Прямой эфир

Шторм длиной в год: режиссёр Борис Хлебников – о съёмках фильма «Снегирь» в Петербурге

Елена Кобзева
5 июня 2023, 13:20
В прокат 8 июня выходит новый фильм Бориса Хлебникова и Натальи Мещаниновой – морская драма «Снегирь». Мы взяли интервью у режиссёра и сценариста и выяснили, как снимались сцены шторма и ловли рыбы в Баренцевом море и куда делся главный герой.
Фото: 78.ru, кинокомпания СТВ, flaticon.com

Хлебников, Сокуров и Озон на Финском заливе

С 1 по 4 июня в «Севкабеле» прошёл международный кинофестиваль «Пример интонации» – при поддержке одноименного фонда Александра Сокурова. На фестивале в пространствах у Финского залива показывали новые картины культовых российских и зарубежных режиссёров. Так, 3 июня петербуржцы увидели новый фильм-фантасмагорию «Сказка» самого Сокурова, а 4 июня – картину «Моё преступление» Франсуа Озона.

А 1 июня с большим успехом прошла премьера новой морской драмы Бориса Хлебникова «Снегирь» по мотивам книги советского писателя Георгия Владимова «Три минуты молчания». В течение двух часов зрители следили за работой рыбаков на Баренцевом море, за конфликтом между матёрым боцманом в исполнении Александра Робака и юным студентом-практикантом мореходки Никитой. Последнего весьма талантливо сыграл сын Бориса Хлебникова Макар.

Переработка сюжета советской книги

История середины XX века была изрядно переработана Хлебниковым вместе со сценаристом Натальей Мещаниновой. Но суть осталась та же (а вполне возможно, что и ржавый корабль, на котором ходят в море рыбаки, в 1960-е мог быть тем же самым). Сложные отношения внутри коллектива рыбаков, смена ролей, попытки притереться друг к другу, вопрос предательства и подвига – всё как полвека назад.

В центре сюжета – два 18-летних студента, Максим и Никита, явившиеся на практику на тот самое рыболовецкое судно «Снегирь». Суровые рыбаки называют салаг «асисяями» и резко отвергают их. В этой ситуации каждый пытается влиться в компанию, как может. Пока не случается трагедия.

Фото: кинокомпания СТВ
Фото: кинокомпания СТВ

Разумеется, к съёмкам морского фильма Хлебников и Мещанинова очень основательно готовились.

– У нас было много интервью, мы разговаривали с моряками, с капитанами разных судов, – рассказал режиссёр. – У нас было несколько консультантов, как на подготовке, так и на съёмках. Мы с Наташей ездили на корабль, изучали, как устроена сама техника производства, как устроено траление, как устроена жизнь на корабле.

Документальный материал: 10 дней в море с рыбаками

Но основной материал «из полей», а точнее с моря привезла Борису Хлебнику и Наталье Мещаниновой документалист Зака Абдрахманова.

– Наша коллега и подруга Зака Абдрахманова пошла в рейс зимой на таком же траулере, чтобы добыть для нас достоверный материал. Чтобы мы поняли тип отношений на корабле, географию, что там как устроено, как начинается день, с чего начинается траление, кучу подробностей, – рассказала Наталья Мещанинова. – Она пробыла в рейсе 10 дней и просто принесла нам развёрнутый ответ на все наши вопросы.
На основании этого материала я и писала всю техническую часть. Конечно, возникали вопросы, и мы обращались за консультацией к разным капитанам и людям, которые много ходили в море. Например, с просьбой попридумывать с нами такую ситуацию, при которой корабль в шторм могло развернуть на боковую волну. И благодаря этим консультантам была придумана одна из ключевых сцен в фильме.

Сцена шторма: год подготовки и душ из 200 тонн ледяной воды в день

Кульминационным моментом фильма, без сомнения, является масштабная сцена шторма в море. Снять её, как и спланировать, было крайне непросто. Кадры вышли поразительно реалистичными – сложно поверить, что съёмки проводились не на реальном корабле посреди бушующей стихии, а в одном из петербургских павильонов.

