка высказывания, и только потом я поняла, что это рядом, это близко, это происходит слишком часто. И об этом умалчивают, об этом не говорят сами же жертвы. В принципе, не выносит сор из избы никто. Эта тема самая табуированная у нас в стране – насилие в семье.
Режиссёр уверена: эту ужасную тему нужно поднимать чаще, чтобы люди начали присматриваться к ней, заметили, что что-то может быть не так в их собственных семьях, с их собственными детьми. И чтобы жертвы перестали скрывать случившееся и бояться осуждения окружающих.
– Это то же самое, что произошло с движением Me too. Когда зазвучали голоса, человек понял, что он не один. Люди поняли, что говорить об этом не стыдно, что они не виноваты, – пояснила Наталья Мещанинова. – Я не буду сейчас говорить, какие грибы повырастали на этой почве, они повырастали разные, в том числе возникли люди, которые хотели словить на этом хайп.
Но очень много реальных, по-настоящему тревожных голосов должны зазвучать, чтобы люди пошли и сказали: «Нет, мы не должны молчать». Мне кажется, что необходим открытый разговор, чтобы человеку не казалось, что он в полном одиночестве преодолевает эту трагедию.
Главную отрицательную роль в фильме «Один маленький ночной секрет» сыграл супруг Натальи – актёр Степан Девонин. Как так вышло? И не было ли страшно отдавать такую роль, связанную с личными переживаниями, самому близкому человеку?
– Это очень интересная история, – рассказала наша собеседница. – Он сразу просился на пробы в этот фильм, просился на эту роль. Но дело в том, что я совершенно не представляла его в этой роли, роли насильника, отчима, который ещё должен быть возрастным человеком. А мой муж молодой, ему 36 лет, на тот момент было 35… И поэтому я ему отказывала.
Но мало кто из актёров в принципе соглашался на эту роль, потому что всем было достаточно страшно, и у меня было не так много претендентов. В итоге он уговорил меня, чтобы я просто попробовала его в этой роли. И он сделал лучшие пробы.
Никто из других актёров не мог даже приблизиться к тому, куда я приглашала. И, возможно, именно потому, что он мой муж, что он знает всё глубже и изнутри, что он понимает больше нюансов и в принципе объёмнее может сделать характер, всё так и получилось. Просто никого лучше не оказалось.
Как совместная работа над столь личным фильмом повлияла на отношения в семье? Стала ли Наталья смотреть на мужа иначе? Не осталось ли неприятного осадка, горького послевкусия, связанного с ролью насильника?
– Мне кажется, мы стали ещё ближе после этой работы, – призналась автор фильма. – Потому что я испытываю чувство благодарности. Я ведь очень боялась: это твой близкий человек, и ты боишься запутаться, боишься, что твоя психика начнёт вдруг верить в это…
А на самом деле получилось всё ровно наоборот, как будто какая-то терапевтическая история. Потому что мы вместе с ним высмеяли эту сакральную тайну, этого страшного человека, придав его публичности и сделав на этом материале кино.
И на площадке мы ужасно все веселились, было достаточно легко это снимать. И я легко из этого вышла, с чувством благодарности.
Предыдущая режиссёрская работа Натальи Мещаниновой также была связана с исследованием тонкого душевного мира надломленной девочки-подростка: в 2022 году на экраны вышел сериал «Алиса не может ждать», основанный на реальной истории. Правда, в центре сюжета была беда другого рода:
– Была такая статья психолога Мурашовой, где она описывает случай с девочкой. К ней пришла мама и говорит: «Я не знаю, как справиться со своим подростком, она бросила школу и собирается, видимо, заниматься проституцией. Я не знаю, что происходит, помогите». Девочке 15 лет.
Выяснилось, что девочка неотвратимо слепнет, и она придумала себе план: стать экзотической содержанкой, чтобы не потерять свою жизнь, потому что в другие варианты развития событий она не верит.
И вот это стало основой. А дальше мы уже стали сами разрабатывать сюжет. Мы не пошли к реальной девочке, не стали её мучить какими-то сценарными вопросами, а на основе этой истории придумали свою – свою маму, коллизию и так далее.
1 июня в Петербурге состоялась премьера фильма Бориса Хлебникова «Снегирь», где история происходит на рыболовецком судне, и все персонажи – мужчины. Сценарий к «Снегирю» написала Наталья Мещанинова.
С режиссёром Борисом Хлебниковым она сотрудничает в качестве сценариста уже около 10 лет. Как отметила Наталья, секрет столь долгого и успешного сотрудничества в том, что никто не тянет на себя одеяло и не требует главной роли в проектах:
– Мы меняемся ролями. Наверное, вся прелесть наших отношений в том, что мы никогда не выясняем этот момент.
Собственных полнометражных картин Наталья Мещанинова сняла на данный момент три. Как призналась наша собеседница, больше всего ей нравится чередовать работу сценариста и режиссёра:
– Бывает так, что у тебя голова очень сильно устала, и ты идёшь мыть полы в подъезде. Вот это примерно то же самое. Сценарная работа – она такая муторная, она требует много всяких переживаний, сомнений в себе, то я написала, не то… И ты при этом сидишь, мучительно что-то придумываешь, смотришь в окно, и это длится, длится…
А съёмки – это когда ты вскочил в поезд, поезд летит под горку, времени нет ни на что, скорость принятия решений просто молниеносная, оглянуться назад тебе некогда особо. Совершенно другой ритм существования. И вот когда это чередуется – мне нравится. Потому что ты очень сильно устаёшь на съёмках, потом думаешь – нет, я лучше сяду, попишу спокойно. Потом ты устаёшь от того, что ты постоянно с этим документом, смотришь в экран, тебе хочется какого-то драйва, и ты идёшь в съёмки.