Телеведущий, продюсер и психотерапевт Андрей Курпатов побывал в «Открытой студии» на телеканале «78» и рассказал, почему человека необходимо обучать нравственности, с какого возраста это нужно делать, и кто должен служить ориентиром.
Раньше было три кнопки на телевизоре и ограниченное количество информационных каналов, в результате чего мы имели общество, в котором есть единое информационное поле, объясняет эксперт. Теперь же любой блогер сам себе телевизионный начальник и рекламодатель, каналов тысячи, и у каждого своя аудитория.
— Всё зависит от аудитории. У меня прекрасная аудитора, которая вряд ли будет участвовать в «марафонах желания». Мы не пресекающиеся социальные страты. Из-за того, что, действительно, много каналов информационных, наше общество атомизировалось, потому что формируются отдельные анклавы людей. Я думаю, вам приходилось слышать «известный блогер», и вы с ужасом начинаете озираться по сторонам: кому он известный, где он известный, а у него миллионы подписчиков, — отмечает Курпатов.
Человека необходимо обучать не только знаниям, его надо обучать нравственности, правилам поведения в обществе.
— Раньше у нас было чёткое понимание, что такое правильный пионер. Сейчас что такое правильный ребёнок? Нет нормативной сетки. Люди оказалась в обстоятельствах, при которых получают самые разные ценности из разных каналов, собирают из этого какую-то матрёшку, мозаику, и пытаются следовать этому «одеялу», сотканному из отдельных кусков, и надеяться, что они в этой жизни чего-то добьются. Так это не работает, — убеждён психолог.
По его словам, нужны системы ценности. Сейчас же огромное количество молодых и не очень людей не знают, чем хотят заниматься.
— Люди всегда хотели счастья, это нормальное человеческое желание. Вопрос образования, которое люди имеют. Критическое мышление — это не просто набор инструментов, это всё-таки образовательный ценз. Как можно представить, что ты что-то себе намечтаешь, и оно реализуется. Понятно, есть положительный эмоциональный настрой, но когда этому придаётся сверхъестественное значение, я уже развожу руками, — признаётся эксперт.
В каждом возрастном периоде у ребёнка открыты окна возможности, которые необходимо использовать.
— Если до 10 лет ребёнок не имел социального взаимодействия, он никогда больше не научится языку. Что касается правил общежития, которые предполагают честность, доверие — у этого тоже есть окно с 5 до 10 лет. Нужно, чтобы человек это усвоил в качестве установки. В Советском Союзе в каждом мультфильме была нравственная история, каждая история имела мораль — добро побеждает зло. Это работает уже с 10 до 12 лет, — отмечает Андрей Курпатов.
Ориентиром для детей должны стать родители и учителя.
— У нас раньше школа отвечала за воспитание, потом им сказали, что всё, школа за воспитание не отвечает, отвечает только за образование, конкретные знания и навыки. Учитель должен быть авторитетом — в противном случае у него просто не будут учиться. Это медицинский факт. Как у нас родители относятся к учителям? Как к одному из виду услуг. Ребёнку нужно научиться воспринимать авторитет. Я никогда не мог себе представить, что дети могут бить родителей, — признаётся психотерапевт.
По его мнению, самый важный период — до 10 лет, потому что именно в этом возрасте формируются базовые психические функции.
— Почему младшая школа до 10 лет? Ребёнка полностью держат под колпаком родитель, воспитатель в детском саду, учитель детской младшей школы. Это ключевое время, после этого с 10 до 12-13 лет — это время, когда вы можете с ребёнком подружиться. Вы должны с ним наладить такое общение, чтобы он понимал, что ваши мотивации — это беспокойство о нём, забота, любовь к нему. У нас очень короткий период такого общения. Детям этого не додают, они чувствуют себя ненужными, — считает психолог.
В настоящее время наблюдается рост депрессивных расстройств, которые люди не идентифицируют, убеждён Курпатов. Они находятся в депрессии, у них есть вся симптоматика, но они не понимают, что находятся в депрессивном состоянии. Люди очень не долечены с точки зрения депрессивных состояний. В этом плане компьютерные игры могут как помочь, так и усугубить проблему.
— Есть просто компьютерная зависимость, которой страдают определённые группы детей. Это не значит, что если компьютерная игра, то мозг разрушится. Но действительно есть риск, что мозг отреагирует как на обычный наркотик, и люди будут сутками проводить за компьютерными играми. Но есть компьютерные игры, которые людям более старшего возраста, наоборот, рекомендуются, поскольку мозг должен получать новую информацию и решать новые задачи, — убеждён психолог.
Напоследок он заметил, что штатный юрист работает на предприятия, а психолог работает на сотрудников, поэтому работодатель сам определяет, нужно ли его сотрудникам оказывать психологическую помощь. Но если у него есть такая услуга, это делает его более привлекательным для сотрудников.