Фото: кинокомпания СТВ
Фото: кинокомпания СТВ

Как рассказал в интервью 78.ru Борис Хлебников, самым сложным было придумать, как же собственно это снять, как осуществить технически. Только на продумывание комплекса конструкций для съёмок шторма, на проработку всех технических тонкостей ушло полтора года.

– Это огромная команда, это компьютерная графика, это инженеры, люди, которые занимаются водными эффектами, каскадёры, художники, – объяснил автор фильма. – Нужно было выполнить всё так, чтобы это было удобно, понятно, и главное, чтобы это эффективно работало.
У нас получилась огромная декорация: половина корабля, его нос и 25-метровая рубка. Всё это было поставлено на огромный гим – гидравлическое приспособление, которое раскачивало эту конструкцию в воздухе. Вокруг было много водяных горок, с которых скатывалось по 4 тонны воды одновременно и почти смывало актёров с палубы. Плюс были водяные пушки, плюс был ветер, плюс дождь… В общем, очень много всего вокруг.
И это всё было под голубым куполом, чтобы потом дорисовать дальние волны, горизонт и так далее. Управлялось всё с большого пульта. У нас была подвижная камера, режиссёр водных эффектов смотрел, где она находится, что она делает, и в нужный момент момент очень точно стрелял водой, этими плесками – большими, маленькими, так, чтобы это было эффектно в кадре.
Актёрам приходилось всё это выдерживать. Во-первых, это было очень тяжело физически, во-вторых, мы выливали примерно по 200 тонн воды в день, и нагреть такое количество воды мы просто физически не могли, поэтому на них всё время лилась ледяная вода.

Реальный шторм – когда «нечего играть»

По словам продюсера Сергея Сельянова изначально снимать шторм планировалось в Бельгии, в специальном бассейне, созданном для таких целей. Производство фильма должно было происходить в кооперации с Люксембургом, который и обещал устроить такой «заплыв». Однако сначала пандемия, а потом и осложнившиеся международные отношения помешали такому сотрудничеству.

Тем не менее, качество и реалистичность киноматериала, отснятого в Петербурге, просто поражает. Ради него пришлось серьёзно потрудиться не только техникам, но и артистам. По мнению актёра Александра Робака, съёмки «Титаника» в своё время проходили проще. Здесь же каждая фраза артистов должна была сопровождаться нужной волной воды, сбивающей с ног. А сами актёры практически не слышали друг друга из-за шума – и понимали, что время сказать свою реплику, лишь по разработанным ранее жестам.

Фото: кинокомпания СТВ
Фото: кинокомпания СТВ

Олег Савостюк, юный исполнитель одной из главных ролей, признался: в какой-то момент он понял, что здесь «нечего играть». Условия максимально близки к реальным, а потому нужно просто передвигаться по нужной траектории и держаться – огромные волны и ветер всё равно заставят действовать как при настоящем шторме.

Фото: кинокомпания СТВ
Фото: кинокомпания СТВ

Реалистичность двадцатиминутной сцены шторма в фильме Хлебников подтвердил и один из «рыбаков» фильма – актёр Михаил Кремер. Михаил родился во Владивостоке и в юности работал на точно таком же судне. По его словам, в реальности во время шторма всё происходит именно так. За исключением того, что на съёмках в Петербурге между дублями можно было выйти погреться на солнышко – погода тогда радовала жарой до +35.

Натурные съёмки в Баренцевом море

Однако столь качественный и технически выверенный, столь реалистичный фильм о работе рыбаков было бы невозможно снять без участия настоящего главного героя – моря. Так как требовалось «настоящее северное море» на границе с Норвегией, снимать натуру поехали в Мурманск. Основная часть натурных съёмок проходила в Баренцевом море у посёлка Териберка на Кольском полуострове.

– Там был реальный корабль – «Кепромар», на нём мы снимали сцены траления рыбы. Для этого нам и надо было выходить в море, потому что траление при всём желании сложно было бы снять без натуры.
Это рабочее судно, которое находится в Мурманске, у него есть команда, капитан. Мы очень долго вели переговоры, и владельцы этого корабля нам разрешили снимать 10 дней на их судне. Всё это время они следили за нами, инструктировали и разрешали или запрещали какие-то вещи. Съёмки на таком корабле – вещь очень опасная. Поэтому у нас была очень чёткая инструкция, и мы слушались их максимально точно.

Проблема качки и рыбные «куклы»

Практически у всех членов съёмочной группы на Баренцевом море была морская болезнь – но к этому, отметил Борис Хлебников, все готовились заранее. Артисты старались взять себя в руки и выйти на смену в любом состоянии, поэтому ни одной смены переносить не пришлось.

Были, помимо тошноты, и другие проблемы:

– Весь этот корабль сделан не для людей, он сделан для работы, поэтому там всё из металла, из углов. Качает, с непривычки очень многие просто бились об эти углы, разбивали головы и не только…

Артист Александр Робак отметил, что съёмки в Баренцевом море, среди реальной северной природы, «на всех ветрах, волнах и штормах», длились около месяца – и это было невероятно красиво.

Однако не всё на натурных съёмках было настоящим – с некоторым основополагающими опциями сложилась трудная ситуация. В первую очередь речь идёт о рыбе. Ловить её по-настоящему было невозможно, отметил Борис Хлебников – на это существуют квоты. Поэтому часть рыбы была искусственной.

Фото: кинокомпания СТВ
Фото: кинокомпания СТВ

Рыбных «кукол» для съёмок «Снегиря» отшивали петербургские заключённые, после чего на ткань накладывали принт. Кроме того, было закуплено 50 тонн настоящей замороженной рыбы, которую закладывали в сети – по 10 тонн в день.

Куда исчез главный герой?

На работу над фильмом у режиссёра Бориса Хлебникова и его команды ушло около пяти лет – от идеи до премьеры. Конечно, помешала и пандемия, из-за которой пришлось отложить съёмки до конца карантина, и сложности с копродукцией. Кроме того, на один только постпродакшн – монтаж, создание графики, работу над звуком – ушёл почти год.

Тем не менее, трудности начались ещё до старта съёмок. Сценаристу Наталье Мещаниновой, с которой Борис Хлебников работает уже около 10 лет, приходилось несколько раз переписывать сценарий. А виной тому главный герой, который никак не мог найти себе место в картине.

Свой роман «Три минуты молчания» писатель Георгий Владимов создал в 1969 году. Тогда на него обрушился шквал критики, и книга долгое время была в безвестности. Одной из главных причин этого стал образ главного героя – молодого рыбака Сеньки, который ищет себя в этой жизни, бесконечно рефлексирует и ставит под сомнение ценности общества.

У Сеньки было немало женщин – в книге мы встретим интеллигентную Лилю, разбитную Клавку и легкодоступную Нинку. Однако ни одной из этих женщин, как и самого Сеньки, в фильме мы не увидим. Картина заряжена тестостероном на все 100% – единственный женский персонаж появится в коротком эпизоде финала. Но картина, как и сам фильм, рассказывает нам о мужском социуме. Однако куда делся Сенька? И почему вместо него на первый план вышли два молодых студента-практиканта?

Устаревший тип героя

Секрет такой трансформации раскрыла нам сценарист Наталья Мещанинова:

– На это есть несколько причин. И одна из главных – тот тип героя, который описан в книге. На то время он был очень новаторским: новый тип героя в советской литературе, который рефлексирует, подвергает сомнению многие вещи, в том числе Советский Союз… И эта повесть была новым словом.
Сейчас, в нашем времени это не может являться новым словом, и тип героя не удивляет. Но мы пошли этим путём, мы сначала были очень близки к сюжету книги. В какой-то момент мы поняли, что это литература, которая не применима к сценарию фильма. Потому что очень многие вещи, которые описаны в книге, из разряда «а он подумал», «а он почувствовал», а он то, а он это… Это то, что вы можете прочитать в книге, но это совершенно неприменимо к кино.
Мы решили вычистить героя – и посмотреть, что получится. В книге тоже были эти два салаги, которые стали у нас главными героями. И всё заработало. Мы поняли, что пытаемся посмотреть глазами главного героя на сюжет, который вполне самостоятельно существует и без него. И в его глазах нет ничего такого ценного. И нам стало интересно смотреть напрямую.
Вот такие начали происходить метаморфозы. И, конечно, в связи с этим ушли все женские персонажи, изменились сюжет и коллизия на корабле. Мы стали расследовать внутри этого сюжета, что же такое, когда два совершенно молодых, удивлённых, совершенно безмозглых человека попадают в сплочённую команду моряков, как они начинают им мешать, как один встраивается, как другой не встраивается… Это повернуло нас совершенно в другую сторону.

По мнению Натальи Мещаниновой, смена главного героя стала большим плюсом для фильма – хоть для этого и пришлось несколько раз переписывать сценарий.

Замкнутый мужской коллектив: от травли до подвига

Вместе со сменой главного героя и сюжетной наполненности немного изменилась и идея произведения. Как подчеркнул Борис Хлебников, больше всего его интересовал замкнутый мужской коллектив и расстановка ролей внутри него. Исследование этого социума и оказалось в центре «Снегиря». Впрочем, по мнению режиссёра, все пертурбации с героями послужили идее только в плюс:

– Именно в погоне сохранить смысл книги, её главную идею, нам пришлось поменять сюжет.
Фото: кинокомпания СТВ
Фото: кинокомпания СТВ

В фильме поднимается и вопрос изгоев и конформистов, и проблема детско-родительских отношений, и многогранность человеческого характера – ведь один и тот же человек может как дать много тепла, так и полностью раздавить другого.

– Я бы сказала, что здесь несколько пластов, – поделилась Наталья Мещанинова. – И на поверхности, конечно, лежит сюжет про травлю и про то, чем она может обернуться. Если пойти чуть дальше, мы начнём думать о том, что такое подвиг и как мы хотим этим подвигом искупить то, что мы только что натворили.
То есть у нас получается история от частного к общему. Кто-то начнёт проводить аналогии с сегодняшним днём, кто-то ещё с чем-то, в общем, здесь фантазия может быть не ограничена. Для меня было важнее всего как-то достоверно рассказать этих людей в рамках этого сюжета.

Нетривиальная задача – описать «15 мужиков на корабле»

Несмотря на то, что Зака Абдрахманова привезла Хлебникову и Мещаниновой обширный документальный материал, прописывать все характеры сценаристке пришлось самостоятельно.

– Главная сложность была в том, что тип отношений, который мы здесь описываем, это какой-то придуманный нами тип отношений. И мне было тяжело создать этих персонажей, чтобы они все были разные, чтобы у каждого была своя цель.
Описывать 15 мужиков на корабле – это непростая задача, и речевая в том числе. Потому что те прототипы, которых снимала Зака, всё-таки не настолько открылись как люди, и мы ничего не поняли из того, какие у них отношения. Они все были достаточно ровные, эти отношения. А тут нам пришлось придумывать очень много ярких вещей. Наверное, сложнее всего было именно это.

В итоге персонажи получились весьма реалистичные – в чём-то незрелые и инфантильные, капризные и злые, в чём-то душевные и готовые своё душевное тепло дарить. Правда, фильм оставил смешанные чувства – всё, как и в жизни, происходит в нём сумбурно и неожиданно.

И хочется вступить в диалог с режиссёром – нет, тут надо бы раскрыть героя поглубже, что за поверхностный взгляд? Но, может быть, именно такой взгляд создаёт глубокую реалистичность в «Снегире» – помимо великолепной актёрской игры и великолепных натурных и павильонных пейзажей.